Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:
Инновационный
подход в рамках личностно-
Задачи инновационного подхода в образовании:
Таким образом,
педагогическая деятельность с
позиций инновационного
При работе над курсовой были использованы работы таких авторов как Селевко Г.К., Фалюшина Л.И., Балашов А. И., и др. Также использованы ресурсы интернета.
Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель настоящей работы.
Целью курсовой работы является изучение современных подходов в системе образования.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является сущность современных подходов и инноваций.
Предметом исследования является инновационные подходы в ДОУ как средство повышения их работы в условиях современного образования.
При написании данной работы были использованы методы различных уровней исследования.
Теоретико–методологические основы исследования. При написании курсовой работы использовались учебные пособия, как российских, так и зарубежных авторов. Для глубокого понимания этих пособий применялись такие методы как анализ, синтез, аналогия, а также системный метод и метод абстрагирования.
Эмпирическими основами исследования послужили журналы, газеты, а также ресурсы сети интернет.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений и выводов, сделанных в данной курсовой работе, а также в дальнейшей научной разработке проблем внедрения инновационных подходов в системе образования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Инновации и их роль в современной образовательной системе
Термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии. То, что выходило за рамки традиции и обычая, то и является инновацией, — такова позиция культурной антропологии в первой половине ХХ века. В целом инновация противопоставлялась традиционным формам действия, мышления и поведения.
В середине 1980-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.
Иными словами, первоначально в социологии образования инновации продолжали противопоставляться традициям.
«Традиции — инновации
— институции» — вот та
концептуальная схема, которая
позволит понять инновационные
процессы как в контексте тех
традиций, которые уже существуют
в культуре и обществе, так
и в контексте социального
признания инноваций, в
Философия образования, которая
исходит из приоритета инноваций, должна
учитывать именно эти две стороны
для того, чтобы не лишить инновации
в образовании и преемственной
связи с культурой прошлого и
вместе с тем не лишить их полнокровной
связи с будущим, с той системой
образования, которая складывается
благодаря перманентному потоку
инноваций. Философия образования
должна фиксировать уже существующие
ценности и нормы культуры для
того, чтобы выявлять преемственность
между тем, что признано в качестве
традиции в культуре, и инновациями,
показывать «расхождения» между
ними. И вместе с тем философия
образования должна апеллировать к
тем инновациям, которые могут
стать истоком новых
Особое — политическое - значение феномен «инновационности» приобрёл во второй половине прошлого столетия для характеристики постиндустриальной формации — её становления и развития. Считается, что введение новшеств (новаций) в экономический оборот резко интенсифицирует экономические основы всех форм социального производства и также резко повысит уровень и качество жизни людей. Ещё более краткая формула — это «инновационная экономика», в которой главным продуктом и соответственно товаром на мировом рынке должно стать знание.
Так, наиболее развитые страны — США, Великобритания, Япония — прямо провозгласили переход в новую фазу развития — экономику, основанную на знаниях. Начиная с середины 1980-х годов, правительства этих стран сосредоточили свои усилия на ускорении инновационных процессов в экономике и создании национальных инновационных систем.
В развитых странах завершились
два важнейших этапа
Третий, современный этап
характеризуется тем, что страны
постиндустриального общества наиболее
активно решают задачи, связанные
с проблемами глобализации, смещением
приоритетов научно-
Переход нашей страны на
третий этап развития действительно
заманчив и кажется достаточно очевидным,
если «смело» приступить к построению
«инновационной экономики». Именно этот
ход — переход страны на путь
инновационного развития — прямо
объявляется сегодня и
Кажется, действительно просто — чем больше будет всяческих новшеств (изобретений, открытий), доведённых к тому же до продуктивной технологии, тем эффективней экономика во всё своих характеристиках и тем выше качество жизни.
Инновационную деятельность необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую к её существенным изменениям по сравнению с существующей традицией.
Инновационная деятельность
— это деятельность, направленная
на решение комплексной проблемы,
порождаемой столкновением
Инновационная деятельность осуществляется не в пространстве идей и не только в пространстве действий отдельного субъекта, но становится подлинно инновационной только тогда, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям. Это предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции.
Если инновационная
Ещё одно принципиальное различение необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.
Различение понятий «новация» и «инновация»
Критерии |
Новация |
Инновация |
Масштаб целей и задач |
Частный |
Системный |
Научный контекст |
В рамках существующих теорий |
Выходит за рамки существующих теорий |
Характер действий (качество) |
Относительно легко |
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» |
Характер действий (количество) |
Ограниченный по масштабу и времени |
Целостный, продолжительный |
Тип действий |
Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества |
Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация |
Апробация, внедрение как управленческий подход (сверху или по договоренности с администрацией) |
Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт |
Изменение отдельных элементов в существующей системе |
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна |
Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики |
Открытие новый направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия |
Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей |
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях