Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы. Образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. Смена парадигм образования – закономерный результат эволюции человечества, обусловлена сменой стиля развития мировой культуры в целом. Личностно-ориентированное образование ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Позиции личностно-ориентированного подхода воплощены в следующих идеях:
Задачи работы:
- ориентировать молодого педагога на применение современных технологий в работе с детьми, творческий поиск;
- стимулировать инициативу и творчество;
- формировать у педагога собственный взгляд на образовательный процесс;
- совершенствовать умение
анализировать, критически
Наставниками являются педагоги высшей, первой квалификационной категории.
Для творческого развития молодых воспитателей в процессе профессиональной деятельности организована «Педагогическая мастерская», задачи, которой:
- способствовать обучению
педагогов экспериментально
- разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений;
- поднять профессиональный уровень мастерства педагогов на новый качественный уровень;
- изучить опыт педагогов, работающих по данной проблеме творчески, и применить их опыт на практике.
Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запросам, открывает возможность постоянного совершенствования.
Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.
По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева общими критериями являются:
- критерий результативности;
достигается, если уровни
- критерий рациональных
затрат времени, экономичности
рациональных затрат времени,
когда рост мастерства
- критерий роста
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо.
ГЛАВА 3. ВНЕДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дошкольное воспитание как
первая ступень системы образования
за последние годы претерпело существенные
изменения. На сегодняшний день очевидной
стала проблема необходимости грамотного
выстраивания подлинно вариативного дошкольного
образования, решение которой требует
ответов на ряд вопросов. Общественный
заказ на развитие системы образования
предопределяется его целью —
подготовкой подрастающего
Состояние научного и учебно-методического
обеспечения дошкольного
Сущность образовательной
программы как документа (модели),
определяющего специфику
При разработке образовательной
программы следует учитывать
многокомпонентность ее содержания
и целостность взаимосвязанных
частей (разделов): 1) цели и задачи воспитания,
которые определяются на основе анализа
предшествующей педагогической деятельности,
потребностей социума, родителей; 2) выбор
программ и структурирование образовательного
процесса (три варианта сочетания
программ – комплексная программа,
комплексная и парциальные
Переход к работе по вариативным
программам и технологиям предполагает
регулирование качества дошкольного
образования в контексте
В соответствии с вышесказанным, можно предложить следующий план разработки авторской программы “Современный инновационные подходы к эколого-оздоровительной работе в детском саду”.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от состояния окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении.
Необходимо воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, довести до сознания каждого, что человек не может быть здоровым, когда не здорова окружающая среда.
Основные проблемы:
(Уровень первичной
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-действенного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
1. Формирование системы
элементарных научных
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру
природы, развития чувства
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.Повышение экологической
культуры дошкольников и
2.Улучшение
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Планируя работу по экологическому воспитанию, необходимо объединить усилия всех сотрудников. Каждый сотрудник детского сада выполняет определенные функции в области экологического образования: руководитель, старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Эколого-оздоровительное развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы: метод исследования, экспериментирование, проектная деятельность, игровые и обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, конкурсы поделок и рисунков, использование здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование ЗОЖ, природоведческие игры, практическая деятельность, эколого-психологические тренинги и т.д.
ВЗИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯ
Сотрудничество с родителями направлено на приобщение семьи в совместную с детским садом эколого-оздоровительную работу. С родителями мы проводим психологические тренинги, природоохранные акции, экологические субботники по благоустройству территории, создаем экологическую тропу, совместные спортивные мероприятия.
Отсюда следует, что нашим детям необходимы как практические знания в области экологии, так и возможность практического общения с природой. В процессе такого общения формируется личность ребенка: нравственно-этические нормы, познавательная деятельность, эмоциональная сфера, физическое здоровье.
3.2. Оздоровление
дошкольников средствами
Оздоровительные возможности
изобразительной деятельности известны:
в процессе её ребёнок учится яснее
смотреть и видеть, яснее мыслить
и глубже чувствовать; она формирует
пытливость, наблюдательность и эмоциональность;
активизирует мыслительную деятельность
и желание творить, создавать
красивое. В процессе изобразительной
деятельности ребёнок совершает
умственные и духовные усилия над собой,
он как бы преодолевает себя, реализует
свой творческий замысел, речевые и двигательные
умения. Параллельно с этим у ребёнка совершенствуются
нервные процессы, лежащие в основе психической
деятельности.
Работы отечественных
и зарубежных специалистов свидетельствуют
о том, что изобразительная деятельность
выполняет и терапевтическую функцию:
снимает нервное напряжение и страхи,
повышает настроение, вызывает радость.
Достаточно широкую известность получило
такое направление в оздоровительной
работе как арттерапия, которая апеллирует
к внутренним самоисцеляющим ресурсам
организма ребёнка, тесно связанным с
его творческими возможностями. Арттерапия
даёт возможность ребёнку выразить не
только эмоции и чувства, но и свои трудности
и неприятности, хотя сам ребёнок этого
и не осознаёт.
Опыт работы показывает,
что более высокий оздоровительный эффект
может быть получен путём интеграции изобразительной
деятельности с другими видами художественно-творческой
деятельности дошкольников. Интеграция
в данном случае выступает как форма взаимосвязи,
взаимопроникновения разных видов деятельности
ребёнка на занятиях по изобразительному
искусству, благодаря чему достигается
более успешное формирование творческих
и психических процессов и положительного
отношения детей к изобразительной деятельности.
В этом случае все другие виды деятельности
объединяются вокруг изобразительной
деятельности как вокруг своеобразного
стержня и реализуются, как правило, в
форме игры. Включение дошкольников в
подобную интегративную деятельность
на занятиях изобразительного искусства
– одно из условий формирования эстетически
и психически здорового ребёнка и развития
его художественно творческих способностей.
Разработанная система занятий
по изобразительной деятельности дошкольников
подготовительных групп с оздоровительной
направленностью наравне с рисованием
включает музыку, элементы танцев, художественно-речевую,
театрализованную и игровую деятельность
детей.
Ведущей деятельностью для
дошкольников является игра. Стимулировать
ребёнка к игре не приходится, он играет
с удовольствием. В игровой деятельности
наиболее интенсивно формируются психические
качества и личностные особенности ребёнка.
В игре складываются и другие виды деятельности,
которые позже приобретают самостоятельное
значение. Все продуктивные виды деятельности,
в том числе и изобразительная деятельность,
тесно связаны с игрой. Если учесть, что
к 6 годам у большинства дошкольников проявляется
устойчивый интерес к изобразительному
искусству и наблюдается эмоциональный
отклик при восприятии художественных
произведений, то становится понятным,
что умелое использование игровой
деятельности и интеграция разных видов
деятельности на занятиях по изобразительному
искусству может содействовать всестороннему
гармоничному развитию личности и укреплению
психического здоровья дошкольников.
Интеграция основывается на
общности психических процессов, развитие
которых необходимо для осуществления
деятельности, она широко и глубоко захватывает
различные стороны психики ребёнка, такие
как чувства, воображение, мысли, волю
и др. Отсюда велико её значение и в развитии
сознания, самосознания и самооценки.
Предлагаемая
система направлена на решение следующих
задач:
1) развитие художественно-творческих
способностей детей;
2) создание условий для полноценного
психического развития каждого
ребёнка;
3) сохранение и укрепление психического
здоровья детей.
Ожидаемый эффект в оздоровлении
детей: положительные изменения в поведении,
устойчивое психоэмоциональное
состояние, повышение самооценки, совершенствование
восприятия и эмоционально-чувственного
мира ребёнка, активизация воли, приобретение
им практических навыков и умений, повышение
двигательной активности, развитие мелкой
моторики, формирование индивидуальности
ребёнка и его творческих способностей
– может быть достигнут при соблюдении
следующих педагогических условий:
1. Создание благоприятной психологической
атмосферы на занятиях по изодеятельности,
установление с детьми доверительных
отношений.
2. Организация специальной
образовательной среды, обеспечивающей
возможность детям свободно бегать, прыгать,
ползать (двигательную активность); насыщение
среды красочными предметами, игрушками,
картинами.
3. Использование системы одобрений
и поощрений ребёнка; создание ситуаций
успеха, позволяющих ребёнку свободно
излагать свои мысли и чувства на бумаге
при рисовании, раскрепощающих и придающих
уверенность в своих силах и действиях.
4. Градация нагрузки и заданий в зависимости
от состояния ребёнка и от его возможностей.
5. Создание творческой атмосферы,
позволяющей ребёнку реализовать свои
замыслы.
6. Поддерживание в течение всего занятия
оптимального психоэмоционального состояния,
способствующего высокой продуктивности
деятельности ребёнка.
Разработанная система занятий
по изобразительной деятельности дошкольников
предполагает использование разнообразных
методов и техник, направленных на развитие
и совершенствование творческих способностей
детей, гармоничное развитие психических
процессов и личностных качеств каждого
ребёнка. За основу взята программа С.К.Кожохиной
«Путешествие в мир искусства». Предпочтение
отдано игровым техникам: психокоррекционным,
арттерапевтическим и развивающим (индивидуальным,
парным и групповым).
На занятиях по изодеятельности
добивались максимального развития сенсорных
процессов (зрения, слуха, кожной чувствительности,
обоняния и вкуса) для повышения сенсорной
ориентации детей во внешнем мире. В этих
целях использованы упражнения с восприятием
цвета, линий и форм; разнообразные звуки,
музыка; образы и конкретные объекты, способствующие
формированию запаха и вкуса. На основе
полученных ощущений дети создают чувственные
образы и изображают их на рисунке.
Большое место среди используемых
техник отводится ассоциативному рисованию.
Детям предлагаются разнообразные художественные
материалы на выбор (гуашь, масляные краски,
акварель, цветные карандаши, фломастеры,
кисти, бумага и т.д.), а также конкретные
темы для рисунков, например, описать свои
чувства, изобразив их на бумаге в виде
мышей; изобразить себя в виде какого-то
зверя; или же нарисовать каракули и увидеть
какой-то образ и т.д. Рисунки обсуждаются,
обыгрываются нарисованные образы и ситуации.
Используются технологии,
позволяющие ребёнку ощутить свое тело,
его пластику и двигательные возможности.
Посредством движений ребёнок воспринимает
окружающий мир, познаёт его. Дети вживаются
в представляемые образы, отождествляют
себя с ними с помощью движений, присущих
животным. Свои ощущения отражают в рисунке.
Или же отождествляют себя с тем, что рисуют,
например, с медведем или лошадью.
Имитируются все движения, присущие
животному. Движения осуществляются под
музыку. Музыка может быть ритмичной, плавной,
быстрой; от характера музыки зависят
характер и разнообразие движений. В движениях
дети выражают радость, гнев, страх, счастье
и т.д.
Большое значение придаётся
развитию фантазии, позволяющей повысить
интеллект, способствующей лучше приспособиться
к процессу обучения и легче преодолевать
трудности. Фантазии ребёнка отражают
его мышление и поведение в реальной жизни.
На занятиях используются различные материалы,
упражнения, задания, стимулирующие фантазию.
Свои фантазии дети изображают на листе
бумаги.
Применяются игровые психотерапевтические
техники, психосоматическая гимнастика. Они заимствованы
у разных авторов. На занятиях эти техники
используются психологом. Назначение
этих техник и показания к их применению
разнообразны: для повышения самооценки,
снижения уровня агрессивности, снижения
или повышения активности у гипер- и гипоактивных
детей, сплочения коллектива, развития
эмоционально-чувственной сферы, коррекции
замкнутости, повышения интеллекта, контроля
собственных чувств и др..
Развивающие игры также
нашли место в занятиях изобразительной
деятельностью. Ребёнок с удовольствием
играет и приобретает в процессе игры
опыт, который использует в своей жизни.
Развивающие игры способствуют формированию
целенаправленного внимания, развитию
навыков общения, произвольного поведения,
памяти, мышления и речи, слухового восприятия
и др.. Развитию поведения, мышления и речи
способствуют практически все используемые
развивающие игры.
Особое место в наших занятиях
отводится арттерапевтическим техникам. Интеграция
изодеятельности с музыкой, литературой,
драматургией, танцами способствует не
только творческой направленности ребёнка,
но и развитию личностных качеств и психических
процессов, т.е. укреплению психического
здоровья.
Арттерапия является важным
способом реализации потенциальных порой
скрытых творческих возможностей ребёнка.
Арттерапия даёт возможность ребёнку
выразить свои эмоции и чувства, обрести
свою цельность, неповторимость и индивидуальность,
изжить свои трудности и неприятности,
повысить самооценку, а также физиологическую
и психологическую устойчивость ребёнка
в постоянно меняющемся мире.
Обязательным техническим
приёмом на занятиях по изодеятельности
является релаксация – снятие мышечного
напряжения, расслабление. Результативным
является применение звуков природы: шум
дождя, ветра, звуки набегающей волны,
шелест листьев, звуки леса и джунглей
и т.д.
Каждая техника выступает
как самостоятельный приём и как дополняющий
другие. Все техники направлены на гармоничное
сочетание индивидуальной и групповой
работы, на развитие и формирование творческих
способностей ребёнка и психических процессов.
Само творчество ребёнка на занятиях по
изобразительному искусству является
одним из механизмов психического оздоровления.
Занятия изобразительным
искусством создают богатые возможности
для формирования различных видов ощущений,
в первую очередь зрительных и кинестетических,
а также для развития чувств. Игры нацелены
на развитие коммуникативных и рефлексивных способностей
детей. Через рефлексию устанавливается
отношение ребёнка к собственному действию
и обеспечивается адекватная коррекция
этого действия, ребёнок преобразует себя,
у него меняются ценностные ориентации,
которые определяют поступки, поведение
и жизнедеятельность в целом.
Интеграция изобразительного
искусства с другими видами деятельности
позволяет полнее раскрыть чувственный
мир ребёнка, способствует развитию фантазии,
содействует лучшему ощущению своего
тела и его двигательных возможностей.
В процессе творческой деятельности и
в игре у ребёнка появляется желание полнее
использовать свои творческие и двигательные
возможности, у него формируются целенаправленное
внимание и произвольное поведение, развиваются
мышление, память и речь, формируется умение
использовать свой интеллект, создаётся
ощущение собственной значимости, что
составляет основу для дальнейшего успешного
обучения.
Используемые техники
играют немаловажную роль в сплочении
детского коллектива, в создании доверительных
отношений между детьми, между детьми
и взрослыми; в воспитании отзывчивости
и желании прийти на помощь; в умении высказывать
собственную точку зрения и оценить свои
достижения в сравнении с достижениями
других детей.
Особо следует выделить
роль арттерапевтических техник, используемых
на занятиях. Эти игры имеют большое значение
в индивидуальном развитии и саморазвитии
ребёнка. Они способствуют снятию страхов
и тревоги, лечению фобий и дают выход
агрессивности и другим негативным чувствам,
которые в обычных условиях ребёнок подавляет.
В таких играх ребёнок учится контролировать
свои действия и поступки, следовать цели,
активизировать волю, находить правильные
решения, в трудных игровых и жизненных
ситуациях. Всё это способствует эмоционально–личностному
развитию ребёнка.
Благотворное влияние предложенной
нами системы занятий по изобразительному
искусству нашло отражение в характере
поведения детей, в повышении их работоспособности
и энергетического потенциала, позволяющего
дошкольникам оптимально мобилизовать
физические и психические ресурсы на активное
действие как в привычных, так и в экстремальных
условиях.
В результате внедрения
интегрированной системы занятий по изодеятельности
в нашем детском саду удалось установить
высокую её эффективность, выражающуюся
в снижении уровня тревожности и непродуктивной
нервно-психической напряжённости, что
свидетельствует о наличии у детей определённых
резервов работоспособности и стрессоустойчивости.
Также увеличилось количество детей с
оптимальным уровнем энергоресурсов и
с установкой на активное действие; у таких
детей в экстремальной ситуации наиболее
вероятна высокая скорость ориентировки
и принятия решений, целесообразность
и успешность действия. Это нашло отражение
и в повышении творческих способностей,
выражающихся в повышении уровня развития
воображения, в способности создавать
оригинальные образы, в гибкости построения
графических образов и в общем уровне
креативности.
Йога – древняя система
оздоровления и укрепления тела, а
также обретения душевного
Поддерживать здоровье, развивать
гибкость и выносливость, умение концентрировать
внимание необходимо с ранних лет, именно
поэтому был разработан детский
вариант йоги с учетом физических,
физиологических и
Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом.
Если рассматривать
детство как непрерывную цепь
изменений и преобразований, от
физических до
Йога полезна даже
малышам в возрасте от 3-х лет.
Дело в том, что йога
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Информация о работе Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях