Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:

Файлы: 1 файл

мама курсовая.docx

— 102.78 Кб (Скачать файл)

 

Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной  деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

  • источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
  • инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
  • деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
  • инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
  • новый тип или новая форма общественной практики.

Приведём лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных  преобразований — из истории отечественного образования:

  • источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
  • инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;
  • технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;
  • инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
  • новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

Обозначим три, наиболее важные сегодня,  интерпретации понятия  «образование»:

  • образование - это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития;
  • образование - это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;
  • образование - это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия  для полноценного развития всех своих  участников; отсюда главный тезис; инновационное  образование — это развивающее  и развивающееся образование.

В соответствии с этим новым  пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы  образования; в самом первом приближении  оно начинает выступать перед  нами в своих трёх предметных проекциях: образовательная среда — как  социокультурное содержание образования, образовательные институты —  как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы — как содержание совместно-распределённой деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

Этот новый образ образования  — развивающего, инновационного —  требует пересмотра наших устоявшихся  представлений о нем.

Инновации – это «целенаправленное  изменение педагогической системы  или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы  из одного состояния в другое и  соответствующие  прогрессивным тенденциям развития общества» (В.И. Загвязинский)

Качество образования (в  широком смысле) - сбалансированное  соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды,  как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам).

В своем выступлении на расширенном заседании Госсовета  В.В.Путин отметил, что «…решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы для формирования национальной инновационной системы….От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.»

Именно в образовательной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.

Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой  в области образования,  потребностями  сообщества, экономическими возможностями  региона и т.д. Схематически эта  взаимосвязь и взаимозависимость  может быть представлена следующим  образом:

 

 

 

 

 

Политика в области образования



 



Общество 

Экономическая политика правительства



Инновационное развитие школы



         


 


 

Видение желаемого состояния школы



 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь инновационного развития школы и ее социально-политических условий

 

Директор является «проводником»  государственной образовательной  политики и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать  «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной  политики и реальной образовательной  практики. Поэтому для успешной работы ему необходимо быть  в курсе  инновационных ориентиров развития образования. Помимо этого директор должен своевременно знакомить с  этой информацией свой коллектив. Для  этого директору необходимо уметь  работать с различными источниками  информации, определять главное, существенное и  доводить до своих коллег. Это  можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить. А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательного учреждения.

 

1.2. Современные подходы и технологии обучения и воспитания образовательного процесса

 

Инновации определяют новые  методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные  на личность ребёнка, на развитие его  способностей.

На современном этапе  развития происходят изменения в  образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного  образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию  познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  технологий.

Инновационные технологии –  это система методов, способов, приёмов  обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных  социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в  процессе педагогической деятельности.

В настоящее время в  педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    • Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
    • И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
    • ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений  различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами.

  1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса,  функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в  качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в  качестве системы способов, принципов  и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие « педагогический подход» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогический (общедидактический, общевоспитательний) подход характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогический подход синонимичен педагогической системе: в него включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогический подход употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный (модульный) уровень: локальный подход представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)

.Что касается современных инновационных технологий, то в них обязательно должны присутствовать следующие компоненты

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая современная педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных  целей.

Системность включает наличие  всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность  диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной  диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции  результатов.

Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях