Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:
Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:
Приведём лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования:
Обозначим три, наиболее важные сегодня, интерпретации понятия «образование»:
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трёх предметных проекциях: образовательная среда — как социокультурное содержание образования, образовательные институты — как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы — как содержание совместно-распределённой деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.
Этот новый образ образования — развивающего, инновационного — требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем.
Инновации – это «целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям развития общества» (В.И. Загвязинский)
Качество образования (в широком смысле) - сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам).
В своем выступлении на
расширенном заседании
Именно в образовательной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.
Образовательное учреждение,
работающее в режиме инновационного
развития, постоянно сверяет свои
цели с государственной политикой
в области образования, потребностями
сообщества, экономическими возможностями
региона и т.д. Схематически эта
взаимосвязь и
Политика в области образования
Общество
Экономическая политика правительства
Инновационное развитие школы
Видение желаемого состояния школы
Рис. 1. Взаимосвязь инновационного развития школы и ее социально-политических условий
Директор является «проводником»
государственной
1.2. Современные подходы и технологии обучения и воспитания образовательного процесса
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном этапе
развития происходят изменения в
образовательных процессах: содержание
образования усложняется, акцентируя
внимание педагогов дошкольного
образования на развитие творческих
и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие « педагогический подход» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
.Что касается современных инновационных технологий, то в них обязательно должны присутствовать следующие компоненты
По мнению Г.К. Селевко, любая современная педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает
опору на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое,
дидактическое и социально-
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях