Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей использования современных методов мотивации персонала на примере ООО «Фианит».
Задачи исследования:
-Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала организации.
-Исследовать методы мотивации в организации на примере ООО «Фианит».
-Выявить направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала.
Введение……………………………………………………………………………………………………………… 5
1.Теоретические основы мотивации персонала………………………………………………… 6
1.1 Определение мотивации………………………………………………………………………………. 6
1.2 Теории мотивации…………………………………………………………………………………………. 7
1.3 Виды мотивации и влияние на персонал…………………………………………………… 15
2. Исследование методов мотивации в организации на примере ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 19
2.1 Общая характеристика ООО «Фианит»……………………………………………………… 19
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Фианит»……………………… 24
3. Направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала………………………………………………………………………………………. 32
3.1 Совершенствование политики мотивации персонала в ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 32
3.2 Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала в ООО «Фианит»………………………………………………………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы
1.1 Определение мотивации………………………
1.2 Теории мотивации……………………………………
1.3 Виды мотивации и влияние на персонал…………………………………………………… 15
2. Исследование методов
2.1 Общая характеристика ООО
«Фианит»………………………………………………………
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Фианит»……………………… 24
3. Направления совершенствования
использования современных методов
мотивации персонала……………………………
3.1 Совершенствование политики
мотивации персонала в ООО
«Фианит»…………………………………………………………
3.2 Рекомендации по оптимизации
политики мотивации персонала
в ООО «Фианит»…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Мотивация персонала является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации. В связи с этим проблема мотивации и стимулирования труда работников организации является актуальной. В западных странах давно уже появились различные теории мотивации, которые успешно используются во многих фирмах. На основе этих теорий разрабатываются различные программы стимулирования труда работников.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация персонала можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее. Несмотря на всю сложность исследования проблемы повышения эффективности функционирования механизма мотивации труда из-за неопределенности в развитии новых условий и форм хозяйствования, рассмотрение ее не может откладываться на более позднее время, когда окончательно сложатся рыночные структуры. Уже на данном этапе необходимо выявить и проанализировать основные (как позитивные, так и негативные) тенденции в мотивационных отношениях, в первую очередь определяющих рост эффективности труда в новых условиях хозяйствования.
Таким образом актуальность данной тематики стоит в настоящее время достаточно остро.
Объект исследования: предприятие ООО «Фианит».
Предмет исследования: современные методы мотивации персонала организации.
Цель исследования: анализ особенностей использования современных методов мотивации персонала на примере ООО «Фианит».
Задачи исследования:
-Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала организации.
-Исследовать методы мотивации в организации на примере ООО «Фианит».
-Выявить направления
совершенствования
Методы исследования: логического анализа, экономико-статистические методы.
Информационная база – нормативная документация, регулирующая деятельность предприятия, законодательные акты РФ, бухгалтерская отчетность за период 2010-2012 гг.
1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Определение мотивации
Под мотивацией понимают готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В понятие «мотивация» входят вопросы активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: зачем так, а не иначе поступает данный человек [9, с.10].
В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.
Задачей каждого менеджера является создание мотивации для сотрудников, чтобы они работали больше и лучше.
Мотивация персонала очень важна для менеджера.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации [5, с.13].
Используя метод солидарности или отождествления, через убеждение, воспитание, обучение, а также путем создания определенного морально-психологического климата в организации у работников развиваются устремления, совпадающие или близкие к целям фирмы. При этом мотивы ощущаются работниками как внутренние. В результате работники начинают рассматривать благополучие организации как основу своего благополучия, а ее успехи и неудачи - как свои личные.
Это очень эффективный современный метод мотивации, в основе которого - знание социальной психологии, создание атмосферы единой команды, семейного стиля менеджмента и т.п.
Солидарность, взаимовыручка, дружественные взаимоотношения между рабочими, руководством, отделами и коллективами разных уровней являются одним из основных методов мотивации.
Следует подчеркнуть, что современные методы мотивации рассчитаны, с одной стороны, на хорошо образованный персонал, обладающий высоким самосознанием и свободой выбора. С другой стороны, обучение и самообучение становится постоянной составляющей жизни компаний, работники которых должны быть мотивированы к обучению. Все вместе это приводит к созданию нового климата и изменению корпоративной культуры организаций в направлении формирования производственных отношений на основе принципов всеобщего качества [13, с.88].
Процесс мотивации (рис.1) начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации [1, с. 82].
Рис. 1. Модель мотивации поведения через потребности
1.2 Теории мотивации
Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать определенным образом.
Процессные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, с учетом их восприятия и жизненного опыта.
Важно понять, что хотя эти теории и различны, они не являются взаимоисключающими. Необходимо также отметить, что эти теории эффективно используются в практике менеджмента для решения ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду [14, с.49].
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации объясняют поведение с точки зрения потребностей, рассматривают факторы, толкающие людей на какие-то шаги. Они изучают причины мотивированного поведения, т.е. то, что его вызывает. Например, кто-то предпринимает определенные действия из-за более высокого оклада, кто-то — из-за потребности власти.
Теория мотивации по А. Маслоу
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека, которые можно условно разделить на пять групп:
1) физиологические потребности, необходимые для выживания
человека (в еде, воде, отдыхе и т.д.);
2) потребности в безопасности
и уверенности в будущем —
защита от физических и других
опасностей со стороны окружающ
3) социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, ощущении чувства «локтя» и поддержки;
4) потребности в уважении, признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
5) потребность самовыражения,
т.е. потребность в собственном
росте и реализации своих
Первые две группы потребностей первичны, а следующие три — вторичны. Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности (рис.2).
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека наиболее определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удовлетворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Рис. 2. Пирамида А. Маслоу
Теория «достижения — власть» Д. Мак-Клелланда
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда, основанная на том, что людям присущи потребности власти, успеха и причастности. Автор считал, что для современного человека особенно важны именно эти потребности высшего порядка, приобретаемые под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, предпочитают достаточно сложные, но реально выполнимые задачи (особенно задачи, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%), очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях — неотъемлемое качество успешного руководителя.
Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.
Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих и его правильности. Стремясь к пониманию и поддержке своих решений со стороны подчиненных, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку нередко руководители вынуждены принимать непопулярные решения (например, сокращение персонала) [2, с.287].
Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Во второй половине 50-х годов XX столетия Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Раньше предполагалось, что если работник не удовлетворен одним фактором (скажем, оплата труда), его изменение приведет к увеличению мотивации. Но, согласно выводам Ф. Герцберга, существует две группы факторов, по-разному влияющих на сотрудников: гигиенические (поддерживающие) и мотивирующие.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с самим характером и сущностью работы. При отсутствии или недостаточной степени наличия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. Перечень факторов, которые можно отнести к гигиеническим или мотивирующим, приведен в табл. 1.
Таблица 1- Гигиенические и мотивирующие факторы
Гигиенические факторы |
Мотивирующие факторы |
Технический контроль |
Ответственность |
Отношение в коллективе |
Достижения |
Зарплата |
Работа сама по себе |
Социальный статус |
Продвижение по служебной лестнице |
Политика фирмы |
Признание |
Гарантии сохранения рабочего места |
Возможность развития |
Отношения с руководителем |
Информация о работе Совершенствования использования современных методов мотивации персонала