Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Цель данной работы это изучение темы «Стиль руководителя: понятие, подходы к определению эффективного стиля управления». В качестве объекта исследования выбрана организация ОАО "Кузбассгазификация", которая работает на рынке Кемеровской области. Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Для достижения поставленной цели рассматриваются проблемы, основные из которых:
Изучить теоретические аспекты темы «Стиль руководителя: понятие, подходы к определению эффективного стиля управления»;
Обозначить виды стилей руководств;
Определить действия по совершенствованию влияния стилей руководства на эффективность деятельности предприятия;
Описание организационной структуры ОАО "Кузбассгазификация";
Описать современный подход к стилю руководства.
Содержание:
Аннотация
…………………………………………………………………
3 стр.
Введение
…………………………………………………………………
4 стр.
Глава 1. Теоретические основы стиля руководства
…………………………………………………………………
5 стр.
1.1.
Понятие и сущность стиля руководства……………………
5 стр.
1.2.
Виды стилей руководств…………………………………….
9 стр.
1. 3.
Выбор оптимального стиля руководства…………………...
18 стр.
Глава 2. Описание объекта исследования ОАО «Кузбассгазификация»
…………………………………………………………………
24 стр.
2.1.
Общая характеристика деятельности предприятия и организационная структура ОАО «Кузбассгазификация».
24 стр.
2.2.
Стиль руководства генерального директора ОАО «Кузбассгазификация»………………………………………
29 стр.
Глава 3.Предложения по совершенствованию стиля руководства ОАО «Кузбассгазификация»
…………………………………………………………………
30 стр.
3.1.
Рекомендации по совершенствованию стиля руководства генерального директора ОАО «Кузбассгазификация»…….
30 стр.
Заключение
…………………………………………………………………
32 стр.
Библиографический список
………………………………………………
Так из таких факторов как: знания, опыт, темперамент, идеалы, взгляды и система ценностей руководителя, образуется конкретный стиль руководства. Разные ученые называют разные стили руководств, например, Эдвард де Боно (EdwarddeBono), ученый с мировым именем, он преподавал в Оксфордском, Кембриджском, Лондонском и Гарвардском университетах; выделяет 4 стиля руководства машинист локомотива, доктор, фермер, рыбак. [14]
Но наиболее распространены 3 стиля руководства. Это такие стили как: либеральный, демократический, авторитарный. Такую классификацию стилей руководства дал Курт Левин. Данная классификация относится к поведенческому подходу.
Либеральный стиль руководителя.
Либеральный стиль руководства - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных.
[15]
Для либерального стиля руководства характерно то, что подчиненные имеют большую свободу в принятии собственных решений. У подчиненных в организации почти полная свобода в постановке своих целей и они сами контролируют свою работу.
Так при либеральном стиле руководитель в своей организации принимает наименьшее участие в управление организации. Для такого стиля характерна безынициативность, ожидание указаний от вышестоящих руководителей, боязнь и нежелание принять на себя ответственность за решение различного рода проблем и за их последствия.
Руководитель такого стиля не будет проявлять различных организационных, управленческих способностей. В своей работе он нерегулярно и некачественно контролирует и регулирует процесс организации работы подчиненных, а, следовательно, решение задач управления таким руководителем отличается малой результативностью и низкой эффективностью.
Руководитель такого стиля, мало проявляет инициативу и активность, его не интересуют дела сотрудников, такой руководитель выбирает для себя роль посредника в отношениях с другими звеньями компании. [6 стр. 160-173]
Для либерального стиля руководства характерна излишняя податливость, склонность к уступкам, очень легко поддается влиянию со стороны его окружающих, боязнь принимать решение и нести за них ответственность, боязнь решить самостоятельно лишнюю задачу, либо из - за неуверенности в компетенции либо по различным другим причинам. Такой руководитель предпочитает деятельность, где не нужно принимать оригинальных решений.
По отношению к подчиненным, такой руководитель очень доброжелателен, уважителен, открыт, добр, вежлив, он выслушивает от подчиненных недовольство и критику, но справиться с возникшими трудностями и проблемами он не может. Из - за этого если возникают у него конфликты, то ему приходится очень тяжело психологически. Так как такой руководитель не желает портить дружеские отношения с подчиненными, и порой, чтобы избежать конфликтов он сам предпочтет выполнить работу, чем заставить сделать ее сотрудника. Для руководителя либерала, сложно отстаивать свою позицию в жизненных ситуациях. Таким руководителям, присуща нерешительность и доброта, они очень бояться ссор, конфликтных ситуаций и конфликтов. [5 стр. 155-168]
Такой руководитель способен
проводить в организации
Итак, в конце рассмотрения либерального стиля управления необходимо отметить его особенности.
1. Этот стиль, можно,
2. В этом подчиненным
Таблица 1. Либеральный стиль.
При либеральном стиле управления менеджер: |
При либеральном стиле управления подчиненные: |
Не имеет реальной власти; |
Имеют большуюреальную власть; |
Не ограничен временными рамками; |
Не подчиняются порядку; |
Не сменяем на должности, так как всех такое положение дел устраивает; |
Имеют высокие профессиональные знания, осознают свою необходимость в организации; |
Не обладает профессиональными знаниями. |
Легко могут подняться на забастовку. |
[16]
Применение такого стиля управления
может повлечь деление
Демократический стиль руководства.
Демократический стиль характеризуется
тем, что руководитель предоставляет
подчиненным самостоятельность
в принятии решений в пределах
выполняемых функций и
Основная цель руководителя при таком стиле руководства, создание сплоченного коллектива преданных работников. Этому стилю характерно, то, что сотрудники самостоятельно ставят перед собой цели и решают их. [17]
Руководитель при
Руководитель проводит для этого, много совещаний, старается разобраться в сути проблемы, проводит внимательный анализ всех идей сотрудников, руководителю присуща уместная критика сотрудников по поводу неудовлетворительной работы, но по достижению поставленных целей руководитель щедр на вознаграждения и бонусы.
При демократическом стиле руководства, руководитель ни в коем случае, не стремиться навязать свою волю. Руководитель разделяет с сотрудниками власть и лишь контролирует и координирует результаты проделанной деятельности.
На тех предприятиях, где
преобладает демократический
Постановка задач при
таком стиле руководства
Руководитель стремиться
создать необходимые условия
для выполнения задач, проводится оценка
усилий сотрудников, и как следствие
определяется размер поощрения. На всех
этапах достижения целей руководитель
уважительно относится к
Демократический стиль руководства
характеризуются высокой
Он хорошо разбирается в достоинствах и недостатках сотрудников. Ориентируется руководитель, прежде всего на возможности, на стремление сотрудника. Такой руководитель информирован о социально - психологическом климате коллектива, о проблемах коллектива. Конфликты, при демократическом стиле руководства, руководитель принимает как закономерное явление, старается из них извлечь только пользу. В организации при таком стиле руководства люди осознают свою значимость, ответственность и принадлежность к коллективу. [4 стр. 58-63]
Таблица 2. Демократический стиль.
При демократическом стиле менеджер: |
При демократическом стиле подчиненные: |
Имеет реальную ограниченную власть; |
Ведутконтроль за методикой управления; |
Сотрудники могут убрать или заменить его членами коллектива; |
Имеют высокие профессиональные навыки и квалификацию; |
Зависим от временных границ в своей деятельности; |
Предъявляют высокие социальные, моральные потребности; |
Применяетопределенный размер и количество санкций по отношению к сотрудникам. |
Предпочитают порядок в деятельности организации. |
Итак, в конце рассмотрения демократического стиля управления необходимо отметить его особенности.
Применение такого стиля управления может повлечь взаимодействие, соучастие, единство коллектива. [16]
Авторитарный стиль руководства.
Авторитарный стиль руководства подразумевает сведение всей своей полноты власти в руках руководителя, он сам принимает решение, без участия и учета мнения сотрудников. Основа этого стиля жесткое регулирование, которое реализуется через должностные инструкции, записки, уставы, распоряжения руководителя.
Руководитель при таком стиле четко формулирует и ставит цели деятельности организации, цели принимают форму приказа распоряжения, но не как не просьбы. Руководитель жестко контролирует и следит за выполнением поставленных задач, не принимая несогласия с поставленными целями. Сотрудники организации не могут строить планы по отношению себя в организации, постоянно находятся в не определении по своим будущим действиям.
Организационная структура разработана таким образом, чтоб количество контактов между сотрудниками и руководителем сводились к минимуму. В решении задач руководитель при таком стиле придерживается только своего мнения, в прочем как в похвале и критике.
По мнению К. Левина, авторитарный
стиль руководства — это
Таблица 3. Авторитарный стиль.
При авторитарном стиле управления менеджер: |
При авторитарном стиле управления подчиненные: |
Имеет реальную власть; |
Полностью зависимы от своего руководителя; |
Имеет право на любые полномочия; |
Не имеют право высказывать свое мнение; |
Имеет определенный набор знаний и навыков; |
Отсутствует независимость от руководителя; |
Руководитель не является действительным лидером в организации. |
Могут быть жертвами применения и воздействия полномочий руководителя. |
Итак, в конце рассмотрения авторитарного стиля управления необходимо отметить его особенности.
В 2010 году консалтинговой компанией TalentLab было проведено исследование, в котором анализировались модели управления русских, работающих в российских и западных компаниях.
Результаты проведенного компанией исследования показали, что руководители российских компаний более склонны к "жесткому стилю" руководство. Так среди причин, почему российские управленцы более склонны к "жесткому стилю" руководства были выдвинуты гипотезы:
Исторический аспект. Западные компании проходили долгий путь становления и развития. В западных организациях эффективно выстроены работа компании, работа в команде, эффективные коммуникации, мотивация и развитие человеческих ресурсов. В российских компаниях дело обстоит худшим образом.
В российских компаниях роль первого управляющего во много раз выше, чем в западных компаниях. В российских компаниях руководитель определяет, разрабатывает, контролирует реализацию стратегий. В то время как в западных компаниях руководитель всего лишь реализует стратегии.
Авторитарный стиль формируется при слабой конкуренции во внешней среде.
Уровень развития российских управляющих. Для российских руководителей присуще, то, что у них на порядок ниже развиты профессионализм, квалификации, компетенции, кругозор знаний, чем у руководителей западных компаний. На западе практикуется на применении системного подхода к развитию руководителей, в российских же компаниях на развитие руководителей, влияют отдельные мероприятия. [20]
Таблица 4. Стиль руководства.
Либеральный |
Демократический |
Авторитарный | |
Характеристика стиля |
Отречение от ответственности управленцем, следствие самоуправление подчиненных. Потоки коммуникаций идут в основном по горизонтали. |
Преимущественно делегирование полномочий руководителя. Принятие решения на основе разделения общего мнения. Потоки коммуникаций идут в двух направлениях. |
Сосредоточение власти и
ответственности у |
Сильные позиции |
Возможность выполнения задач как видят сами сотрудники. |
Высока роль личной ответственности работника. |
Высока роль порядка. |
Слабые позиции |
Принятие неправильных действий в решении задач. |
Принятие решений затягивается. |
Инициативность порицается. |
Информация о работе Стиль руководителя: понятие, подходы к определению эффективного стиля управления