Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:17, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследовать причины, механизмы и специфику современной российской политической модернизации.
Перед нами поставлены следующие задачи курсовой работы:
определить теоретические особенности политической модернизации;
раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;
охарактеризовать цели, задачи и условия российской политической модернизации;
Введение 3
1. Теоретические основы политической модернизации. 7
1.1. Этапы модернизации 8
1.2. Понятие и типы политической модернизации 14
1.3. Сущность политической модернизации 18
2. Содержание современной российской политической модернизации. 23
2.1. Цели, задачи и условия российской политической модернизации. 23
2.2. Модели политической модернизации в России. 25
2.3. Особенности политической элиты современной России. 33
3. О реформе политической системы в России. 36
3.1. Избирательная система в России. 39
3.2. О гражданском и массовом обществе. 42
3.3. О демократии и охлократии. 45
3.4. Избирательное право у граждан России. 48
3.5. Право голоса. 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Различают две формы демократии: прямую (непосредственную) и представительную (сменяющую прямую с увеличением размеров государства). При прямой демократии основные решения принимаются непосредственно гражданами путем прямого волеизъявления. При представительной демократии основные решения принимаются выборными органами и должностными лицами, действующими от имени граждан, официально их представляющими.
К сожалению, в настоящее время термин
«демократия» в современной массовой
пропаганде обозначает
Неизменным атрибутом существования демократических систем и формы осуществления государственной власти является цензовая система и порядок получения гражданства. Ценз - установленная и регламентированная система требований к кандидату на получение статуса гражданина, полноценных гражданских прав и обязанностей. Различают возрастной (единственно повсеместно сохранившийся), образовательный, имущественный, ценз оседлости, цензы прохождения воинской службы и наличия детей.
При демократии избирательное право (как основное политическое право гражданина, гарантирующее ему участие в политическом процессе) принадлежит только полноправным гражданам, то есть ограниченному кругу лиц.
Совсем иное явление представляет собой «либеральная демократия». Понимание сути демократии в идеологии либерал-демократизма и массовой пропаганде, однозначно, расходится с воззрением древних греков. По своей сути она представляет собой «химерный» политический режим истории XX-XXI веков, культивирующий власть «золотого тельца», эгоцентризм под аккомпанемент фраз о правах человека и религиозной свободе, своеобразный «идеал» - симулякр для масс. Для либерально-демократического режима характерно негативное отношение к традиционным устоям жизнедеятельности общества и его религиозной самобытности, активное манипулирование общественным сознанием при помощи средств массовой информации, чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создание образа врага, пропаганда идей общества потребления, религиозный плюрализм и свобода атеистической пропаганды.
Сама идеология либерал-демократизма стоит за равноправие, то есть равное наделение всех жителей той или иной страны равными правами и обязанностями (в том числе и избирательным правом). Для того, чтобы их получить, человеку достаточно достичь определённого возраста и прожить в стране определённое количество лет. Все другие цензы, как правило, сведены на нет. В государстве, где господствует либерал-демократизм, демократия в классическом смысле слова становится нонсенсом, превращаясь в охлократию (власть масс, толпы). За толпой же, сознанием которой легко манипулировать посредством различных технологий, прячется олигархия или тиран.
Именно поэтому в современной массовой пропаганде часто используется такой идеологический штамп как «права человека» - идеал и наивысшая ценность либерально-демократических теорий и доктрин, подменяющий и нивелирующий понятие «права гражданина» (то есть системы экономических, социальных, политических, юридических гарантий, обеспечивающих гражданские свободы личности; а также меры возможного (допустимого) поведения гражданина.
Таким образом, гражданское общество можно построить лишь воспитав гражданина, перейдя к демократической или монархической «правильным» формам осуществления государственной власти. Но поскольку прямой переход к монархической (традиционной для России) форме осуществления государственной власти вряд ли в настоящее время возможен, так как это подразумевает наличие гражданского общества и высокой степени его правосознания, то следует говорить о переходе к демократической форме осуществления государственной власти, установлении цензовой системы, как неизменного атрибута существования гражданского общества. Должна быть воспитана новая «элита» - граждане, которые и будут управлять нашей страной в XXI веке.
Избирательное право у граждан проявляется в двух формах: активной и пассивной.
Активное избирательное право (право голоса) - право и почетная обязанность граждан принимать участие в качестве избирателя на выборах различных уровней, плебисцитах и референдумах.
Пассивное избирательное право - право и почетная обязанность гражданина принимать участие в качестве кандидата на должность в государственные и муниципальные выборные органы на выборах различных уровней.
Активное избирательное право появляется у граждан РФ при достижении ими 18 лет (за исключением граждан лишённых избирательных прав). После чего гражданин вправе участвовать в избирательном процессе и совершать предусмотренные законом и проводимые законными методами различные избирательные действия. Ценза оседлости, ограничивающего активное избирательное право гражданина, временем проживания на определённой территории законодательством не предусмотрено. Активное избирательное право появляется у гражданина, с того момента, когда он поселился на определённой территории. Однако, для того, чтобы быть включенным в списки избирателей, ему необходимо иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.
Пассивное избирательное право появляется у граждан РФ не единовременно. В соответствии со статьёй 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах [12, 40]. Депутатом законодательных органов субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом администрации в большинстве случаев могут стать граждане РФ достигшие 21 года. В ряде субъектов РФ пассивное избирательное право на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, в одном из субъектов - 20 лет. Но нигде данный срок не превышает возраста 21 год, что обусловлено нормой, содержащейся в статье 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ, согласно которой:
«Депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования»[29].
А также статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г.:
«Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается».[28]
В некоторых субъектах РФ от кандидатов на должность главы субъекта федерации требуется знание государственного языка. А депутатами и должностными лицами местного самоуправления могут стать и граждане, проживающие за пределами избирательного округа, но имеющие земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет. [12,34]
В выборах участвуют только граждане РФ. В соответствии с Конституцией РФ [Конституция Российской Федерации, Статья 32. - М: Юридическая литература, 1993, с.13-14 ] и статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г.:
«Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» [28].
Пассивного избирательного права лишены граждане РФ:
1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
2) подвергнутые
3) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных: с призывом во время избирательной кампании к совершению экстремистских действий, обосновывающих и оправдывающих их; агитацией, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики (п. 1 ст. 56 67-ФЗ от 12.06.2002 г.); а также действий, повлекших отмену судом регистрации кандидата, предусмотренных п.7, 8 ст. 76 67-ФЗ от 12.06.2002 г., если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы [28, Ст. 4, 56, 76].
В гражданском обществе право голоса (то есть активное избирательное право) предоставлено тому, кто способен квалифицированно выбирать и осознавать свою ответственность за свое участие в этом процессе. Речь идет об имеющих национально-государственное мышление, политически зрелых и подготовленных к участию в этом процессе гражданах, прошедших через определённую систему цензов. Как справедливо отмечал И.А. Ильин, рассуждая о качественном снижении и духовном вырождении демократии в политические системы либерал-демократизма и тоталитаризма:
«Право голоса есть признанная за человеком сила суждений и сила решения в государственных делах. Как возможно «признавать» эту силу суждения за человеком, у которого ее на самом деле нет? «Ее нет, а мы сделаем вид, будто она имеется»... «Этот человек не понимает, что такое государство, право, свобода, справедливость, честь, совесть, родина, вера, дух и культура; но мы притворимся, будто он все это разумеет и будто его суждение что-то весит и означает»... Такое притворство невозможно нигде - ни в технике, ни в ремесле, ни в медицине, ни в сельском хозяйстве; ибо повсюду такой образ действия повлечет за собою наказание: у неумелого неуча аэроплан загорится, поезд сойдет с рельс, автомобиль опрокинется, сшитый сапог развалится, больные будут умирать, семена не взойдут, коровы перестанут доиться, лошади будут перепорчены. Но в политике это притворство было принято и стало осуществляться. Это «ничего», что человека спрашивают о благе государства, а он отвечает о пользе своего кармана и о выгодах своего класса. Ему предоставили судить о праве, а он стал организовывать такие силовые центры, которые хороши только для нажима на весь остальной народ (профессиональные союзы, закулисные заговоры, тоталитарные партии, «Викжель» и т. д.) - Ему доверили блюсти творческую свободу, а он предпочел продать ее диктаторам (все равно каким - левым или правым) за «хлеб» и за «зрелища»... Его спросили о справедливости, а он провозгласил равенство, то есть величайшую несправедливость и величайшее насилие. Ему доверили вопрос о чести, совести и вере, а он провозгласил право на бесчестие, свободу от совести и гонение на верующих» [6,10-11].
Не прошедший через цензовую систему член общества от этого гражданином государства быть не перестаёт: он просто (в силу своей пока ещё незрелости, неспособности реально и свободно осуществить это право) не участвует в политическом управлении обществом и государством. Как и лица, которые законодательным образом могут быть лишены этого права (за совершение определённых преступлений). Все остальные права, гарантированные конституцией и законодательством за этими гражданами, конечно же, сохраняются.
Таким образом, И.А. Ильин определял эту демократическую процедуру, как ограничение политической дееспособности, по аналогии с разграничением правоспособности и дееспособности гражданина в гражданско-правовых и имущественных отношениях.[7, 14-17]. Для реализации гражданином его пассивного избирательного права, ему также следует пройти через определённую систему цензов.
Таким образом, процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу.
Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Вполне справедливым и достаточно интересным представляется мнение М.В. Ильина, отмечающего, что применительно к российским условиям, эти институты и традиции можно в целом сгруппировать в «четыре эволюционно разнородных блока». Эти блоки «консервировали определенный эволюционный тип и воспроизводили его логику... Первый: вотчинный, или патримониальный, блок представлял собой... воспроизведение «семейной модели» господства во все более крупных масштабах. Второй развился из поверхностно и ускоренно заимствованной у Византии христианской теократии, основывался на господстве единой и единственной «правды». Третий был упрощением и без того не слишком изощренной ордынской деспотии... и служил непосредственной мобилизации всех ресурсов, в том числе ресурсов принуждающего насилия, для решения некой «судьбоносной» задачи. Четвертый: претендующая на модернизованность военно-бюрократическая структура «государевой службы» — упрощенная версия популярной в Германии XVII—XVIII вв. утопии «полицеистского государства...». Предполагалось, что власти способны обо всем заботиться и все устраивать наилучшим образом. Эти блоки находились в остром конфликте друг с другом, так как различались по происхождению и принадлежали к разным эволюционным временам.
Для России характерна особая и, по мнению В.И. Пантина, «не сравнимая с другими странами и цивилизациями роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях». Эта достигается при помощи «посредника», который соединяет три сферы политической системы: ядро, посредующую и внешнюю оболочки. В центре стоит символическая фигура автократа. Внешняя оболочка — это во всех случаях народ. Между ними — слои посредования, которые в отдельных случаях могут раскрываться как в военно-бюрократическую иерархию, так и в патримониальное «старшинство», как в ступени (и степени) ортодоксии, так и в близость-удаленность от деспота».
Российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами, которые характеризуются ломкой основных социальных институтов, регулирующих поведение. После периода «смуты» попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.
Информация о работе Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика