Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 20:05, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно - сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия
1.1 История создания предприятия 5
1.2 Сведения о предприятии 5
История 9
1.3 Производство 13
1.3.1 Горнорудное производство 14
1.3.2 Огнеупорное производство 14
1.3.3 Коксохимическое производство 15
1.3.4 Доменное производство 15
1.3.5 Сталеплавильное производство 16
1.3.6 Прокатное производство 16
1.3.7 Кислородно-компрессорное производство 16
1.3.8 Переработка техногенных образований 17
2.Маркетинговые цели предприятия 17
3. Ситуационное положение предприятия на рынке 20
3.1 Общая ситуация предприятия на рынке 21
3.2 Анализ показателей ОАО «ЕВРАЗ НТМК» 29
4. Оценка сильных и слабых позиций предприятия ОАО «ЕВРАЗ НТМК » на рынке 35
SWOT-анализ 36
Выводы 39
Список литературы 43
Аналогично, показателям линии тренда объема реализации, в линейном уравнении
y = 10141x + 64394, коэффициент а = 10141> 0. Это говорит о положительном росте.
Достоверность аппроксимации R2 = 0,9141, значит, прогноз объема реализации на 2015 г будет близок к реальным данным.
Спрогнозируем объем реализации на 2015 год. Рассчитаем прогнозные значения тренда — y = 10141*6+ 64394= 125240
Из этого следует, что линия тренда на 2015 год будет, как показано на рис.8
Прогнозируемый объем выручки от реализации продукции на 2015 год
Рис. 8. Прогноз выручки «ЕВРАЗ НТМК» на 2015
Анализ выручки от реализации за 2014 год показывает, что выручка уменьшилась с 112390 млн. руб. до 109113 млн. руб. на 2,9 % за счет снижения прочей реализации на 72,2%. Незначительное сокращение выручки происходило на фоне снижения себестоимости продаж на 9%.
Рассмотрим динамику изменения чистой прибыли, используя данные табл. 6
Рис. 9. Анализ чистой прибыли с построением тренда
Прогнозирование по линейному графику невозможно, так как его коэффициент детерминации R2 очень мал и прогнозы будут далеки от реальных данных. Коэффициент детерминации полинома R2=0,8533, более близок к 1, поэтому прогноз будет более точным.
Рассчитаем полином второй степени: y = -2466,3 *62+17092*6-10767= 4352
Чистая прибыль ОАО "ЕВРАЗ НТМК" по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2013г. выросла в 3,3 раза по сравнению с показателем 2012г. и составила 23799 млн.руб. А уже в 2014 году предприятие сократило результат предыдущего года более чем в два раза до уровня 11393млн. руб. Так в 2014 году «проценты к уплате» выросли в четыре раза, на столько же увеличились и «прочие расходы». При этом «прочие доходы» за отчетный год упали в 3,6 раза. В результате при незначительном снижении выручки от реализации на 2,9%, чистая прибыль сократилась вдвое.
Учитывая данную тенденцию, прогнозируем снижение чистой прибыли до 4352 млн. руб.
Аналогично рассмотрим динамику изменения рентабельности, используя данные табл. 6.
Анализ динамики рентабельности предприятия за 5 лет
Рис. 10. Анализ рентабельности с построением тренда
Аналогично прогнозирование по линейному графику невозможно, так как его коэффициент детерминации R2 близок к нулю. Коэффициент детерминации полинома R2=0,8567, более близок к 1 , поэтому прогноз будет более точным.
Рассчитаем полином второй степени: y=2,7143*62-17,486*6+40,2= 26
Рентабельность продаж за 2014 год увеличена с 16% до 20%.
Учитывая данную тенденцию, прогнозируем рост рентабельности до 26%.
