Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе образования:
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Гендерный подход
в дошкольном образовании как
инновация, направленная на
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.). Ни одна из современных комплексных или парциальных программ для ДОУ не учитывает гендерного подхода.
Гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно-ориентированного образования, носящий инновационный характер, учитывающий индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая, на основании этого, определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание гендернокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Педагогические аспекты гендерной проблематики находятся на периферии современных научных исследований. Разработки в области гендерных исследований в педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной концепции. В педагогической лексике термин «гендер» разработан недостаточно. «Гендерный аспект переосмысления педагогической науки и практики лежит в русле более широкой тенденции создания педагогики 21 века».
В трактовке
гендерного подхода
В настоящее время существует несколько апробированных подходов к решению проблемы эффективности труда педагога: усовершенствование учебного процесса в педагогических вузах (Е.П.Белозерцев, Н.В.Кузьмина, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков и др.); совершенствование психолого-педагогической подготовки педагога (В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, А.К.Маркова, И.А.Зимняя и др.); организация психотренингов (Ю.Н.Емельянова, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская, А.У.Хараш, Е.Ю.Иванова и др.). Однако ни один из вышеназванных подходов не учитывает гендерный аспект проблемы, в то время как педагогическая деятельность фиксируется в социальной практике как «женская» (Г.М.Бреслав, М.Римашевская, Б.И.Хасан и др.). Сохранение в обозримом будущем феминизации процесса образования обусловливает необходимость подготовки педагогов на основе гендерного подхода и внедрения его в рамки образовательного процесса ДОУ.
Требования
к реализации гендерного
Подготовка педагогов ДОУ на основе гендерного подхода позволяет:
Результатом
такой подготовки
2.2. Инновационные
подходы как организация
В процессе профессионального
саморазвития педагога особую роль играет
его инновационная
Методическая работа в
дошкольном образовательном учреждении
- это целостная, основанная на достижениях
науки, педагогического опыта и
на конкретном анализе образовательного
процесса система взаимосвязанных
мер, действий и мероприятий, направленных
на всестороннее повышение квалификации
и профессионального мастерства
каждого педагога, на развитие и
повышение творческого
Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).
Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Эта тема обоснована в работах педагогов П.Ф. Каптерова, Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова, СТ. Шацкого, Н.В. Кузьминой и других.
По мнению К.Ю. Белой, любое
образовательное учреждение проходит
следующие этапы: становление, функционирование
и развитие. На первом этапе работа
методической службы направлена на создание
целостного педагогического коллектива,
выбор оптимальных технологий для
организации педагогического
Она ДОУ должна быть направлена
на: организацию образовательного процесса
на основе современных научных подходов
с использованием новым методов,
способов, технологий; повышение профессиональной
компетенции сотрудников ДОУ; обеспечение
педагогам необходимой
Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
Методическая работа в
ДОУ строится на основе анализа достигнутых
результатов образовательного процесса,
уровня педагогического мастерства
и квалификации педагогов. Ежегодно
в конце учебного года проводится
анализ профессиональной деятельности,
который основывается на самооценке,
самоанализе педагогов и
Мониторинг профессионально - педагогического уровня позволил выделить две группы педагогов:
- педагоги, работающие творчески - 64%;
- педагоги с установившимся стилем работы - 36%.
Данные результаты говорят о творческой работе коллектива.
С целью объективности оценки деятельности, степени компетентности воспитателей и специалистов разработаны экспертные листы, которые заполняются в течение года и вкладываются в индивидуальные «Портфолио - педагога».
Анализируя полученные данные, мы выявили, что 49 % педагогов адекватно оценивают свою профессиональную деятельность, у 40 % самооценка близка к адекватной, т.е. повышенная требовательность к результатам своего труда, у 11 % - самооценка завышена.
Одно из главных направлений методической работы - обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.
Методические формы
Одной из наиболее эффективных
форм оказания методической помощи и
повышения квалификации педагогов
является семинар-практикум - особая форма
организации самостоятельной
Все формы методической работы должны быть направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода.
Для начинающих педагогов в настоящее время существует «Школа молодого специалиста», цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.
Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях