Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа
Без сомнений говоря искусство управлять людьми – самое сложное и высокое из искусств, к которым надо подходить с большой долей ответственности.
Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, способствует достижению поставленных целей.
ВВЕДЕНИЕ 3
I глава. Теоретические основы стилей управления
1.1 Понятие стиль управления 6
1.2 Классификация стилей управления 10
1.3 Факторы формирования стиля 17
II глава. Методология определения стиля управления.
2.1 Определение склонности руководства к использованию конкретного стиля 22
2.2 Методика “Лидер ” 28
III глава. Анализ стилей применяем в России и за рубежом
3.1 Стили руководства, используемые американскими и японскими менеджерами 35
3.2 Зависимость стиля управления от национальной культуры разных стран 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный). [7]
В
1964 году была опубликована книга профессора
Массачусетского
1.2 Классификация стилей управления
Под
стилем руководства понимаются стабильно
проявляющиеся особенности
Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:
- знать себя;
- понимать ситуацию;
- оценивать стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
- учитывать потребности группы;
- учитывать нужды ситуации и подчиненных.[5]
Каждый руководитель имеет свои личные особенности, которые проявляются в процессе руководства, поэтому складываются разные стили руководства. В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления:
1 Авторитарный
2 Демократический
3 Либеральный.
Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль руководства (влияние) властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет. При таком стиле руководитель привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет, старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. Для него лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни и интриги. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события он непредсказуем. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении руководителя. В результате деятельность такого руководителя не дает проявлять инициативу подчиненным, мешает их работе.
Данный
стиль руководства
Итак, при авторитарном стиле управления подчиненный воспринимается как испытывающий отвращение к труду и по возможности его избегающий. В этом случае работник нуждается в постоянном принуждении, контроле, наказании. Подчиненный постоянно избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.
Авторитарный
стиль руководства
-
в условиях чрезвычайных
-
на первых этапа создания
-
в коллективах с низким
Авторитарный
стиль руководства имеет
Агрессивный стиль руководства
Руководитель, взявший на вооружение этот стиль, предполагает, что люди по своей природе в основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются избегать работы. Исходя из этого, подчиненных надо принуждать трудиться. Такой руководитель не позволяет себе проявлять мягкотелость и участие. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает груб. Стремится держать подчиненных от себя на расстоянии, ограничивает контакт с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно жестикулирует, оскорбляет людей.
Агрессивно-податливый стиль руководства
Данный
стиль характеризуется
Эгоистичный стиль руководства
Руководитель, разделяющий этот стиль руководства, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Ему кажется, что он все знает сам, а поэтому стремится к единовластию, не терпит никаких возражений, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям.
Добросердечный стиль руководства
Основой данного стиля является авторитарный характер руководства, однако руководитель дает возможность своим подчиненным в ограниченных рамках участвовать в принятии тех или иных решений. Для оценки результатов работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и поощрения.
Демократический стиль руководства
Демократический стиль руководства (власть народа) основан на инициативе коллектива. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении.
Демократический
стиль руководства предполагает
взаимодействие. У руководителя и
подчиненного в этом случае возникает
чувство доверия и
Настоящий
демократичный руководитель избегает
навязывать свою волю подчиненным. Такой
руководитель отдает предпочтение методам
убеждения и стимулирования; к
санкциям прибегает лишь тогда, когда
все другие методы исчерпаны. Демократический
стиль руководства
С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель-демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля руководства его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.
Демократический
стиль руководства
Имеются
две разновидности
Совещательный стиль руководства
Большинство
проблем, вставших перед коллективом,
обсуждается сообща. Руководитель старается
чаще советоваться с подчиненными,
не проявляет своего превосходства.
За последствия принятых решений
ответственность не перекладывается
на подчиненных. Руководители совещательного
стиля руководства используют возможности
двустороннего общения с
Участвующий стиль руководства
Основная идея данного стиля вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их исполнением. В данном случае руководитель оказывает полное доверие своим работникам. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый характер. Руководитель ведет себя как один из членов коллектива. Каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными. Это способствует созданию системы мотивации труда, достижению целей, стоящих перед коллективом, и повышению эффективности производства.
Либеральный стиль руководства
Либеральный
стиль руководства (свободный) предполагает
склонность к излишней терпимости,
снисходительности, нетребовательности.
Он отличается полной свободой решений
сотрудников при минимальном
участии руководителя, который самоустраняется
от руководящих функций. Обычно в
такой роли выступают люди недостаточно
компетентные, не уверенные в прочности
своего служебного положения. Руководитель
предпринимает решительные
Он отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. С одной стороны, все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка; с другой - либеральный стиль является единственно возможным в организациях основанных на высочайшем профессионализме и индивидуальном характере работы сотрудников (партнерство известных адвокатов) и занимающихся творческой работой (союз писателей).[4]
С
психологической точки зрения либеральный
стиль руководства можно