Совершенствование структуры управления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Ивмолокопродукт».
Предметом исследования является организационные структуры управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Классификация структур управления 5
1.2. Функции структур управления 12
1.3. Принципы проектирования структур управления 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1. Общая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ персонала 25
2.3. Анализ структуры и функций управления 29
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 34
3.1. Совершенствование структуры управления 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 42

Файлы: 1 файл

Sovershenstvovanie_struktury_upravlenia_predpri.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

     В общем  случае пределы полномочий расширяясь  в направлении более высоких  уровней управления организации.  Но даже полномочия высшего  руководства  ограничены. Председатель  совета директоров  президент  крупной открытой акционерной  компании  должны  отвечать перед акционерам если задержка изначально  превышают  общий  бюджет. Не могут также  высшие чиновники  фирмы  повышать себе зарплату,  использовать ресурсы  организации без одобрения совета директоров.

     Существует еще множество  внешних ограничений  полномочий. Законодательство запрещает руководителям сознательно делегировать обязанности, которые могут привести к серьезным травмам рабочих, даже  если организация не имеет страховых полисов в данной области.

     Большая часть полномочий  руководителя определяется традициями, нравами, культурными  стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают  полномочия, а с другой, поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия,  которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок. Это означает, конечно, что они не могут делегировать обязанности,  требующие  таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации. Однако ограничения, налагаемые  на полномочия, часто широко нарушаются на практике. Чтобы лучше это понять рассмотрим разницу между  полномочиями и властью.

     Полномочия и власть.  Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присуще данной должности – право использовать  ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуации. Можно  иметь власть, не имея  полномочий.

Например, управляющий финансами  фирмы имеет право или полномочия подписывать чеки и обладает властью  или способностью  переводить деньги фирмы на свой собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными  операциями. Если управляющий финансами совершит кражу, президент  компании обладает и властью и полномочиями, чтобы уволить его. Но, разработав свои планы заранее, бесчестный  управляющий  финансами, обладающий властью, ускользнет от  преследования властей,  перелетев в другую страну на  самолете компании.

    Другими словами, полномочия  определяют то, что лицо, занимающее  какую-то должность, имеет право  делать.  Власть определяет, что  оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказаться положительное или отрицательное  воздействие на организацию. Как уже указывалось, полномочия всегда ограничены. В некоторых  случаях эти пределы изменяют  характер полномочий, которые  проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные  и аппаратные полномочия, причем  оба типа  могут применяться в различных формах.

     Линейные полномочия  – это полномочия, которые передаются  непосредственно от начальника  к подчиненному и далее у   другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать  в     определенных  вопросах без согласования с другими руководителями в тех  пределах, которые установлены организацией , законом или обычаем.

      Например, директор, обладающий полными линейными  полномочиями по распоряжению  ее ресурсами, может иметь  право принимать решения, каких специалистов следует принимать на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности, а также выбирать руководителей подразделений и устанавливать цели фирмы.  Аналогичным образом, управляющий по сбыту может  обычно принимать окончательное решение по приему новых торговых агентов, относительно величины предусмотренных сметой для каждого торгового агента, по вопросу. Какие торговые  агенты будут обслуживать определенных клиентов.

     Делегирование линейных  полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии  называется  скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно предаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд, которая показана на рис 5. Вероятно,  наиболее наглядным примером  цепи команд будет иерархия военных организаций. Военные определенного ранга легко отличаются от военный более высокого  или низкого уровня  по обмундированию и знакам различия, здесь иерархия действительно называется цепью команд. В большинстве организаций все основывается на иерархической  системе взаимоотношений начальников и  подчиненных.

Цепь команд, созданная делегированием полномочий является характерной чертой всех формальных организаций, кроме самых мелких.

 

Рис. 5.  Цепь команд.

 

     Согласно  классической  теории организации,  с выводами которой по данному  вопросу согласно большинство  менеджеров, структура организации  должна разрабатываться сверху  вниз.  Последовательность разработки  организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны  осуществить  разделение организации на широкие сферы, затем  поставить конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формируются общие   задачи, - а потом составить конкретные  правила.

     Таким образом, последовательность  действий следующая:

  1. Деление организации по горизонтали  на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Определение, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие – штабными.
  2. Установление соотношения полномочий различных  должностей. При этом руководство устанавливает цепь команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более  мелкие организационные подразделения, чтобы  эффективно использовать  специализацию и избежать перегрузки  руководства.
  3. Определение должностных обязанностей, как   совокупность  определенных задач и функций и поручение их   выполнения конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, руководство разрабатывает также конкретные задачи  и закрепляет  их за  непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

      Появившаяся   в итоге разработки организационная  структура – это не застывшая   форма,  подобная  каркасу здания. Поскольку  организационные структуры  основываются на планах, то существенные    изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях  к процессу изменения организационной  структуры следует относиться как к  реорганизации, т.к. этот процесс, как все  функции  организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие  организации регулярно оценивают степень адекватности своих  организационных структур и  изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Требования внешней среды, в свою очередь, определяется в ходе   планирования и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Общая характеристика предприятия

 

 

ООО «Ивмолокопродукт» – крупнейший  комбинат масложировой промышленности Ивановской области.  Это высокоразвитое, технически оснащенное производство с современной технологией. Комбинат является основным поставщиком, молочных, творожных иродуктов, кулинарных и кондитерских жиров,  для предприятий и розничной торговли Ивановской и других областей. На сегодняшний момент предприятие выпускает более 150 наименований молочной продукции.

Предприятие распложено по  адресу: г. Иваново, ул. Сосневская, д. 95

На сегодняшний день ООО "Ивмолокопродукт" обеспечивает молочной продукцией не только Ивановский регион, но и регионы Центрального, Сибирского, Северо-Западного Федеральных округов РФ. Предприятие активно сотрудничает с первой десяткой крупных ритейлеров России.

За время своей работы на рынке Ивановский молочный комбинат зарекомендовал себя как преуспевающий производитель молочных продуктов, отличающихся разнообразием и качеством, которые пользуются спросом на рынке. 

При этом продукция выпускается  под несколькими Торговыми марками "Белая киска", "Бабушкины  продукты", "Двойная сила", "Города", "Из Васильково".

С учетом требований к  качеству и безопасности производимых молочных продуктов, компания проводит полную реконструкцию всех своих  производственных и логистических  звеньев. К концу 2009 года реконструкция  будет завершена и предприятие предстанет современным высокотехнологичным производством с автоматизированной системой управления

Исключительное внимание  на комбинате  уделяется решению социально-бытовых вопросов, что способствует закреплению  кадров  рабочих и  ИТР, повышению производительности труда и эффективности  производства.

  На сегодняшний  день на ООО «Ивмолокопродукт» трудится  405 человек.  Их зарплата постоянно индексируется и выплачивается регулярно. Работники также получают дотации на питание.  На территории комбината есть  свой  магазин, где продукты на  30  процентов дешевле, чем  в обычном.

Объемы производства за последние 5 лет выросли более  чем в три раза. На данном этапе  развития идет расширение отдела оптовых  продаж ЧС целью расширения географии  обслуживания, а так же увеличения рыночной доли в обслуживаемых регионах.

      В настоящее   время  на комбинате проводится  большая  работа  по организации  производства, расширению ассортимента  продукции, улучшению  ее качества  и товарного вида.

Важнейшим ресурсом организации являются материальные ресурсы, которые делятся на основные и оборотные фонды. Анализ их состояния, движения и использования можно провести на основании данных бухгалтерской отчетности организации.

По данным бухгалтерского баланса ООО «Ивмолокопродукт» на 31 декабря 2011 года, стоимость основных средств составляет 15934 т.р. При этом в течение 2011 года было введено в эксплуатацию основных средств на 1515 т.р., выбыло основных средств на 329 т.р. Т.о. предприятие обновляет парк основных средств путем приобретения новой техники и вывода из эксплуатацию старых машин и оборудования, которые занимают наибольший удельный вес в общей стоимости основных фондов организации. Коэффициент износа на конец 2011 года составляет 0,23. Другими словами, изношено только 23% основных фондов. Учитывая, что предприятие активно обновляет основные фонды, можно рассчитывать, что в 2011 году данный показатель еще уменьшит свое значение.

Фондоотдача является основным показателем использования основных фондов. Она показывает, выпуск продукции, приходящийся на 1 рубль стоимости основных фондов. В 2011 году фондоотдача составила 19,99 рубля. Это хороший показатель, который говорит  о том, что основные фонды предприятия используются эффективно, с максимальной отдачей. Соответственно показатель фондоемкости, который является обратным показателю фондоотдачи, составил всего 0,05. Это говорит о том, что продукция предприятия не является фондоемкой.

Основной составляющей оборотного капитала ООО «Ивмолокопродукт» являются запасы. Их величина за 2011 год выросла и составила 21315 т.р. В составе запасов преобладает готовая продукция и товары для перепродажи. Это связано со спецификой деятельности организации. Доля материальных затрат в общей стоимости продукции достигает 70%, что говорит о том, что продукция компании является материалоемкой. При этом организация обладает достаточным количеством денежных средств для совершения всех торговых операций. Внимание следует обратить на объем дебиторской задолженности, которая за год выросла более чем в 2 раза. Финансовые ресурсы компании является основным источником ее существования и развития. Финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные. Структура и динамика основных финансовых показателей деятельности компании за последние 3 года приведена в таблице

Таблица

Финансовые  показатели деятельности ООО «Ивмолокопродукт»

Показатель

2009

2010

2011

Изменение 2009-2010

Изменение 2010-2011

1

Величина оборотных  средств предприятия

14229

40917

49089

26688

8172

2

Продолжительность одного оборота в днях

(оборотные средства*365/выручка)

 

155,7

 

76,5

 

72,6

-79.2

-3.9

3

Уставный капитал  предприятия

6000

6000

6000

0

0

4

Собственный капитал  предприятия

8103

24740

33040

 

16637

8300

5

Долгосрочные  обязательства

-

34

48

34

14

6

Кредиторская  задолженность

10720

28824

28189

18104

-365

7

Сумма активов (источников средств)

18841

53753

61439

34912

7686

8

Собственный оборотный  капитал (собственный капитал –  стоимость основных фондов)

 

3492

 

11904

 

20689

8412

8785

Информация о работе Совершенствование структуры управления предприятия