Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:

Файлы: 1 файл

мама курсовая.docx

— 102.78 Кб (Скачать файл)

Эффективность усматривает  оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта  обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе образования:

  • технологии развивающего обучения,
  • технологии проблемного обучения,
  • игровые технологии, компьютерные технологии,
  • альтернативные технологии.

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ  ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1. Гендерный подход  в дошкольном образовании как  инновация, направленная на развитие  личности в соответствии с  ее природным потенциалом

     Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.). Ни одна из современных комплексных или парциальных программ для ДОУ не учитывает гендерного подхода.

     Гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно-ориентированного образования, носящий инновационный характер, учитывающий индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая, на основании этого, определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание гендернокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Педагогические аспекты гендерной проблематики находятся на периферии современных научных исследований. Разработки в области гендерных исследований в педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной концепции. В педагогической лексике термин «гендер» разработан недостаточно. «Гендерный аспект переосмысления педагогической науки и практики лежит в русле более широкой тенденции создания педагогики 21 века».

     В трактовке  гендерного подхода прослеживается  проблема не устоявшейся терминологии. Анализ научной литературы транслирует две полярные точки зрения: стереотипная, признающая равнозначность гендерного и  полоролевого подхода с ориентацией на подчеркивание традиционных различий, видов поведения и деятельности (В.В.Абраменкова, Ю.Е.Алешина, В.Ф.Базарный, А.С.Волович, М.И.Воловикова, В.Е.Каган, А.В.Мудрик, Н.Пижурина, Л.И.Столярчук, Л.Сычева и др.); альтернативная (Е.Здравомыслова, И.В.Иванова, В.Я.Кисленко, Л.В.Попова, О.В. Прозументик, А.Темкина, Л.В.Штылева, Л.П.Шустова и др.), признающая межполовое равенство с ориентацией на нейтрализацию различий между полами, отступление от традиционных патриархальных моделей общества. Наиболее рациональной, на наш взгляд, является не столь категоричная точка зрения, выделяющая фундамент гендерного подхода в человекоцентрированной картине мира, основанной на личностном и культурологических подходах, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры  (Е.Н.Каменская); способы сформированности  педагогических ценностей не в отрицании физиологических и психологических различий мужчин и женщин, а на основе интерпретации и самоидентификации своего положения в обществе, культуре, профессиональной группе (С.В.Рожкова).

     В настоящее время существует несколько апробированных подходов к решению проблемы эффективности труда педагога: усовершенствование учебного процесса в педагогических вузах (Е.П.Белозерцев, Н.В.Кузьмина, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков и др.); совершенствование психолого-педагогической подготовки педагога (В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, А.К.Маркова, И.А.Зимняя и др.); организация психотренингов (Ю.Н.Емельянова, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская, А.У.Хараш, Е.Ю.Иванова и др.). Однако ни один из вышеназванных подходов не учитывает гендерный аспект проблемы, в то время как педагогическая деятельность фиксируется в социальной практике как «женская» (Г.М.Бреслав, М.Римашевская, Б.И.Хасан и др.). Сохранение в обозримом будущем феминизации процесса образования обусловливает необходимость подготовки педагогов на основе гендерного подхода и внедрения его в рамки образовательного процесса ДОУ.

     Требования  к реализации гендерного подхода  в дошкольном образовательном  учреждении:

  • создание физиологической среды (организация питания, сна, удовлетворения физиологических потребностей детей) с учетом половых различий воспитанников;
  • дифференциация видов деятельности разнополых детей;
  • учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей;
  • возможность позитивной трансляции собственного опыта мальчиками и девочками;
  • выявление различий в усвоении знаний разнополыми детьми;
  • оптимальный выбор форм, методов, средств обучения разнополых детей;
  • определение гендерного стиля педагога ДОУ;
  • позитивная трансляция гендерного опыта педагога ДОУ;
  • учет педагогом ДОУ гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Подготовка педагогов  ДОУ на основе гендерного подхода  позволяет:

    • учитывать особенности становления женщин и мужчин в профессии педагога;
    • знать свою гендерную доминанту;
    • понимать гендерную доминанту своих воспитанников;
    • использовать знания о гендерной доминанте в работе с маскулинно-ориентированными, фемининно-ориентированными или смешанному по гендерному признаку группам;
    • строить учебно-воспитательную деятельность с учетом гендерных различий однополого или разнополого детского коллектива;
    • рассматривать гендерные представления как динамичные, изменяющиеся образования;
    • учитывать, что в основе процесса профессионального становления педагога лежит система детерминирующих факторов: социальные ценности, индивидуальные ценности, гендерные ценности (представления, стереотипы и пр.).

     Результатом  такой подготовки представляется  гендерная культура – это базовое  отношение социального порядка,  транслирующее проявление социокультурных  гендерных статусных позиций  и регулирующее нормы поведения.

 

2.2. Инновационные  подходы как организация методической  работы в ДОУ на современном  этапе

 

В процессе профессионального  саморазвития педагога особую роль играет его инновационная деятельность.

Методическая работа в  дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях  науки, педагогического опыта и  на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных  мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и  повышение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.

Главным принципом методической работы является системный подход к  ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).

Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Для эффективности образовательной  деятельности необходим поиск и  внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Эта тема обоснована в работах  педагогов П.Ф. Каптерова, Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова, СТ. Шацкого, Н.В. Кузьминой и других.

По мнению К.Ю. Белой, любое  образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование и развитие. На первом этапе работа методической службы направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для  организации педагогического процесса. На втором этапе методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического  процесса в случае отклонения от методики реализации программы, которую реализует  данное ДОУ. Если же коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.

Она ДОУ должна быть направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ; обеспечение  педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования; научно — методическое обеспечение  содержания образования; объединение  усилий педагогов и родителей  по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация  педагогического процесса гарантирует  компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку  в ДОУ и методическую помощь родителям  в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

Методическая работа в  ДОУ строится на основе анализа достигнутых  результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе  педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить  анализ выполнения годовых задач, планировать  работу ДОУ на следующий учебный  год, находить новые эффективные  формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить  необходимую коррекцию.

Мониторинг профессионально - педагогического уровня позволил выделить две группы педагогов:

 

-      педагоги, работающие творчески - 64%;

 

-      педагоги  с установившимся стилем работы - 36%.

 

Данные результаты говорят  о творческой работе коллектива.

С целью объективности  оценки деятельности, степени компетентности воспитателей и специалистов разработаны  экспертные листы, которые заполняются  в течение года и вкладываются в индивидуальные «Портфолио - педагога».

Анализируя полученные данные, мы выявили, что 49 % педагогов адекватно  оценивают свою профессиональную деятельность, у 40 % самооценка близка к адекватной, т.е. повышенная требовательность к результатам своего труда, у 11 % - самооценка завышена.

Одно из главных направлений  методической работы - обеспечение  информационного сопровождения  образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга  профессиональных потребностей педагогов  ДОУ.

Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые  игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели и месячники.

Одной из наиболее эффективных  форм оказания методической помощи и  повышения квалификации педагогов  является семинар-практикум - особая форма  организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических  знаний, совер­шенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности. Темы семинаров: «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»; «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Театрально- игровая деятельность в детском саду» и др.

Все формы методической работы должны быть направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода.

Для начинающих педагогов в настоящее время существует «Школа молодого специалиста», цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.

Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях