Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:49, дипломная работа
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с людьми и использование достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Введение 3
1 Современные технологии управления персоналом в системе управления предприятием 6
1.1 Управление персоналом, его сущностная характеристика ….6
1.2 Современные технологии рационализации работы с персоналом ..22
2 Современные технологии управления персоналом на Мозырском хлебозаводе №2 и анализ их использования 39
2.1 Организационно-экономическая характеристика Мозырского хлебозавода №2 39
2.2 Анализ обеспеченности Мозырского хлебозавода №2 трудовыми ресурсами 45
2.3 Анализ используемых технологий управления персоналом на Мозырском хлебозаводе №2 54
3 Проблемы внедрения современных технологий управления персоналом на Мозырском хлебозаводе №2 и способы их разрешения 63
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Правовое
обеспечение системы управления
персоналом включает: соблюдение, исполнение и
применение норм действующего законодательства
в области труда, трудовых отношений; разработку
и утверждение локальных нормативных
и ненормативных актов организационного,
организационно-
Осуществление
правового обеспечения в
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и т.п. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений. Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера.
В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Кодекс законов о труде РБ, акты Минтруда РБ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.
В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнениям, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Основные задачи юридического отдела в этой области таковы: а) разработка проектов нормативных актов организации; б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их; в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею; г) информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде; д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения [12, с. 184].
В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Правовые акты ненормативного характера - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п. [12, с. 184].
Таким образом, эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, информационного, технического, нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
1.2
Современные технологии
Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации неизбежно связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Привлечение и отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность. Таким образом, исходным этапом в процессе управления персоналом является привлечение и отбор кадров.
Для того чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. Именно анализ содержания работы создает надежное основание для принятия решений о найме, отборе, назначении зарплаты и т. д.
Существуют несколько методов анализа содержания работы:
- наблюдение за работником и регистрация всех выполняемых им задач и действий;
- сбор информации посредством собеседования с работником или его непосредственным начальником;
- работник дает описание своей работы и требований к ней, заполняет вопросник [33, с. 279].
На основе полученной информации создается должностная инструкция. Должностные инструкции определяют основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию: что собой представляет данная работа, какие виды деятельности и обязанности она включает в себя, ответственность и полномочия, место работника в формальной структуре организации, квалификационные требования к работнику.
Следующим этапом подготовительной работы менеджера по персоналу является составление требований к тому типу исполнителя, который необходим для выполнения работы. На основании предшествующего анализа необходимо как можно более точно определить навыки, знания, квалификацию и качество, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также практический опыт и черты характера. В большинстве случаев стремятся определить именно желательные характеристики. Однако не во всех случаях удается отобрать идеального кандидата. Поэтому необходимо установить и тот основной минимум требований, которым должен удовлетворять претендент. Правда, здесь есть еще одно важное обстоятельство: претендент должен вписываться в существующую рабочую обстановку, в коллектив, где ему предстоит работать.
Сформулировав точное представление о характере работы, квалификации и качествах претендента, которые требуются для ее выполнения, необходимо переходить к следующему этапу - найти человека, который будет удовлетворять этим критериям. Этот поиск осуществляется в процессе набора персонала. Набор персонала – это множество действий, которые использует организация для привлечения на работу кандидатов, обладающих возможностями и взглядами, требуемыми для того, чтобы помочь организации достичь целей [27, с. 141].
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить потенциальных работников об имеющихся вакансиях (методы).
Источники привлечения персонала могут быть внутренние (из работников самой организации, предприятия) и внешние (из людей, до этого никак не связанных с предприятием). Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки [18, с. 68, таблица 1.2].
Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения |
Недостатки привлечения |
Внутренние источники привлечения персонала | |
Появление шансов для служебного роста |
Возможно появление напряженности или соперничества в коллектив в случае появления нескольких претендентов на должность руководя теля |
Низкие затраты на привлечение кадров |
Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами |
Претендентов на должность хорошо знают в организации |
Нежелание отказать в чем-нибудь сотруднику, имеющему стаж работы в данной организации |
Претендент на должность знает данную организацию |
Количественно перевод на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах |
Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации |
Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связанно с дополнительными затратами |
Быстрое заполнение освободившейся
штатной должности без |
Ограниченные возможности для выбора кадров |
Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации |
|
«Прозрачность» кадровой политики |
|
Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации |
|
Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала |
|
Продолжение таблицы 1.2 | |
Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров |
|
Рост производительности |
|
Решается проблема занятости собственных кадров |
|
Внешние источники привлечения кадров | |
Более широкие возможности выбора |
Более высокие затраты на привлечение кадров |
Появление новых импульсов для развития организации |
Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров |
Новый человек, как правило, легко добивается признания |
Ухудшается
социально-психологический |
Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах |
Высокая степень риска при прохождении испытательного срока |
Плохое знание организации | |
Длительный период адаптации | |
Блокирование возможностей служебного роста для работников организации |
Предпочтение внешним или внутренним источникам удовлетворения потребности в персонале обычно зависит от особенностей ситуации, поскольку как внутренний, так и внешний набор сотрудников имеют не только определенные преимущества, но и существенные недостатки.
Основными внешними источниками привлечения персонала являются:
1) школы, колледжи, лицеи, техникумы, профессиональные училища, институты, университеты, администрация и преподаватели этих и других учебных заведений. Многие учебные заведения в настоящее время имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников. В то же время сотрудники администрации и преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили подходящую работу;
2) смежные по профилю организации, фирмы, сотрудничающие с вашей организацией, клиенты, поставщики могут предложить необходимых кандидатов. К тому же такое сотрудничество между организациями способствует созданию хороших деловых отношений между ними;
3) организации, занимающиеся
трудоустройством –
4) прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию. Они могут назвать других претендентов. Но и те и другие, независимо от их прежней работы, должны быть подвергнуты тщательному рассмотрению;
5) случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы. Они должны каждый раз заноситься в картотеку (или банк данных о внешних кандидатах). Это резерв, которым нельзя пренебрегать. Есть два качества, говорящих в их пользу: а) обычно они знают что-то о деятельности вашей фирмы и б) более вероятно, что у них ость «внушенное» чувство лояльности к ней;
6) рекламные объявления по отношению к вышеперечисленным способам отбора требуемых специалистов могут либо дополнять их, либо быть основным источником найма. Цель такого объявления - получить эффективный результат с минимально возможными затратами [27, с. 147]. Объявление должно содержать информацию о: ключевых элементах работы, требуемой квалификации, местонахождении, уровне (кому подчиняется претендент), предполагаемом жалованье (эта информация, как правило, вдвое повышает шансы на успех).
Основными внутренними источниками привлечения персонала являются:
1) резерв кадров на выдвижение;
2) переводимые и перемещаемые работники организации;
3) совмещение должностей внутри организации;
4) работники, прошедшие подготовку и переподготовку в учебных заведениях и центрах по направлению организации [27, с. 149].
После мероприятий привлечения персонала следующим действием является отбор персонала.
Отбор кадров – это процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом походящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окружающей обстановки [13, с. 228].
В отборе персонала выделяют ряд последовательных шагов:
1) оформление анкетных и биографических данных;
2) анализ рекомендаций и послужного списка;
3) беседа по найму, собеседование;
4) тесты по найму;
5) медицинский контроль;
6) анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
7) принятие решения о найме на работу [27, с. 153].
В процессе отбора отсеивается часть кандидатов вследствие несоответствия определенным требованиям, или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие решения. Использование всей последовательности обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше предполагаемый должностной уровень кандидата, тем больше потребность в использовании всех шагов отбора.
Рассмотрим содержание выделенных шагов отбора персонала.
1. Оформление анкетных автобиографических данных.
Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров, автобиографию и заполняют анкету. Число вопросов анкеты должно быть оптимальным, и они должны выявлять информацию, более всего связанную с производительностью и качеством будущей работы претендента. Вопросы анкеты желательно формулировать в открытой форме, предполагающей развернутый ответ, либо в анкете следует предложить возможные ответы, включая возможность отказа в ответе на вопрос. Желательно, чтобы анкета была адаптирована для каждого рабочего места, должности [27, с. 154].
2. Анализ рекомендаций и послужного списка.
Тщательно изучается и анализируется послужной список каждого претендента и подготавливаются вопросы для собеседования. Эта работа проводится как отделом кадров, специалистом по управлению персоналом, так и менеджером, руководством отдела, производства, участка, где планируется трудовая деятельность претендентов.
Информация о работе Современные технологии управления персоналом