Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:17, курсовая работа
Целью исследования является анализ внешней и внутренней среды ФГУП «Почта России», направленных на улучшение общей стратегии; разработка комплекса маркетинга в отношении цены, товара, стимулирования и продвижения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
дать краткую характеристику ФГУП «Почта России»»;
провести анализ ценовой, ассортиментной политики, комплекса маркетинга по стимулированию сбыта и продвижению;
рассчитать экономическую эффективность программы стимулирования.
Введение………….. ……………………………………………..…………..3
Определение силы действия факторов среды маркетинга………….…..5
Определение структуры организации………………………………….…5
Схема взаимодействия системы стратегического маркетинга в организации……………………………………………………………...…8
Сопоставление планируемых и выполненных целей организации .....…9
Определение конкурентной позиции организации……………………...11
Анализ используемых организацией корпоративных стратегии……………………………………………………………...…….16
SWOT-анализ ФГУП «Почта России»………………………………....…20
Анализ и формулирование проблем в товарной политике, определение товарной стратегии предприятия………………………………………….25
Выводы и предложения………………………………………………….....32
Список использованных источников…………………………………….…38
5 Определение
конкурентной позиции
На территории Российской Федерации не существует компаний, сопоставимых с ФГУП «Почта России» по виду деятельности, в связи с этим сравненый анализ предприятия по показателям ликвидности целесообразно проводить с сопоставимой компаний по численности персонала – ОАО «РЖД», по количеству потребителей – с X5 Retail group.
Таблица 4 Сравнительный анализ ликвидности
ФГУП «Почта России» в 2008 – 2010 годах демонстрирует нормальные показатели ликвидности, значительно превышающие показатели ликвидности крупного естественного монополиста ОАО «РЖД», показатели которого говорят о недостаточности оборотных средств для погашения его краткосрочных обязательств, а также превышает показатели ликвидности крупнейшей в России продовольственной розничной компании X5 Retail group[3].
В рамках
разработки Стратегии развития было
проведено сравнение ФГУП «Почта
России» с зарубежными
Несмотря на крупнейшую в мире сеть отделений почтовой связи (сопоставимое количество отделений есть только в Китае), в аспекте объема выручки Почта России занимает не самое высокое положение (десятое место) – на уровне почты Финляндии и почты Австралии, размеры сети отделений которых в 8-10 раз меньше. Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз. По чистой прибыли Почта России отстает от большинства почтовых операторов, однако значительно опережает субсидируемые американскую «USPS» и «Royal Mail Holdings» из Великобритании.
Рисунок 5. Ранжирование почтовых служб различных стран мира с точки зрения финансовой успешности.
Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз [3]
«Почта России» – одна из самых диверсифицированных почтовых компаний: на доходы от обработки писем и посылок падает не более 40% от общей выручки. Несмотря на отсутствие в составе Почты России банковской организации, около 40% зарабатываемых средств добываются предоставлением финансовых услуг, около 20% приходится на прочие доходы – подписка, розничная торговля, внешние логистические услуги и др. Структура доходов Почты России сопоставима только с итальянской, в то время как почты США, Канады и Австралии гораздо больше сфокусированы на собственно почтовом деле.
Почта России имеет самую большую инфраструктуру, однако же при этом самую неэффективную с точки зрения количества отправлений на одно отделение и на одного работника. Это объясняется двумя основными причинами: избыточностью сетевой инфраструктуры и низким количеством почтовых отправлений на одно домохозяйство в России.
Почта России имеет одну из самых больших, но малоэффективных почтовых инфраструктур в мире.
Две основные причины – избыточность инфраструктуры и низкий доход на отделение.
Рис. 6. График отражающий загрузку сети отделений [5]
Рис. 7 График отражающий загрузку персонала сети [5]
Количество
почтовых отделений на миллион домохозяйств
у Почты России на 40% выше, чем
у стран с аналогичной
Избыточность количества
отделений почтовой связи в сравнении
с другими странами вызвана более
высокими нормативами, к тому же значительно
превышенными на практике. Действующие
нормативы требуют наличия
Количество отделений на домохозяйство у Почты России на ~40% выше, чем у стран с аналогичной плотностью населения
Рисунок 8.График соотношения числа почтовых отделений и плотности населения в мире (Источник: Годовые отчеты и сайты зарубежных почтовых администраций ) [5]
По следующему показателю – количество отправлений на домохозяйство – Почта Россия занимает последнее место среди крупных мировых почтовых операторов. В России на одно домохозяйство приходится около 25-30 почтовых отправлений (в том числе извещений) в год и примерно 25-30 доставляемых журналов и газет, а также приблизительно 9- 10 выплат пенсий и социальных выплат. В то же время в Западной Европе количество почтовых отправлений на домохозяйство больше в 10-15 раз, в США – в 20-25 раз. (Источник: UPU, Eurostat)
При текущем объеме отправлений
у Почты России есть ограниченный
потенциал повышения
Показатель количества отправлений на домохозяйство в России – один из самых низких в мире.
Действующее государственное регулирование ограничивает набор мер, которые могут быть предприняты Почтой России для реализации целей по росту доходов. Российский рынок письменной корреспонденции является наиболее регулируемым по сравнению с большинством стран, в отличие от которых в России под регулирование ценообразования попадают не только письма физических лиц, но и послания компаний, предприятий и государственных клиентов. Обычно бизнес-отправления не входят в регламентируемый сегмент, так как, с одной стороны, имеют ограниченную социальную значимость, а с другой – требуют немалой гибкости при ценообразовании.
6. Анализ аудитории конечных потребителей
Социально-демографические исследования посетителей отделений почтовой связи позволяют описать типичного клиента почтовых отделений
следующим образом: женщина, в возрасте 25-54 лет, служащая или квалифицированный рабочий со средним специальным образованием, со средним и ниже среднего уровнем дохода[7].
При более детальном анализе групп посетителей необходимо учитывать, что деятельность ФГУП «Почта России» осуществляется на различных рынках: отправления писем и посылок, экспресс-доставка, оставка пенсий, переводы и платежи, розничная торговля, доставка прессы. Характеристики конечных потребителей будут различны в зависимости от описываемого рынка деятельности Почты России.
Крупнейшими группами клиентов на рынках отправления корреспонденции, посылок и экспресс-доставки являются коммерческие организации, государственные организации и физические лица.
6.1. Для направления «Письменная корреспонденция» предусмотрено два сценария развития
Сценарии развития |
Конкуренция |
Потребители |
Технологическая конъюнктура |
Развитие рынка писем в |
Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции |
Рост у бизнеса потребности в почтовых услугах |
Умеренное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами |
Удержание рынка письменной корреспонденции |
Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции |
Рост у бизнеса потребности в почтовых услугах |
Агрессивное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами |
- первый сценарий должен привести к двукратному увеличению рынка писем в сегменте B2C, причем потенциал рынка рассчитан с учетом того, что, во-первых, в рекламном подсегменте традиционная бумажная реклама будет в умеренном темпе замещаться рекламой в онлайн-каналах, и во-вторых, в подсегменте прямых рекламных рассылок продолжит в умеренном же темпе развиваться конкуренция (желаемый сценарий);
- второй
сценарий оговаривает
Сценарии развития |
Конкуренция |
Потребители |
Почта России-лидер в базовой услуге, «EMS»- лидер в нише срочных доставок |
Слабая |
Быстрое развитие потребности в срочной доставке |
Рост доли на быстро растущем рынке посылок (обусловлено развитием онлайн торговли) и создание комплексной услуги для электронной коммерции на базе EMS |
Сохранение высоких темпов роста конкуренции |
Быстрое развитие потребности в срочной доставке. Появление
потребности в комплексной |
Защита текущей позиции Почты России по направлению «Посылки и EMS» |
Агрессивная конкуренция |
Сохранение потребности в |
первый
сценарий максимально оптимистичен,
он предсказывает лидирование
второй сценарий предполагает рост доли на быстрорастущем рынке посылок и создание комплексной услуги для электронной коммерции на базе EMS. Среди условий для воплощения такого прогноза – быстрый рост онлайн-торговли, высокая конкуренция, рост сегмента срочной доставки (приоритетный);
третий сценарий ориентирован на защиту текущей позиции Почты России по направлению «Посылки и EMS» и может быть разыгран при условиях агрессивной конкуренции.
Сценарии развития |
Конкуренция |
Потребители |
Технологическая конъюнктура |
Создание Почтового банка для долгосрочного роста на рынке финансовых услуг |
Умеренное развитие розничных потребительских банковских услуг в регионах |
Рост потребности в финансовых продуктах в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн |
Медленное проникновение |
Развитие финансовых услуг без получения банковской лицензии |
Умеренное развитие розничных потребительских банковских услуг в регионах |
Ограниченные потребности в финансовых продуктах в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн |
Умеренное проникновение |
Сохранение текущего продуктового портфеля |
Рост в банковской сфере, проникновение банков в регионы |
Низкие потребности в |
Существенное развитие электронных платежных систем за счет проникновения высокоскоростного интернета |
- первый
сценарий предусматривает
- второй
сценарий предполагает
- третий
сценарий нацелен лишь на
- первый
сценарий воплощает ожидания, что
розничный бизнес Почты России
будет развиваться далее
- второй
сценарий предлагает
Информация о работе Современный стратегический анализ на примере ФГУП "Почта России"