Совершенствования использования современных методов мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей использования современных методов мотивации персонала на примере ООО «Фианит».
Задачи исследования:
-Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала организации.
-Исследовать методы мотивации в организации на примере ООО «Фианит».
-Выявить направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………… 5
1.Теоретические основы мотивации персонала………………………………………………… 6
1.1 Определение мотивации………………………………………………………………………………. 6
1.2 Теории мотивации…………………………………………………………………………………………. 7
1.3 Виды мотивации и влияние на персонал…………………………………………………… 15
2. Исследование методов мотивации в организации на примере ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 19
2.1 Общая характеристика ООО «Фианит»……………………………………………………… 19
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Фианит»……………………… 24
3. Направления совершенствования использования современных методов мотивации персонала………………………………………………………………………………………. 32
3.1 Совершенствование политики мотивации персонала в ООО «Фианит»…………………………………………………………………………………………………………… 32
3.2 Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала в ООО «Фианит»………………………………………………………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 808.50 Кб (Скачать файл)

 

Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ обогащения труда. В ходе выполнения программы обогащения труда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу [10, с.78].

Модель Герцберга, как и модель Маслоу, носит ограниченный характер, поскольку базируется в основном на исследованиях труда менеджеров и специалистов — «белых воротничков». Точное следование данной модели приводит к недооценке значения мотивирующей роли материального стимулирования, статуса и отношений сотрудников с коллегами. Тем не менее, Герцберг внес существенный вклад в изучение, трудовой мотивации, он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой на практике. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворенности, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь часть содержательной мотивации к труду, но она не дает адекватного описания этого сложного процесса.

Теория ERG К. Альдерфера

В попытке преодолеть недостатки рассмотренных выше моделей Клейтон Альдерфер предложил модифицированную трехуровневую иерархию потребностей. Ученый высказал предположение, что изначально работники заинтересованы в удовлетворении потребностей существования (Е, existence needs), объединяющих физиологические факторы и факторы безопасности (оплата труда, физические условия труда, гарантии сохранения рабочего места, дополнительные блага). Следующая категория потребностей — потребности во взаимоотношениях (R, relatedness needs), т.е. потребности быть понятым и воспринятым руководителями, подчиненными и коллегами, а также другими людьми. И, наконец, третью группу потребностей составляют потребности роста (G, grouth needs), включающие в себя стремление к самоуважению и самоактуализации.

Теория ERG утверждает:

-  чем меньше удовлетворена  потребность во взаимоотношениях, тем выше потребность к существованию;

-  чем меньше удовлетворена  потребность в росте, тем выше  потребность во взаимоотношениях.

Иными словами, если у человека нет возможности удовлетворить потребности высшего порядка, то он возвращается к предшествующим уровням.

В отличие от других авторов Альдерфер не утверждал, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Например, согласно теории ERG происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся [6, с.24].

Процессные теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Теория подкрепления

В основе теории подкрепления лежат многочисленные исследования, среди которых важное место занимают работы Б.Скиннера и А.Бандуры.

Теория подкрепления базируется на принципе модификации организационного поведения, обозначающем систематическое поощрение (подкрепление) желательного организационного поведения и неподкрепление или наказание нежелательного организационного поведения Б. Скиннер считал, что поведением можно управлять, изменяя его последствия (с помощью поощрения или наказания), используя понятия оперантного обуславливания.

Поощрение (подкрепление) — очень важный принцип научения. В некотором смысле мотивация является внутренней причиной поведения, а подкрепление — внешней причиной. Таким образом, позитивное подкрепление увеличивает силу отклика, т.е. ответную реакцию на стимул, либо вызывает повторение поведения, предшествовавшего подкреплению. Без подкрепления нет никакой измеримой модификации поведения.

Существует позитивное подкрепление и негативное подкрепление (например, нежелание числиться среди отстающих, получать выговоры от деканата может заставить студента приложить больше усилий к подготовке к занятиям и экзаменам).

А. Бандура считал, что поведение может быть описано в терминах непрерывного взаимодействия между познающей, поведенческой и окружающей детерминантами. В отличие от Б. Скиннера А. Бандура полагал, что познавательную деятельность не следует игнорировать при объяснении и модификации поведения.

Опираясь на теорию социального научения, А. Бандура рассматривает моделирование поведения, воображение и самоконтроль. Родители, друзья, выдающиеся люди, популярные актеры становятся объектом для подражания, поскольку человек может идентифицировать себя с ними. Воображение также является одним из факторов, влияющих на поведение индивидуума. Например, можно воспользоваться мысленными ассоциациями, чтобы вспомнить какое-либо событие. Человек также пытается повысить самоконтроль, отказываясь от курения, заставляя себя рано вставать, чтобы не опоздать на работу, и т.д [8, с.96].

