Современный стратегический анализ на примере ФГУП "Почта России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней и внутренней среды ФГУП «Почта России», направленных на улучшение общей стратегии; разработка комплекса маркетинга в отношении цены, товара, стимулирования и продвижения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
дать краткую характеристику ФГУП «Почта России»»;
провести анализ ценовой, ассортиментной политики, комплекса маркетинга по стимулированию сбыта и продвижению;
рассчитать экономическую эффективность программы стимулирования.

Содержание работы

Введение………….. ……………………………………………..…………..3
Определение силы действия факторов среды маркетинга………….…..5
Определение структуры организации………………………………….…5
Схема взаимодействия системы стратегического маркетинга в организации……………………………………………………………...…8
Сопоставление планируемых и выполненных целей организации .....…9
Определение конкурентной позиции организации……………………...11
Анализ используемых организацией корпоративных стратегии……………………………………………………………...…….16
SWOT-анализ ФГУП «Почта России»………………………………....…20
Анализ и формулирование проблем в товарной политике, определение товарной стратегии предприятия………………………………………….25
Выводы и предложения………………………………………………….....32
Список использованных источников…………………………………….…38

Файлы: 1 файл

Совре страг анализ на примере Почта России.docx

— 740.56 Кб (Скачать файл)

 

5 Определение  конкурентной позиции организации

На территории Российской Федерации не существует компаний, сопоставимых с ФГУП «Почта России» по виду деятельности, в  связи с этим сравненый анализ предприятия по показателям ликвидности целесообразно проводить с сопоставимой компаний по численности персонала – ОАО «РЖД», по количеству потребителей – с X5 Retail group.

 

 



Таблица 4 Сравнительный анализ ликвидности

 

ФГУП  «Почта России» в 2008 – 2010 годах демонстрирует  нормальные показатели ликвидности, значительно  превышающие показатели ликвидности  крупного естественного монополиста  ОАО «РЖД», показатели которого говорят  о недостаточности оборотных  средств для погашения его краткосрочных обязательств, а также превышает показатели ликвидности крупнейшей в России продовольственной розничной компании X5 Retail group[3].

В рамках разработки Стратегии развития было проведено сравнение ФГУП «Почта России» с зарубежными аналогами  – национальными почтовыми операторами  других стран. Результаты операции помогли  оценить текущий уровень эффективности  компании, определить стратегический потенциал развития предприятия.

Несмотря на крупнейшую в  мире сеть отделений почтовой связи (сопоставимое количество отделений  есть только в Китае), в аспекте  объема выручки Почта России занимает не самое высокое положение (десятое  место) – на уровне почты Финляндии  и почты Австралии, размеры сети отделений которых в 8-10 раз меньше. Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз. По чистой прибыли Почта России отстает от большинства почтовых операторов, однако значительно опережает субсидируемые американскую «USPS» и «Royal Mail Holdings» из Великобритании.

Рисунок 5. Ранжирование почтовых служб различных стран мира с точки зрения финансовой успешности.

Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая  «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз [3]

«Почта  России» – одна из самых диверсифицированных  почтовых компаний: на доходы от обработки  писем и посылок падает не более 40% от общей выручки. Несмотря на отсутствие в составе Почты России банковской организации, около 40% зарабатываемых средств добываются предоставлением финансовых услуг, около 20% приходится на прочие доходы – подписка, розничная торговля, внешние логистические услуги и др. Структура доходов Почты России сопоставима только с итальянской, в то время как почты США, Канады и Австралии гораздо больше сфокусированы на собственно почтовом деле.

Почта России имеет самую  большую инфраструктуру, однако же при этом самую неэффективную с точки зрения количества отправлений на одно отделение и на одного работника. Это объясняется двумя основными причинами: избыточностью сетевой инфраструктуры и низким количеством почтовых отправлений на одно домохозяйство в России.

Почта России имеет одну из самых больших, но малоэффективных  почтовых инфраструктур в мире.

Две основные причины  – избыточность инфраструктуры и  низкий доход на отделение.

 

Рис. 6. График отражающий загрузку сети отделений [5]

 

Рис. 7 График отражающий загрузку персонала сети [5]

 

Количество  почтовых отделений на миллион домохозяйств у Почты России на 40% выше, чем  у стран с аналогичной плотностью населения. Например, в Канаде при  плотности населения 3,4 чел./кв.км значение показателя равно 496 отделений на миллион домохозяйств, в Австралии при плотности 2,8 чел./кв.км – 553 почтовых отделения на миллион домохозяйств, в России при плотности 8,3 чел./кв.км значение показателя составляет 768 отделений на миллион домохозяйств.

Избыточность количества отделений почтовой связи в сравнении  с другими странами вызвана более  высокими нормативами, к тому же значительно  превышенными на практике. Действующие  нормативы требуют наличия одного ОПС на каждые 2000 человек в сельской местности, в городской местности  – на диапазон от 6000 до 25000 человек [6], в то время как в странах со схожей и более низкой плотностью населения норматив составляет около 4000 человек на отделение в сельской местности14. Исторически сложившаяся сеть отделений почтовой связи де-факто на треть превышает действующие нормативы, избыточными являются более 11 тысяч отделений.

Количество отделений  на домохозяйство у Почты России на ~40% выше, чем у стран с аналогичной  плотностью населения

Рисунок 8.График соотношения числа почтовых отделений и плотности населения в мире (Источник: Годовые отчеты и сайты зарубежных почтовых администраций  ) [5]

По следующему показателю – количество отправлений на домохозяйство  – Почта Россия занимает последнее  место среди крупных мировых  почтовых операторов. В России на одно домохозяйство приходится около 25-30 почтовых отправлений (в том числе  извещений) в год и примерно 25-30 доставляемых журналов и газет, а  также приблизительно 9- 10 выплат пенсий и социальных выплат. В то же время  в Западной Европе количество почтовых отправлений на домохозяйство больше в 10-15 раз, в США – в 20-25 раз. (Источник: UPU, Eurostat)

При текущем объеме отправлений  у Почты России есть ограниченный потенциал повышения эффективности. Значительное улучшение финансовых результатов и производительности немыслимо без обеспечения роста  доходов.

Показатель количества отправлений  на домохозяйство в России – один из самых низких в мире.

Действующее государственное  регулирование ограничивает набор  мер, которые могут быть предприняты  Почтой России для реализации целей  по росту доходов. Российский рынок  письменной корреспонденции является наиболее регулируемым по сравнению  с большинством стран, в отличие  от которых в России под регулирование  ценообразования попадают не только письма физических лиц, но и послания компаний, предприятий и государственных  клиентов. Обычно бизнес-отправления не входят в регламентируемый сегмент, так как, с одной стороны, имеют ограниченную социальную значимость, а с другой – требуют немалой гибкости при ценообразовании.

 

6. Анализ аудитории  конечных потребителей

Социально-демографические  исследования посетителей отделений  почтовой связи  позволяют описать  типичного клиента почтовых  отделений

следующим образом: женщина, в возрасте 25-54 лет, служащая или  квалифицированный рабочий со средним  специальным образованием, со средним  и ниже среднего уровнем дохода[7].

При более детальном анализе  групп  посетителей необходимо учитывать, что деятельность ФГУП «Почта России»  осуществляется на различных рынках:  отправления  писем и посылок, экспресс-доставка, оставка пенсий, переводы и платежи, розничная торговля, доставка прессы. Характеристики конечных потребителей будут различны в зависимости от описываемого рынка деятельности Почты России.

Крупнейшими группами  клиентов на рынках  отправления корреспонденции, посылок и экспресс-доставки являются коммерческие организации, государственные организации и физические лица.

 

    1. Анализ используемых организацией корпоративных стратегии

6.1. Для направления «Письменная корреспонденция» предусмотрено два сценария развития

Сценарии развития

Конкуренция

Потребители

Технологическая конъюнктура

Развитие рынка писем в сегменте В2С (в 1.5 раза до 2016 г.)

Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции

Рост у бизнеса потребности  в почтовых услугах 

Умеренное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами

Удержание рынка письменной корреспонденции

Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции

Рост у бизнеса потребности  в почтовых услугах

Агрессивное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами


 

- первый  сценарий должен привести к  двукратному увеличению рынка  писем в сегменте B2C, причем потенциал  рынка рассчитан с учетом того, что, во-первых, в рекламном подсегменте традиционная бумажная реклама будет в умеренном темпе замещаться рекламой в онлайн-каналах, и во-вторых, в подсегменте прямых рекламных рассылок продолжит в умеренном же темпе развиваться конкуренция (желаемый сценарий);

- второй  сценарий оговаривает необходимость  удержать рынок письменной корреспонденции  при агрессивном замещении традиционных  каналов письменной коммуникации  онлайн-технологиями и быстром  росте конкуренции (наиболее вероятный  сценарий).

 

    1.  По направлению «Посылки и EMS» возможны три сценария развития

Сценарии развития

Конкуренция

Потребители

Почта России-лидер в базовой услуге, «EMS»- лидер в нише срочных доставок

Слабая

Быстрое развитие потребности в  срочной доставке

Рост доли на быстро растущем рынке  посылок (обусловлено развитием  онлайн торговли) и создание комплексной  услуги для электронной коммерции  на базе EMS

Сохранение высоких темпов роста  конкуренции

Быстрое развитие потребности в  срочной доставке.

Появление потребности в комплексной услуге для онлайн-торговли

Защита текущей позиции Почты  России по направлению «Посылки и  EMS»

Агрессивная конкуренция

Сохранение потребности в базовой  услуге посылки вне крупных городов


 

первый  сценарий максимально оптимистичен, он предсказывает лидирование Почты  России в базовой услуге (отправление  посылок), а «EMS» – в нише срочных  доставок посылок и грузов. Такое  развитие событий реалистично при  медленном росте конкуренции  и одновременно быстром росте  потребности в срочной доставке в России;

второй  сценарий предполагает рост доли на быстрорастущем рынке посылок и создание комплексной  услуги для электронной коммерции  на базе EMS. Среди условий для воплощения такого прогноза – быстрый рост онлайн-торговли, высокая конкуренция, рост сегмента срочной доставки (приоритетный);

третий сценарий ориентирован на защиту текущей позиции  Почты России по направлению «Посылки и EMS» и может быть разыгран при  условиях агрессивной конкуренции.

 

    1.  Для направления «Финансовые услуги» рассчитаны три сценария развития

 

Сценарии развития

Конкуренция

Потребители

Технологическая конъюнктура

Создание Почтового банка для  долгосрочного роста на рынке  финансовых услуг

Умеренное развитие розничных потребительских  банковских услуг в регионах

Рост потребности в финансовых продуктах  в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн

Медленное проникновение высокоскоростного  интернета вне крупных городов

Развитие финансовых услуг без  получения банковской лицензии

Умеренное развитие розничных потребительских банковских услуг в регионах

Ограниченные потребности в  финансовых продуктах в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн

Умеренное проникновение высокоскоростного  интернета вне крупных городов

Сохранение текущего продуктового портфеля

Рост в банковской сфере, проникновение  банков в регионы

Низкие потребности в финансовых продуктах в регионах Широкое  использование финансовых услуг  онлайн

Существенное развитие электронных  платежных систем за счет проникновения  высокоскоростного интернета


 

- первый  сценарий предусматривает создание  Почтового банка для долгосрочного  роста на рынке финансовых  услуг (приоритетный);

- второй  сценарий предполагает развивать  финансовые услуги без получения  банковской лицензии, в случае  если государство примет отрицательное  решение о создании Почтового  банка (наиболее вероятен);

- третий  сценарий нацелен лишь на сохранение  текущего продуктового портфеля.

 

    1.  По направлению «Розничная торговля» предусмотрено три сценария развития

- первый  сценарий воплощает ожидания, что  розничный бизнес Почты России  будет развиваться далее благодаря  низкой конкуренции с организованной  розницей и интернет-магазинами и возместит компании убытки, понесенные вследствие падения объемов письменной корреспонденции (маловероятен);

- второй  сценарий предлагает предприятию  выйти из непочтовой розничной торговли в городе, сохранив ее в селе. Предпосылки к такому развитию событий кроются в росте потребности в почтовых и финансовых услугах в городе, насыщенном в то же время предложением товаров, а также в умеренной конкуренции в сфере розничных продаж в сельской местности и невозможности оптимизировать сеть сельских отделений почтовой связи из-за регуляторных ограничений (вероятный сценарий развития);

Информация о работе Современный стратегический анализ на примере ФГУП "Почта России"