Совершенствования использования современных методов мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей использования современных методов мотивации персонала на примере ООО «Фианит».
Задачи исследования:
-Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала организации.
-Исследовать методы мотивации в организации на примере ООО «Фианит».
-Выявить направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………… 5
1.Теоретические основы мотивации персонала………………………………………………… 6
1.1 Определение мотивации………………………………………………………………………………. 6
1.2 Теории мотивации…………………………………………………………………………………………. 7
1.3 Виды мотивации и влияние на персонал…………………………………………………… 15
2. Исследование методов мотивации в организации на примере ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 19
2.1 Общая характеристика ООО «Фианит»……………………………………………………… 19
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Фианит»……………………… 24
3. Направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала………………………………………………………………………………………. 32
3.1 Совершенствование политики мотивации персонала в ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 32
3.2 Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала в ООО «Фианит»………………………………………………………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 808.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………   5

1.Теоретические основы мотивации  персонала…………………………………………………  6

1.1 Определение мотивации……………………………………………………………………………….  6

1.2 Теории мотивации………………………………………………………………………………………….  7

1.3 Виды мотивации и влияние на персонал……………………………………………………   15

2. Исследование методов мотивации  в организации на примере ООО  «Фианит»……………………………………………………………………………………………………………   19

2.1 Общая характеристика  ООО  «Фианит»………………………………………………………   19

2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Фианит»………………………   24

3. Направления совершенствования  использования современных  методов  мотивации персонала……………………………………………………………………………………….    32

3.1 Совершенствование политики  мотивации персонала в ООО  «Фианит»……………………………………………………………………………………………………………   32

3.2 Рекомендации по оптимизации  политики мотивации персонала  в ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………..    39

Заключение………………………………………………………………………………………………………     43

Список использованной литературы………………………………………………………………..  45

Приложения………………………………………………………………………………………………………   46

 

Введение

 

Актуальность исследования. Мотивация персонала является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации. В связи с этим проблема мотивации и стимулирования труда работников организации является актуальной. В западных странах давно уже появились различные теории мотивации, которые успешно используются во многих фирмах. На основе этих теорий разрабатываются различные программы стимулирования труда работников.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация персонала можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее. Несмотря на всю сложность исследования проблемы повышения эффективности функционирования механизма мотивации труда из-за неопределенности в развитии новых условий и форм хозяйствования, рассмотрение ее не может откладываться на более позднее время, когда окончательно сложатся рыночные структуры. Уже на данном этапе необходимо выявить и проанализировать основные (как позитивные, так и негативные) тенденции в мотивационных отношениях, в первую очередь определяющих рост эффективности труда в новых условиях хозяйствования.

Таким  образом актуальность данной тематики стоит в настоящее время достаточно остро.

Объект исследования:   предприятие ООО «Фианит».

Предмет исследования: современные методы мотивации персонала организации.

Цель исследования: анализ особенностей использования современных методов мотивации персонала на примере ООО «Фианит».

Задачи исследования:

-Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала организации.

-Исследовать методы мотивации  в организации на примере ООО «Фианит».

-Выявить направления  совершенствования использования  современных методов мотивации  персонала.

Методы исследования: логического анализа, экономико-статистические методы.

Информационная база – нормативная документация, регулирующая деятельность предприятия, законодательные акты РФ, бухгалтерская отчетность за период  2010-2012 гг.

 

1. Теоретические  основы мотивации персонала

1.1 Определение  мотивации

Под мотивацией понимают готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В понятие «мотивация» входят вопросы активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: зачем так, а не иначе поступает данный человек [9, с.10].

В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.

Задачей каждого менеджера является создание мотивации для сотрудников, чтобы они работали больше и лучше.

Мотивация персонала очень важна для менеджера.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации [5, с.13].

Используя метод солидарности или отождествления, через убеждение, воспитание, обучение, а также путем создания определенного морально-психологического климата в организации у работников развиваются устремления, совпадающие или близкие к целям фирмы. При этом мотивы ощущаются работниками как внутренние. В результате работники начинают рассматривать благополучие организации как основу своего благополучия, а ее успехи и неудачи - как свои личные.

Это очень эффективный современный метод мотивации, в основе которого - знание социальной психологии, создание атмосферы единой команды, семейного стиля менеджмента и т.п.

Солидарность, взаимовыручка, дружественные взаимоотношения между рабочими, руководством, отделами и коллективами разных уровней являются одним из основных методов мотивации.

Следует подчеркнуть, что современные методы мотивации рассчитаны, с одной стороны, на хорошо образованный персонал, обладающий высоким самосознанием и свободой выбора. С другой стороны, обучение и самообучение становится постоянной составляющей жизни компаний, работники которых должны быть мотивированы к обучению. Все вместе это приводит к созданию нового климата и изменению корпоративной культуры организаций в направлении формирования производственных отношений на основе принципов всеобщего качества [13, с.88].

Процесс мотивации (рис.1) начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации [1, с. 82].





 


 

 

Рис. 1. Модель мотивации поведения через потребности

 

1.2   Теории  мотивации

Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать определенным образом.

Процессные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, с учетом их восприятия и жизненного опыта.

Важно понять, что хотя эти теории и различны, они не являются взаимоисключающими. Необходимо также отметить, что эти теории эффективно используются в практике менеджмента для решения ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду [14, с.49].

 Содержательные теории  мотивации

Содержательные теории мотивации объясняют поведение с точки зрения потребностей, рассматривают факторы, толкающие людей на какие-то шаги. Они изучают причины мотивированного поведения, т.е. то, что его вызывает. Например, кто-то предпринимает определенные действия из-за более высокого оклада, кто-то — из-за потребности власти.

Теория мотивации по А. Маслоу

Сущность ее сводится к изучению потребностей человека, которые можно условно разделить на пять групп:

1)  физиологические потребности, необходимые для выживания

 человека (в еде, воде, отдыхе и т.д.);

2)  потребности в безопасности  и уверенности в будущем —  защита от физических и других  опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

3)  социальные потребности  — необходимость в социальном  окружении, в общении с людьми, ощущении чувства «локтя» и  поддержки;

4)  потребности в уважении, признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

5)  потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном  росте и реализации своих потенциальных  возможностей.

Первые две группы потребностей первичны, а следующие три — вторичны. Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности (рис.2).

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека наиболее определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удовлетворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Рис. 2. Пирамида А. Маслоу

Теория «достижения — власть» Д. Мак-Клелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда, основанная на том, что людям присущи потребности власти, успеха и причастности. Автор считал, что для современного человека особенно важны именно эти потребности высшего порядка, приобретаемые под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, предпочитают достаточно сложные, но реально выполнимые задачи (особенно задачи, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%), очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях — неотъемлемое качество успешного руководителя.

Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.

Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих и его правильности. Стремясь к пониманию и поддержке своих решений со стороны подчиненных, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку нередко руководители вынуждены принимать непопулярные решения (например, сокращение персонала) [2, с.287].

Двухфакторная модель Ф. Герцберга

Во второй половине 50-х годов XX столетия Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Раньше предполагалось, что если работник не удовлетворен одним фактором (скажем, оплата труда), его изменение приведет к увеличению мотивации. Но, согласно выводам Ф. Герцберга, существует две группы факторов, по-разному влияющих на сотрудников: гигиенические (поддерживающие) и мотивирующие.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с самим характером и сущностью работы. При отсутствии или недостаточной степени наличия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. Перечень факторов, которые можно отнести к гигиеническим или мотивирующим, приведен в   табл. 1.

Таблица 1- Гигиенические и мотивирующие факторы

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Технический контроль

Ответственность

Отношение в коллективе

Достижения

Зарплата

Работа сама по себе

Социальный статус

Продвижение по служебной лестнице

Политика фирмы

Признание

Гарантии сохранения рабочего места

Возможность развития

Отношения с руководителем

 

Информация о работе Совершенствования использования современных методов мотивации персонала