Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:17, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследовать причины, механизмы и специфику современной российской политической модернизации.
Перед нами поставлены следующие задачи курсовой работы:
определить теоретические особенности политической модернизации;
раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;
охарактеризовать цели, задачи и условия российской политической модернизации;
Введение 3
1. Теоретические основы политической модернизации. 7
1.1. Этапы модернизации 8
1.2. Понятие и типы политической модернизации 14
1.3. Сущность политической модернизации 18
2. Содержание современной российской политической модернизации. 23
2.1. Цели, задачи и условия российской политической модернизации. 23
2.2. Модели политической модернизации в России. 25
2.3. Особенности политической элиты современной России. 33
3. О реформе политической системы в России. 36
3.1. Избирательная система в России. 39
3.2. О гражданском и массовом обществе. 42
3.3. О демократии и охлократии. 45
3.4. Избирательное право у граждан России. 48
3.5. Право голоса. 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Исследование социально-экономических
и политических процессов»
название дисциплины
на тему «Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика»
Руководитель: К.М.Ю., доц.
(ф.и.о. преподавателя)
Дата сдачи на проверку:_________________
Оценка после защиты:__________________
Киров
2013
Содержание
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. [2, 104]. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации – одна из современных парадигм социально- исторического знания.
Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу (включая Россию второй половины XIX – начала ХХ вв.) свидетельствует, что общая системная трансформация общества (в современной принятой политологической терминологии – транзит) не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических институтов.
История допускает принципиальную возможность осуществления социально-экономической модернизации "сверху" в рамках старых политических институтов под руководством традиционной и/или выросшей преимущественно из традиционной элиты. Для того, чтобы начавшийся процесс перехода от традиционного общества к современному завершился успешно, необходимо было соблюдение целого ряда условий и, прежде всего, обеспечение динамического равновесия между изменениями в различных сферах общества.
Перемены, происходящие в современной России на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый в принципиально иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира вступил уже в новый этап развития, чаще всего определяемый как постиндустриальное или информационное общество.
Составной частью этого российского процесса закономерно стала политическая модернизация, акцент на проведение которой особенно усилился после прихода к власти в России нового президента и его команды.
Поскольку сами результаты продолжающегося постсоветского транзита пока не позволяют говорить о завершённости этого процесса, скорее, наоборот, демонстрируют его перманентность, закономерно усиление внимания к проблеме политической трансформации со стороны отечественной академической науки. Характеристика российского общества как переходного, «промежуточного», переживающего догоняющую, частичную модернизация стала сегодня общепринятой в отечественной науке.
Значительное место в поисках ответа на вопросы о характере и перспективах нынешней российской модернизации заняло обращение к историческому опыту стран Западной Европы и Северной Америки, составивших "первую волну".
В этих странах процесс "естественной" модернизации охватил все сферы жизнедеятельности общества - экономику, политику, право, культуру, социальные отношения. Гармоничность развития обеспечивалась общностью их корней в мироотношенческой парадигме модернити (или модерна). Модернити, которая зародилась в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации и складывалась на протяжении нескольких столетий, признавала высшей ценностью человеческую личность, ее право на приватное пространство и самореализацию, декларировала единство личной свободы и индивидуальной ответственности, равенства между людьми и социальной справедливости.
Усилился интерес и к опыту второй и третьей волн модернизации, включая как дореволюционный, так и постреволюционный опыт самой России.
Тем более что накопленный к настоящему времени опыт трансформации стран прежней социалистической системы весьма противоречив и неоднороден. Возникающие на прежнем социалистическом и советском пространствах политические режимы часто формально отвечают таким минимальным критериям демократии, как всеобщее и равное избирательное право, регулярные выборы и наличие оппозиционных партий, но в то же время не менее часто оказываются далеки от демократий Запада с их приверженностью рыночной экономике и гражданским правам и свободам.
Таким образом, можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии обществ, переходящих в индустриальную стадию и/или преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной отечественной политической науки.
Целью написания данной работы является исследовать причины, механизмы и специфику современной российской политической модернизации.
Перед нами поставлены следующие задачи курсовой работы:
Объектом курсового исследования является политические процессы в Российской Федерации.
Предметом исследования является политическая модернизация в Российской Федерации.
Методологической основой изучения является системный подход. В процессе изучения использовались такие общенаучные методы и приемы, как дедукция, сравнение.
В курсовой работе использовались статьи таких журналов, как «Истоки и современная проблематика», «Историческая и социально-образовательная мысль», «Вестник московского университета», «Вестник», в которых так или иначе затрагивались проблемы модернизации, а так же нормативно-правовые документы, как, Указ «О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в составы Совета и президиума Совета, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 878», Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный Закон от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», а также материалы, имеющиеся в Сети.
Теория политической модернизации представляет самостоятельное направление теоретического исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа, которая позволяет описывать и анализировать сложные переходные процессы и состояния развивающихся обществ. Многочисленные исследования, формирующиеся в русле этой теории, подтверждают общую направленность развития мирового сообщества к индустриальной (постиндустриальной) фазе своей эволюции.
Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. Ее создатели опирались на теоретические труды известных исследователей XIX- начала XXвв., в частности М.Вебера (выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному, на основе рационализации поведения), Ф. Таниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «ограниченной солидарностью», на основе разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные положения структурно-функционального анализа, представления структурных функционалистов об общественном развитии.
Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с позиций «концепции развития» (1966), Д. Аптера «Политика модернизации» (1965), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: протест и изменение» (1966) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа: 50—60-е гг., 60—70-е гг. и 80-90-е гг.
Первый этап развития теории модернизации (50 - 60-х гг.) основывалась на таком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности.
В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному.
Наиболее развитой, «современной» страной представители теории модернизации считали США, за которыми выстраивались европейские страны.
Одной из основных черт теории модернизации первого этапа был телеологизм и евроцентризм. Об этом свидетельствуют и некоторые определения модернизации, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследователей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим образом: «Исторически модернизация — это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».
Политическая модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему:
Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развивающихся странах. Среди благоприятных называлось успешное социально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также активное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов традиционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие рационального сознания у большинства населения, существование традиционных социальных слоев и традиционного сектора производства.
Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершенство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:
Второй этап развития теории модернизации (60 – 70-х гг.) характеризовался появлением более взвешенных трактовок, основанных на разнообразных факторах политического, социального и экономического развития (в частности - политическая культура).
Многие представители теории модернизации этого времени основное внимание сосредоточили на проблеме «стабильности» политического развития как предпосылки для социально-экономического прогресса. В целом в литературе, посвященной теориям модернизации, выделяется условно два направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: «консервативное» и «либеральное».
Представители «консервативного» направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и другие) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.
Информация о работе Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика