Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:08, курсовая работа
Персонал, работающий в организации, чтобы приносить максимальную пользу, должен соответствовать определенным требованиям. И только эффективно налаженная система методов подбора и отбора персонала будет способствовать решению этой проблемы.
Сегодня современный руководитель осознаёт, что человек - важнейший фактор производства, а значит, подбор эффективного персонала не менее важен, чем снижение издержек или маркетинг. Прибыль организации, прежде всего, приносит высококвалифицированный персонал и подход к нему должен быть не просто как к средству для функционирования организации.
Введение…………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические подходы к подбору и отбору персонала…...5
1.1 Понятие и методы подбора и отбора персонала……………………..5
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала……………………….10
Глава 2. Анализ системы отбора персонала на предприятии ЗАО «Медэкспорт».......................................................................................................17
2.1 Описание финансово-хозяйственной деятельности предприятия…17
2.2 Система управления кадрами предприятия…………………………20
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию отбора персонала………………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………..34
Сегодня маркетинг активно
- более привлекательное место и время работы;
- удобные транспортные
- дополнительные социальные
В целом же можно отметить шесть основных направлений современных подходов к подбору и отбору персонала:
1.Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и с ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.
2.Поиск и отбор работников требует комплексного подхода.
3.Необходима четкая регламентация процесса подбора и отбора (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.). Эта мера является важнейшим условием эффективной организации работы.
4.Основные этапы процесса
5.Выбор методов (тестирование, собеседование
и т.д.), на основании которых
организация будет проводить
отбор кадров, должен определяться
критериями, диктуемыми требованиями
должности и миссии
6.Выбор технологий, используемых
при отборе, направлен на то, чтобы
применяемая батарея методов
позволяла с максимальной
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
Определение потребности в персонале
является начальным этапом процесса
отбора персонала. Он базируется на данных
об имеющихся и запланированных
рабочих местах, плане проведения
организационно-технических
Процесс такого планирования включает в себя три шага:
1.Оценка наличных ресурсов.
2.Расчет будущих потребностей.
3.Программа удовлетворения потребностей в персонале (набор и отбор).
На первом шаге руководство (отдел персонала и руководитель соответствующего отдела) проводит оценку наличных ресурсов, другими словами, рассчитывает, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели, и анализирует, насколько качественно каждый из них ее выполняет.
Второй шаг - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации поставленных целей организации.
Третий шаг представляет собой программу удовлетворения потребности в персонале, которая включает в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
При планировании процесса подбора
учитываются как
Схематично данный процесс можно представить намного шире и помнить, что он носит системный характер:
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Какая и сколько рабочей силы будет в заданной временной точке? Где в ней нуждаются? Какие и сколько имеется рабочих мест? |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА РАБОТУ Внешнее планирование. Внутреннее планирование Откуда, как и когда будут, какие и сколько сотрудников, дополнительно приниматься, когда и на какое время должны быть на работу сотрудники? перемещено по службе, повышено в должности? |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЯ КАДРОВ Какая и сколько рабочей силы должно быть оставлено на предприятии? Какие мероприятия проводятся? |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПОДБОР И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ Какие расходы по статьям предусматриваются на формирование и развитие персонала организации? |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ Какие и сколько учебных мероприятий необходимо, новый или имеющимся в наличии персонал аттестуется на предусмотренные рабочие места? |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА Сколько и какие работники, когда и на какую должность будут назначены? |
Каждая организация использует
кадровое планирование, явно или неявно.
Некоторые организации
Как бы там ни было, но долговременный успех любой организации несомненно зависит от наличия необходимых работников в необходимое время на правильно выбранных должностях. Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время.
Следующим этапом процесса отбора персонала является - сбор информации о кандидатах. (Источники информации о претенденте на вакантную должность отражены в таблице 1).
Источники информации о претенденте на вакантную должность
Источник |
Содержание информации и ее значение |
Заявление о приеме |
Первое общее впечатление о кандидате |
Фотография |
Дает представление о внешности |
Биография |
Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности |
Личная анкета |
Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем, позволят не забывать информацию |
Аттестат зрелости |
Дает сведения об успеваемости в школе; о профессиональной квалификации |
Трудовая книжка |
Подтверждает места работы, указанные в биографии ,освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможна квалифицированная характеристика |
Рекомендации |
Освещают все аспекты |
Разговор с поступающим |
Дает возможность заполнить пробелы в информации с помощью других источников, составить личное представление о поступающем |
Пробная работа |
Определяются способности к определенной работе (например, обладание определенными навыками и т.п.) |
Медицинский осмотр (на профессиональную пригодность); психологические тесты |
Частично содержат характеристику профессиональной пригодности; (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность) |
Графологическое заключение |
Дает сведения о характере в общем и о частных аспектах пригодности; информативность спорна; допустима только с согласия претендента; если кандидат претендует на руководящую должность, необходимы написанные от руки документы, прилагаемые к заявлению |
Первый шаг отбора персонала - анализ представленных резюме. Оценивается не только его содержание, но, самое главное, правдивость указанных фактов. Особенно это необходимо для защиты организации от криминалитета.
Второй шаг отбора персонала - предварительное собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. При этом выбираются самые различные принципы ведения, вплоть до стрессовых. Участвовать в них могут от работодателя несколько человек, представляющих разные службы: психологи, экономисты, технический персонал и т.д.
Третий шаг отбора персонала - испытательный срок. В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
Отдельный этап отбора персонала - решение о найме.
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным. Основными считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
Сегодня начинает складываться новая
модель отбора персонала. Кандидаты
рассматриваются на предмет их соответствия
не только требованиям рабочего места,
но и организации в целом, ее традициям,
культуре. Поэтому принимаются во внимание
как их профессионально-
На предварительном этапе
Формой проверки поступающих на работу может быть письменная характеристика или рекомендательное письмо с последнего места работы. В целом их достоверность и надежность весьма невысоки (как свидетельствует западный опыт, 25% характеристик и рекомендательных писем - ложные), поэтому обычно их содержание мало кого интересует - главное общий вывод, а то и просто сам факт их наличия.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них.
Из всего выше сказанного можно сказать, что прием на работу представляет собой сложную систему взаимосвязи между работодателем и соискателем. И чтобы получить работу требуется пройти множество этапов отбора.
Глава 2. Анализ системы отбора персонала на предприятия ЗАО «Медэкспорт»
2.1 Описание финансово-
Предприятие «Медэкспорт» имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества. Создано физическими лицами, имеющими медицинское образование, в 2004 году.
Главная цель деятельности по уставу - полное и качественное удовлетворение потребностей населения в изделиях медицинского назначения.
Ассортимент медицинской продукции довольно широк: ортопедические изделия для фиксации суставов при растяжениях, переломах, вывихах, после операций (бандажи, корсеты, протезы), ортопедические стельки, противопролежневые системы, медицинские аппараты для лечения в домашних условиях (ультразвук, магнито-и лазеро-терапия, ингаляция, массаж), компрессионные гольфы и чулки, изделия для реабилитации больных и т.д. Позднее было принято решение о расширении ассортимента продаваемых товаров - бытовая химия, парфюмерия, косметика.
Численность сотрудников составляет 17 человек согласно штатного расписания.
Общим руководством занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат работающих по найму. В составе штата числятся: бухгалтер, товаровед, два менеджера по продаже, девять продавцов, три уборщицы. (Основные финансово-хозяйственные показатели ЗАО «Медэкспорт» отражены в таблице 2).
Таблица 2.
Основные финансово-
№ |
Показатели |
Ед. измерения |
Факт за 2010г. |
Факт за 2011г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
1 |
Розничный товарооборот |
Тыс. р. |
2720 |
5800 |
+3080 |
213,24 |
2 |
Валовая прибыль |
Тыс. р. |
595.22 |
1239.05 |
+643.83 |
208.17 |
3 |
Средний уровень валового дохода от реализации |
% |
21.9 |
21.4 |
-0.5 |
97.72 |
4 |
Издержки обращения |
Тыс. р. |
81.44 |
164.3 |
+82.86 |
201.74 |
5 |
Прибыль от реализации (2-4) |
Тыс. р. |
513.78 |
1074.75 |
+560.37 |
209.18 |
6 |
Рентабельность торговой деятельности |
% |
18.9 |
18.53 |
-0.37 |
98.04 |
7 |
Прочие операционные расходы |
Тыс.р. |
120 |
108 |
12 |
90.00 |
8 |
Валовая прибыль |
Тыс. р. |
393.78 |
966.75 |
+572.97 |
245.51 |
9 |
Обязательные платежи в бюджет из прибыли |
Тыс. р. |
32.7 |
41.6 |
+8.9 |
127.22 |
10 |
Чистая прибыль |
Тыс. р. |
361.00 |
925.15 |
+563.35 |
255.71 |
11 |
Рентабельность |
% |
13.3 |
16.00 |
+2.7 |
120.30 |