Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 18:55, курсовая работа
Персонал является мотором любой организации. Известно, что ошибки при отборе новых работников могут приводить к проблемам, серьезно влияющим на работу компании, таким, как высокая текучесть кадров, плохой морально-психологический климат (конфликты, склоки, халатное отношение к порученному делу), падение трудовой и исполнительской дисциплины (низкое качество работы, прогулы, опоздания на работу и преждевременные уходы с работы, низкая эффективность использования рабочего времени, невыполнение распоряжений руководства и даже саботаж). А если речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности, то ошибки при подборе кадров будут обходиться для организации еще дороже - тем дороже, чем выше уровень должности, на которую отбирается руководитель.
Введение
1. Поиск и привлечение персонала
1.1 Политика и методы набора персонала
1.2 Источники поиска
1.3 Технологии поиска
1.3.1 HEAD-HUNTING в России
1.3.2 Интернет-рекрутмент. Перспективы развития онлайн-рекрутинга в России
2. Технология отбора персонала
2.1 Система отбора персонала
2.2 Процесс отбора
2.2.1 CASE интервью
2.3 Принципы и критерии отбора
3. Технология оценки персонала
3.1 Система оценки персонала
3.2 Цели и методы оценки
3.2.1 Интервью
3.2.2. Интервью по компетенции
3.2.3. Стресс – интервью
3.3 Компетенции и компетентность
3.3.1 Виды компетенции и компетентности
3.3.2 Этапы разработки моделей компетенции и методы сбора информации
Заключение
Список литературы
Данный метод предполагает целый ряд действий по выяснению потребностей клиента, определению возможных кандидатов на должность и установлению контактов с ними. Конечная задача прямого поиска - найти человека, который будет эффективно работать на конкретный результат. В отличие от более простых методов, при прямом поиске никакие объявления о вакансиях в СМИ не публикуются, а консультанты напрямую выходят на тех специалистов и менеджеров, которые успешно трудоустроены в настоящее время и не находятся в активном поиске работы.
1.3.1 HEAD-HUNTING в России
Хэдхантинг- один из методов executive search услуги, при которой решается задача по выведению компании на более высокий уровень развития. Персонализированный подбор персонала. Поиск и мотивирование "звезды" для работы в компании.
Специфика работы хэдхантера такова: он устанавливает контакт с успешным менеджером, выясняя, при каких условиях он мог бы перейти в компанию заказчика. Сделать это зачастую не так-то просто: если сотрудник представляет ценность для компании, его берегут от чужих глаз.
Следует различать консультантов, осуществляющих executive search услугу, от тех, кто специализируется на "охоте за головами" (headhunting).
В отличие от хэдхантеров, выполняющих заказы на переманивание менеджеров среднего и высшего звена, консультанты executive search проводят предварительную диагностику клиента, исследования рынка.
Российский сектор рынка executive search услуг стал активно развиваться в начале 90-х годов.
Его бурному росту во многом способствовало появление крупных игроков - иностранных компаний, предоставляющих услуги подбора персонала.
Пионерами executive search в России стали сетевые иностранные агентства, такие как Amrop Int. Russia, Antal Int., Arthur Hunt, Egon Zehnder Int., Heidrick & Struggles Int., Korn/Ferry, Morgan Hunt, Nicholson Int., Ward Howell.
Отечественные компании, предоставляющие услуги executive search, в основном сосредоточены в Москве. Всего таких компаний около пятнадцати, и больше половины из них составляют зарубежные, имеющие представительства в нашей стране.
Сегодня спрос на услуги "охотников за головами", или хэдхантеров не только в Москве, но и в других крупных городах России продолжает расти. Усиливается конкуренция на рынках, глобализация лишь ускоряет этот процесс. Компании-лидеры не успевают вырастить управленцев и им приходится оплачивать услуги специалистов переманиванию.
1.3.2 Интернет-рекрутмент. Перспективы развития онлайн-рекрутинга в России
В конце 1994 г. американский портал Monster.com и английский Jobserve.com почти одновременно стали предлагать работодателям свои интернет-сайты как платформу для поиска кандидатов. По данным Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП), доля onlinerecruitment в мире составляет 10-14% всего рекрутмента и растет на 1-2% в год. [1.]
В 1996 г. кадровые порталы стали появляться и в России. Первой ласточкой стал ресурс HRO.ru - сайт по поиску работы и подбору персонала в интернете. Широкому развитию этого бизнеса помешал кризис конца 90-х, но уже в 2003 г. на российском рынке присутствовали Staffwell.com, hh.ru, E-xecutive.ru, Job.ru, Bankir.ru, Rabota.ru и другие.
По данным АКПП, в настоящее время доля e-recruitment - 1,5-1,8% кадрового рынка Москвы. Количество пользователей порталов по трудоустройству увеличивается с каждым годом. К примеру, в 2005 г. рост составил 7%. Рынок интернет-рекрутмента сегментирован. Такие сайты, как Rabota.ru, Job.ru, Superjob.ru, Zarplata.ru, в основном содержат информацию о соискателях рабочих специальностей, обслуживающем и административном персонале. Ресурсы hh.ru, E-xecutive.ru работают с кандидатами на позиции среднего и высшего звена (в основном офисные); Staffwell.com предлагает эксклюзивные услуги по подбору элитного персонала и уникальных специалистов. Развивают e-recruitment профильные сайты: Bankir.ru - сотрудники для банковского сектора; Minerjob.ru - работники горнодобывающей промышленности, Oilcapital.ru - специалисты нефтегазового комплекса, Klerk.ru - административный персонал, бухгалтеры, секретари, офис-менеджеры и др.
Практически все кадровые сайты ведут активную деятельность в регионах России, (Superjob.ru, Job.ru, hh.ru, Staffwell.com - по всей территории страны). hh.ru и Staffwell.com - на Украине, в Казахстане, Европе и Америке. Интернет-ресурсы, как и обычные компании, осваивают новые рынки - открывают локальные сайты на Украине, в Казахстане, других перспективных регионах. Организация этого бизнеса позволяет успешно реализовывать такие схемы, как, к примеру, сайт Bankir.ru: им управляют из Краснодара, статьи и аналитика приходят от штатных журналистов из Поволжья, в Москве же имеется небольшой офис, занимающийся продажами. Staffwell.com размещает как вакансии европейских компаний, ищущих элитных русскоязычных сотрудников, так и объявления московских клиентов, открывающих вакансии в регионах России и странах СНГ.
По данным Института изучения рынка труда Великобритании, проводившего опрос 50 ведущих компаний о плюсах и минусах e-recruitment, к его преимуществам были отнесены следующие:
повышение корпоративного имиджа и узнаваемости организации;
существенное снижение затрат на подбор персонала;
устранение административно-
совершенствование инструментов работы с персоналом.
Среди факторов, сдерживающих развитие e-recruitment, были выделены такие: консервативная корпоративная культура, препятствующая внедрению новых информационных технологий; недостаточная осведомленность кадровых менеджеров о преимуществах e-recruitment;
отсутствие свободного доступа к интернету у некоторых категорий кандидатов; неосведомленность руководства компании о работе e-recruitment.
В России складывается похожая ситуация. С одной стороны, положительные моменты размещения вакансий в интернете очевидны: снижаются финансовые и временные затраты на подбор персонала, весь процесс поиска осуществляется on-line, без телефонных переговоров и факсов, что немаловажно, особенно при подборе персонала в регионы, где разница во времени может составлять до девяти часов. С другой стороны, есть ряд организаций, в которых корпоративная культура достаточно консервативна. Это можно сказать о большинстве российских компаний топливно-энергетического комплекса, где каждый входящий и исходящий документ регистрируется, поэтому переписку вести предпочтительнее по факсу.
Рынок интернет-рекрутмента в России растет год от года. По оценкам Staffwell, с появлением первых ресурсов в конце 90-х годов увеличение количества пользователей составляет 2-3% в год. Таким образом, рост за 2000-2005 гг. составил в среднем 5%. Кадровым службам важно определить, какая форма использования таких ресурсов наиболее подходит для их организаций, учитывая бюджет, корпоративную культуру и кадровые ресурсы.
2. Технология отбора персонала
2.1 Система отбора персонала
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности.
Работники отделов кадров анализируют эффективность отбора, используя расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора, который определяется следующим образом:
Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры -около /4, профессионально-технические работники - 1/1, клерки - около /4, квалифицированные рабочие - около 1/1, чернорабочие -почти 1/2. Если коэффициент отбора близок к 1/1, то процесс отбора короток и прост. При его величине 1/2 отбор становится трудным, но, с другой стороны, чем он ниже, тем разборчивее может вести себя организация. Меньший коэффициент означает, что организация наймет на работу соответствующих ее критериям работников.
При отборе кадров для обеспечения высокого качества отбираемых кандидатов следует учитывать три основных положения:
Поиск и отбор кадров не должны рассматриваться как просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы; поиск и отбор закладывают базу для завтрашних успехов организации.
Необходимо принимать во внимание не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и - что не менее важно - то, как новые работники будут вписываться в сложившуюся организационную культуру и структуру рабочей группы. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками или не готового следовать установленным нормам и порядкам.
Необходимость полного учета всех требований трудового законодательства и обеспечения справедливого подхода ко всем кандидатам и претендентам на должность.
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных "портретов", сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа (анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Недостатком первичного этапа является то, что с помощью оценки документов можно получить ограниченное количество информации .
Основными правилами окончательного отбора претендентов являются: выбор наиболее подходящих для организации работников; обеспечение превышения ожидаемого эффекта над затратами; сохранение стабильности персонала и одновременно приток новых людей; улучшение морально-психологического климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить; ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств; нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к тестам; неточный учет отрицательной информации.
2.2 Процесс отбора
Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это:
Предварительный отбор
Интервью
Тестирование
Проверка рекомендаций
Предложение занять рабочее место
Адаптация на новом месте [11. C.93]
На стадии предварительного отбора решаются две основные задачи:
Отбор кандидатов на стадии предварительного просмотра документов
Отбор приглашенных кандидатов в процессе отборочной беседы
В традиционной российской практике основным документом для принятия решений на предварительной стадии отбора служит "листок по учету кадров". Он позволяет сравнивать кандидатов по единой форме, однако, информация, запрашиваемая в нем носит весьма общий характер и не отражает специфики работы.
В западной практике используется также анкетный метод (Application Form), но в отличие от российского вопросы в такой форме носят дифференцированный характер и содержат вопросы учитывающие специфику работы конкретной организации.
Интервью является еще одним этапом отбора, и позволяет минимизировать риски в процессе принятия решения. Его цель - определить, сможет ли кандидат успешно выполнять работу, выявить приоритеты претендента, найти пути мотивации.
Интервью может быть структурированное (перечень вопросов подготовлен заранее) и неструктурированное (вопросы формулируются по ходу проведения интервью).
Различают также поведенческое и ситуационное (CASE интервью) интервью. В основе поведенческого главным образом лежат вопросы касающиеся прошлого опыта, а ситуационное интервью содержит вопросы о намерениях вести себя тем или иным способом.
2.2.1 CASE интервью
В последнее время все большую популярность как в России так и на западе приобретает CASE интервью. [6]
Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т. е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут и можно оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую будет выполнять кандидат.
Принцип построения CASE
Вы строите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что Вас интересует в данный момент. Например, я хочу проверить, что человек считает более важным: коммерческую выгоду или порядочность и сохранение репутации. Следовательно, мне надо построить ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение.
Пример:
Вы -- сотрудник консалтинговой компании. У Вас есть клиент, который очень слабо разбирается в маркетинге (Ваш консалтинг -- именно в этой сфере). Ему необходимо организовать рекламную кампанию для вывода нового брэнда. Вы предложите ему:
а) дорогое, максимально масштабное исследование, размещение рекламы через Вашего партнера;
б) фокус-группу за незначительное вознаграждение для участников фокус-группы и организацию тендера, в который включите и Вашего партнера;
в) выбор из двух вариантов: Вы учите представителя компании-клиента, и они самостоятельно проводят все вышеуказанные мероприятия, или компания-клиент делегирует это Вам.
Выберите вариант, обоснуйте (только для тех, кто хорошо разбирается в маркетинге и принципах консалтинговой деятельности).
Условно CASES можно разделить на три большие группы:
а) проверяющие конкретные навыки (любые);
б) проверяющие ценности и взгляды;
в) проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.
Еще одним видом CASES можно считать задания, требующие найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых ожидается проявление стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени (1-2 минуты), причем имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить "еще..." или "дальше":