Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций
На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.
Центр оценки персонала (assessment center) - испытательное подразделение, функционирующее как при организации, так и независимо от нее, деятельность которого направлена на проведение всего комплекса мероприятий, относящихся к развитию персонала.
Среди основных направлений деятельности центров оценки персонала выделяются несколько блоков.
Первый связан с определением социальной потребности в оценке персонала и формированием социального заказа на их подготовку.
Второй блок - технологический. Он связан с острой необходимостью разработки современных технологий применительно к отечественному рынку труда (подбор методов оценки и оценочных процедур, обучение и специальный отбор экспертов, консультантов).
Третий блок - создание надежных мер защиты специалиста-оценщика, руководителя-заказчика самого оцениваемого. Специалист центра оценки должен быть защищен от давления как со стороны заказчика, так и со стороны оцениваемого. В свою очередь, заказчик должен иметь гарантии от непрофессионального оценивания работника. Самое же главное - работники должны быть уверены, что они защищены от разглашения конфиденциальной информации и она не будет использована им во вред.
3. Аттестация персонала
Понятие, цели и виды аттестации
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.
Различают четыре вида аттестации служащих:
1. Очередная - обязательна для всех не реже одного раза в два года для руководящего состава и один раз в три года для специалистов и других служащих.
2. По истечении испытательного срока - в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого на основе результатов адаптации на новом рабочем месте.
3. При продвижении по службе - выявление потенциальных возможностей и уровня профессиональной подготовки работника с учетом требований нового рабочего места.
4. При переводе в другое структурное подразделение - когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.
Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации.
Методы и этапы проведения аттестации
Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:
Ранжирование, в рамках которого требуется расставить
подчиненных по порядку в
зависимости от их заслуг (достижений),
причем, как правило, по их реальной способности
выполнять работу, хотя иногда ранжирование
проводится по нескольким выбранным
характеристикам.
Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективности деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
Шкала оценок - наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.
Метод открытой аттестации представляет собой инновацию, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки. Вместо того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об аттестуемом работнике вместо проставления галочек в столбцах.
Аттестация проводится в несколько этапов:
Подготовка, осуществляемая кадровой службой.
Проведение аттестации аттестационной комиссией.
Подведение итогов аттестации.
Анализ результатов аттестации.
Оценка персонала.
Сведение и обработка данных после аттестации.
Собеседование по результатам аттестации.
Организация хранения данных.
Принятие решения.
Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им