4. Оценка сильных и слабых позиций предприятия ОАО «ЕВРАЗ НТМК » на рынке
Для наглядного анализа сильных и слабых сторон предприятия составим SWOT-анализ.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон предприятия, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
предприятие входит в состав Evraz Group, являющейся международной вертикально-интегрированной металлургической и горнодобывающей компанией, входящей в число пятнадцати крупнейших производителей стали в мире; является крупнейшим по объемам производства и реализации продукции черной металлургии – от сырья до готовых изделий; имеет полный металлургический цикл; обладает самыми прогрессивными по России способами выплавки и разливки стали, позволяющими удовлетворить самые жесткие требования потребителей в области качества проката; единственное в России и странах СНГ предприятие, выпускающее цельнокатаную строительную балку большого размера; имеет долгосрочные соглашения с крупными заказчиками, которые являются лидерами в своих отраслях промышленности; планомерно инвестирует в расширение и развитие производственных мощностей, делая ставку на создание производства продукции с глубокой степенью переработки; имеет активы в виде патентов, собственных «ноу-хау» и активно ведет научно-исследовательские разработки, предлагая потребителю новые, более эффективные сплавы и технологии; долгосрочные договорные отношения с крупнейшими потребителями; имеет сеть торговых представительств в ключевых регионах России и мира; портфель долгосрочных контрактов с основными потребителями; низкий уровень долговой |
Цикличность отрасли; Моноотраслевая структура продаж; Ограниченное количество крупных покупателей; Ограничения на поставку двутавров в ряд стран; Непрозрачность рынка металлопродукции; Трансграничные закупки сырья; Низкий уровень внутреннего спроса; Операционные результаты деятельности компании подвержены влиянию колебаний валютных курсов; Смена менеджмента, низкое качество корпоративного управления |
Возможности |
Угрозы |
Расширение номенклатуры производства за счет продукции с глубокой степенью передела; Повышения качества металлопродукции; Расширение внутренних рынков сбыта; Увеличение производства конвертерной стали за счет реконструкции конвертерного отделения; Техническое перевооружение рельсобалочного цеха; Расширение сортамента ЦПШБ; Снижение доли энергоёмких технологий, уменьшение зависимости предприятия от внешних поставок энергоносителей; Возможность открытия собственного ванадиевого производства; Выход на новые рынки сбыта ж/д колес; Значительный объем НИОКР (Научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы) |
Мировая экономическая нестабильность, вызванная долговыми проблемами зоны Евро, сложной политической обстановкой в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а так же замедлением роста Китайской экономики на фоне перепроизводства стали. Негативное влияние на конъюнктуру внутреннего рынка РФ оказывает возможность стагнации экономики внутри страны; Сохранение зависимости ОАО «ЕВРАЗ НТМК» от уровня основных индикативов на экспортных рынках; Рост стоимости тарифов госмонополий (газ, провозная плата по ЖД и прочее); Возможным изменением цен на сырье, услуги: Повышение цен на сырье, материалы и тарифов может привести к повышению себестоимости металлопроката и, как следствие, к необходимости повышения отпускных цен на продукцию предприятия; Вероятность наступления неблагоприятных имущественных последствий и/или угрозу потери деловой репутации вследствие изменения действующего законодательства РФ составляет для предприятия тот же процент, что для большинства российских металлургических компаний, поскольку деятельность предприятия регулируется общими правовыми нормами; Риски, связанные с возможной ответственностью предприятия по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ, являются низкими; Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции предприятия, являются низкими; Чрезвычайные ситуации. Обычные опасные факторы, связанные с производственной деятельностью в металлургии, включают в себя риск возгорания и взрыва, риск остановки производства по причине прекращения энергоснабжения, риск, связанный с повреждением технологического оборудования; |
Выводы
В курсовой научно-исследовательской работе мы рассмотрели предприятие ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», выяснили, какую продукцию он выпускает, общую финансово-экономическую ситуацию на предприятии, непосредственное окружение, систему, в которой оно действует, а именно потребителей, конкурентов, а также поставщиков. Рассмотрели географическую структуру продаж. Проведены: анализ основных показателей ОАО «ЕВРАЗ НТМК»; анализ динамики объема реализации, объема прибыли и рентабельности за 5 лет, построены линии тренда.
Для наглядного анализа сильных и слабых сторон предприятия был составлен SWOT-анализ, выявлены возможности и угрозы.
Проведён анализ и оценка влияния факторов макро и микросреды.
Основные итоги:
1. ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский
металлургический комбинат»
Миссия ОАО «ЕВРАЗ НТМК» - обеспечение устойчивого роста компании, сохранение и развитие черной металлургии России, интеграция в мировую экономику.
По производству стали и чугуна среди сталелитейных предприятий ЕВРАЗа, ЕВРАЗ НТМК занимает 2 место, после ЕВРАЗ ЗСМК.
ЕВРАЗ НТМК является 5-м по величине среди сталелитейных комбинатов в России.
2. Общую финансово-экономическую
ситуацию на предприятии за 2013
год можно считать
Выручка от реализации металлопродукции в сравнении с аналогичным показателем прошлого года увеличилась на +9,8%. При этом выручка от реализации продукции, работ, услуг снизилась на 2,9% за счет снижения прочей реализации на 72,2%. Незначительное сокращение выручки происходило на фоне снижения себестоимости продаж на 9%.
Чистая прибыль ОАО "ЕВРАЗ НТМК" по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2013 году сократилась в более чем в два раза до уровня 11393млн. руб. Так в 2013 году «проценты к уплате» выросли в четыре раза, на столько же увеличились и «прочие расходы». При этом «прочие доходы» за отчетный год упали в 3,6 раза. В результате при незначительном снижении выручки от реализации на 2,9%, чистая прибыль сократилась вдвое.
В течение 2013 года показатели рентабельности ОАО «ЕВРАЗ НТМК» были положительными, деятельность предприятия была прибыльной.
3. «ЕВРАЗ НТМК» реализует
продукцию на оптовом рынке
металлопроката. Ключевым рынком
сбыта является внутренний
Значительная часть экспортных поставок НТМК приходится на азиатские рынки, на которых присутствие Китая все более и более заметно.
Одними из основных направлений отгрузки продукции комбината в ближнем зарубежье стали Казахстан и Украина.
Совокупный объем продаж «ЕВРАЗ НТМК» за период 2012-2013 гг. стабилен, текущая рыночная ситуация позволяет полностью загрузить мощности комбината.
4. Железорудной базой
комбината являются
Главные поставщики для ОАО “НТМК” - ОАО Качканарский горно-обогатительный комбинат “Ванадий”, ОАО “Гороблагодатское рудоуправление”, ОАО “Высокогорский горнообогатительный комбинат”. Большая часть углей поставляется Евразметаллом, Кузнецкуглем и Воркутойуглем; ферросплавов - Цветметинвестом, Центрметснабом, АО “Ванадий-Тулачермет”.
Доля импорта в общем объёме поставок сырья и материалов составляет не более 2,2 %. Существующие деловые отношения с зарубежными партнёрами позволяют не опасаться потери данных источников сырья и материалов в обозримом будущем.
5. Среди всех конкурентов
ОАО “НТМК” можно выделить 7 основных
конкурирующих предприятия: Магнитогорский
металлургический комбинат, Череповецкий
металлургический комбинат (
Все конкуренты имеют мощности, позволяющие производить заготовку и профили для строительства, однако ни один из конкурентов не имеет возможности производить широкополочные балки, и только один конкурент имеет мощности по производству рельс.
6. Политико-правовая среда имеет прямое воздействие на деятельность
ОАО «ЕВРАЗ НТМК», т.к. деятельность предприятия ограничивается нормативными и законодательными актами. ОАО «ЕВРАЗ НТМК» организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава предприятия. Выпуск продукции осуществляется только согласно ГОСТ и ТУ установленным на территории РФ, а также по международным стандартам. Правовая компонента макроокружения ОАО «ЕВРАЗ НТМК» достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию предприятия в современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы экономического развития.
7. Состояние мировой экономики
влияет на стоимость всех
Внешние рынки в значительной степени оказывают влияние на конъектуру внутреннего рынка РФ. Зависимость «ЕВРАЗ НТМК» от изменения экспортных котировок на мировых рынках сохраняется. Одними из основных негативных факторов, оказывающих влияние на мировую экономику, являются: замедление роста Китайской экономики, продолжающийся кризис зоны Евро, а также долговая нестабильность в США, которые косвенно могут повлиять на спрос на рынке РФ и привести к стагнации экономики.
Анализ основных экономических показателей по стране и Свердловской области даёт возможность сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции в целом оказывают благоприятное влияние на предприятие ОАО «ЕВРАЗ НТМК».
8. Развитие технологии
в стране напрямую влияет на
деятельность, осуществляемую ОАО
«ЕВРАЗ НТМК» в силу того, что
из-за своевременного
В завершении можно сказать, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению комплексного анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Список литературы
1.Официальный сайт "ЕВРАЗ НТМК" http://www.evraz.com
2.Слукин В., Арапова Е., Кононова Т. Демидовские гнезда. Невьянск. Верхний Тагил. Нижний Тагил. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2001г.
3.Шакинко И. Демидовы. В середине России. - Екатеринбург, Издательский дом “Пакрус”, 2000 г.
4.Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие.
-2-е издание переработ. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. -304с.
5. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006
Информация о работе Современная организация и ее поведение на рынке