Теория ожиданий

Теория ожиданий уходит своими корнями в концепции К.Левина и Э.Толмена, касающиеся процесса познания, а также в концепции выбора поведения и полезности классической экономической теории. Однако первым теорию ожидания применительно к трудовой мотивации сформулировал Виктор Врум. В отличие от большинства критиков содержательных теорий, он предложил свою теорию ожидания как альтернативу, считая, что содержательные модели не дают адекватного объяснения сложным процессам мотивации.

Согласно данной теории мотивация сотрудников определяется поведением:

-  руководителя, который  при определенных условиях стимулирует  работу сотрудника;

-  сотрудника, который  уверен, что при определенных  условиях ему будет выдано  вознаграждение;

-  сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы им будет выдано определенное вознаграждение;

-  сотрудника, который  сопоставляет размер вознаграждения  с суммой, необходимой ему для  удовлетворения определенной потребности.

Следовательно, в теории ожидания подчеркиваются необходимость повышения качества труда и уверенность в том, что это будет отмечено руководителем, а это позволит работнику удовлетворить свою потребность (рис. 3).

 

 

 

 

 

 





 



Рис. 3. Теория ожиданий В. Врума

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь реальные потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены организацией. Руководитель же должен замечать успехи своих подчиненных и поощрять их с учетом конкретных ожиданий данного работника.

Теория справедливости

Стейси Адамс, психолог-исследователь компании «Дженерал Электрик», разработал и использовал в практической деятельности мотивационную теорию справедливости. Корни этой теории можно найти в теории когнитивного диссонанса и теории обмена. Согласно теории справедливости люди стремятся поддерживать «хорошие отношения с другими и исправлять их, делая равными». Они заинтересованы, чтобы их усилия и работа оплачивались так же, как и усилия других сотрудников. Данная теория рассматривает мотивацию с точки зрения сравнения между людьми.

Данная теория использует четыре важных параметра:

-  личность — человек, воспринимающий справедливость  и несправедливость;

-  вклад — разнообразные  элементы, которые человек привносит в выполнение работы (его умения, опыт, навыки, возраст, национальность и т.д.);

-  результат — то, что  человек ожидает получить от  своего труда;

-  эталон для сравнения  — любой человек или группа  людей, с которыми сотрудник сравнивает  свой вклад и свои результаты.

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если сравнение указывает на несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, — у него возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо исправить положение и мотивировать этого сотрудника.

Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер.

Основная проблема теории Адамса состоит в идентификации менеджерами оценки работниками их трудового вклада и результатов, определении референтных групп и характеристике восприятия сотрудником затраченных усилий и полученного вознаграждения [2, с.294].

Помимо рассмотренных теорий мотивации, исследования организационного поведения привели к возникновению и иных теорий и моделей, таких как модель саморегулирования, теория постановки целей, теория атрибуции, теория контроля, теория представительства и др.

 

1.3 Виды мотивации  и влияние на персонал

Можно выделить мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например одобрением тех, с кем трудится данный человек.

К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности.

Известно, что многократное применение наказание существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к воздействию наказания и в конце концов перестают реагировать на него, подобно тому, как ребенок привыкает к побоям.

Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и материальное вознаграждение. Если человек все время получает материальную награду (премию) то со временем она теряет свою мотивационную нагрузку, то есть перестает действовать. Психологами доказано, что длительно действующая отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника [7, с.27].

 

 

Существуют следующие видов мотивы:

  • мотив самоутверждения
  • мотив идентификации с другим человеком
  • мотив власти
  • процессуально – содержательный  мотив (интерес к процессу содержания деятельности)
  • мотив саморазвития
  • мотив достижения
  • процессуальные (общественно значимые) мотивы
  • мотив аффилиации (общения)
  • негативная мотивация   

Наиболее значимый мотив для руководителя является процессуально - содержательные мотивы (интерес к процессу и содержанию деятельности). Процессуально - содержательные мотивы – это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не к внешним факторам. Человеку нравится выполнять эту деятельность проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждение и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, они являются внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними. В случае же действия процессуально - содержательных  мотивов человеку нравятся (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

К внешним видам мотивов можно отнести:

  1. мотивов долга и ответственности перед группой, обществом, отдельными людьми;
  2. мотивы самоопределения и самоусовершенствование;
  3. стремление получить одобрение других людей;
  4. стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально - содержательной  мотивации) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые могут привести деятельность: к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  5. мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) – это побуждения, вызываемые сознанием некоторых неприятностей неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности [11, с.18].

Информация о работе Совершенствования использования современных методов мотивации персонала