Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:

Файлы: 1 файл

мама курсовая.docx

— 102.78 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:

  • личность ребенка проявляется уже в раннем детстве;
  • ребенок является субъектом, а не объектом образовательного процесса;
  • каждый ребенок обладает способностями или талантом;
  • личностное отношение является важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
  • формируется половая Я-концепция (И.А.Кучина).

     Инновационный  подход в рамках личностно-ориентированного  образования является двигателем  педагогики в целом. Феномен  инновационного подхода в   педагогике рассматривается как  альтернатива традиционного. Принципиальным  отличием нормативной деятельности  педагога от инновационной является отношение к будущему. Инновационная деятельность педагога в выявлении и максимальном развитии всего потенциала личности с целью подготовки её к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных условиях, ориентирована на конечный результат - творческую личность. Основоположная установка – развитие «всех сущностных сил» ребёнка для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях. Нормативная деятельность педагога исходит из обучения и воспитания ребёнка на основе правил деятельности и поведения его в повторяющихся ситуациях. В результате формируется традиционно, стандартно мыслящая личность.

 Задачи инновационного  подхода в образовании:

  1. совершенствование преподавания и воспитания;
  2. участие педагога в деятельности по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм  образования;
  3. поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок;
  4. создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
  5. распространение лучшего педагогического опыта;
  6. привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам образования.

     Таким образом,  педагогическая деятельность с  позиций инновационного подхода  есть целенаправленное изменение,  вносящее в образовательную среду  стабильные элементы, улучшающие  характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной  системы в целом. 

При работе над курсовой были использованы работы таких авторов как Селевко Г.К., Фалюшина Л.И., Балашов А. И.,  и др. Также использованы ресурсы интернета.

Актуальность  темы исследования и степень разработанности  проблемы обусловили цель настоящей  работы.

Целью курсовой работы является изучение современных подходов в системе образования.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  • Раскрыть сущность современных инновационных подходов в системе образования
  • Рассмотреть современные подходы и инновации в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Обосновать необходимость внедрения авторских программ на практике в дошкольных учреждениях в рамках их инновационного развития

Объектом исследования является сущность современных подходов и инноваций.

Предметом исследования является инновационные подходы в ДОУ как средство повышения их работы в условиях современного образования.

При написании данной работы были использованы методы различных  уровней исследования.

Теоретико–методологические  основы исследования. При написании курсовой работы использовались учебные пособия, как российских, так и зарубежных авторов. Для глубокого понимания этих пособий применялись такие методы как анализ, синтез, аналогия, а также системный метод и метод абстрагирования.

Эмпирическими основами исследования послужили журналы, газеты, а также ресурсы сети интернет.

Теоретическая и  практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений и выводов, сделанных в данной курсовой работе, а также в дальнейшей научной разработке проблем внедрения инновационных подходов в системе образования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Инновации и их роль в современной образовательной системе

Термин «инновация» вошёл  в обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии. То, что  выходило за рамки традиции и обычая, то и является инновацией, — такова позиция культурной антропологии в  первой половине ХХ века. В целом  инновация противопоставлялась  традиционным формам действия, мышления и поведения.

В середине 1980-х годов  проводятся широкие исследования различных  форм инноваций в педагогике и  в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые  предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное  сотрудничество в разработке этого  круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод  или новый проект, который намеренно  вводится в систему традиционного  образования.

Иными словами, первоначально  в социологии образования инновации  продолжали противопоставляться традициям.

 «Традиции — инновации  — институции» — вот та  концептуальная схема, которая  позволит понять инновационные  процессы как в контексте тех  традиций, которые уже существуют  в культуре и обществе, так  и в контексте социального  признания инноваций, в качестве  базы для осуществления нововведений  в системе образования. Такого рода концептуальная схема позволяет избежать, с одной стороны, противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто, чуждое традициям, а с другой стороны, делает возможным осмысление процессов превращения инноваций в социально признанные нормы и ценности, т. е. в некие институции, формирующиеся в ходе социальных действий и социальных коммуникаций между людьми. А со временем — становящихся традицией.

Философия образования, которая  исходит из приоритета инноваций, должна учитывать именно эти две стороны  для того, чтобы не лишить инновации  в образовании и преемственной  связи с культурой прошлого и  вместе с тем не лишить их полнокровной связи с будущим, с той системой образования, которая складывается благодаря перманентному потоку инноваций. Философия образования  должна фиксировать уже существующие ценности и нормы культуры для  того, чтобы выявлять преемственность  между тем, что признано в качестве традиции в культуре, и инновациями, показывать «расхождения» между  ними. И вместе с тем философия  образования должна апеллировать к  тем инновациям, которые могут  стать истоком новых направлений  в педагогике, в содержании и методах  обучения, новых институций в образовательных  системах. Эта двуединая задача —  осмысления как тех ценностей, которые  уже отложились в традициях, так  и тех ценностей, которые могут  сложиться благодаря инновациям, — стоит и перед исследователями  инновационных программ и проектов в образовании.

Особое — политическое - значение феномен «инновационности» приобрёл во второй половине прошлого столетия для характеристики постиндустриальной формации — её становления и развития. Считается, что введение новшеств (новаций) в экономический оборот резко интенсифицирует экономические основы всех форм социального производства и также резко повысит уровень и качество жизни людей. Ещё более краткая формула — это «инновационная экономика», в которой главным продуктом и соответственно товаром на мировом рынке должно стать знание.

Так, наиболее развитые страны — США, Великобритания, Япония —  прямо провозгласили переход  в новую фазу развития — экономику, основанную на знаниях. Начиная с  середины 1980-х годов, правительства  этих стран сосредоточили свои усилия на ускорении инновационных процессов в экономике и создании национальных инновационных систем.

В развитых странах завершились  два важнейших этапа современной  научно-технической революции. На первом этапе (1940—1950-е годы) в основном ставились  цели создания новых систем вооружений, обеспечения военно-технического превосходства. На втором этапе (1960—1980-е годы) добавилась качественно новая задача — обеспечение  стабильных темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности  ключевых отраслей.

Третий, современный этап характеризуется тем, что страны постиндустриального общества наиболее активно решают задачи, связанные  с проблемами глобализации, смещением  приоритетов научно-технической  политики в сторону повышения  качества жизни людей, развития информационных технологий, решения проблем экологии, медицины.

Переход нашей страны на третий этап развития действительно  заманчив и кажется достаточно очевидным, если «смело» приступить к построению «инновационной экономики». Именно этот ход — переход страны на путь инновационного развития — прямо  объявляется сегодня и обсуждается  в целом ряде нормативных документов. Рассмотрим несколько ключевых понятий  инновационного развития, раскрываемых в этих документах:

  • инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
  • инновационная деятельность — создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
  • инфраструктура инновационной деятельности — организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Кажется, действительно просто — чем больше будет всяческих  новшеств (изобретений, открытий), доведённых к тому же до продуктивной технологии, тем эффективней экономика во всё своих характеристиках и  тем выше качество жизни.

Инновационную деятельность необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно  считать всякую деятельность, приводящую к её существенным изменениям по сравнению  с существующей традицией.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся  и ещё только становящихся норм практики либо — несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Тогда  инновация оправдана, более того, необходима.

Инновационная деятельность осуществляется не в пространстве идей и не только в пространстве действий отдельного субъекта, но становится подлинно инновационной только тогда, когда  инновационный опыт осуществления  этой деятельности становится доступным  другим людям. Это предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции.

Если инновационная деятельность отвечает трём предыдущим условиям, то её особый смысл заключается в  направленности на преобразование существующей практики либо — на порождение принципиально  новой практики. В этом случае в  ней должен присутствовать вектор «институциализации» — организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.

Ещё одно принципиальное различение необходимо провести между понятиями  «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей  задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд  и более конкретных критериев  различения этих двух понятий.

Различение понятий «новация»  и  «инновация»

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Научный контекст

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Характер действий (качество)

Относительно легко вписывается  в существующие «нормы» понимания  и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку  противоречит принятым «нормам»

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный 

Тип действий

Информирование субъектов  практики, передача «из рук в руки»  локального новшества 

Проектирование новой  системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как  управленческий подход (сверху или  по договоренности с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и  пространства для соответствующей  деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов  в существующей системе

Полное обновление позиции  субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение  новой методики  

Открытие новый направлений деятельности,  создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней  системы, рационализация ее функциональных связей 

Возможно рождение новой  практики или новой парадигмы  исследований и разработок

Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях