Стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Без сомнений говоря искусство управлять людьми – самое сложное и высокое из искусств, к которым надо подходить с большой долей ответственности.
Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, способствует достижению поставленных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I глава. Теоретические основы стилей управления
1.1 Понятие стиль управления 6
1.2 Классификация стилей управления 10
1.3 Факторы формирования стиля 17
II глава. Методология определения стиля управления.
2.1 Определение склонности руководства к использованию конкретного стиля 22
2.2 Методика “Лидер ” 28
III глава. Анализ стилей применяем в России и за рубежом
3.1 Стили руководства, используемые американскими и японскими менеджерами 35
3.2 Зависимость стиля управления от национальной культуры разных стран 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Стили управления.docx

— 235.46 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  успешно руководитель управляет  тем коллективом, в котором есть знающие помощники (заместители), могущие  взять на себя функции руководителя. Коллективом руководят и принимают  решения заместители.

     В некоторых коллективах руководителем-либералом  командуют его подчиненные, а  он слывет у них «хорошим человеком». Однако это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения: либеральный стиль переходит в попустительский, что ведет к конфликтам, ухудшению трудовой дисциплины.

     При попустительском стиле руководства  руководитель самоустраняется от дел  организации. Главное для него поддержание  хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Ее дела в  этом случае идут как бы сами по себе за счет достаточного уровня квалификации подчиненных. При исследованиях  часто такой руководитель практически  ничего не может сказать о своих  сотрудниках. Такой стиль имеет  преимущество, заключающееся в высокой  квалификации работников, что непременно отразится на конкурентоспособности  компании.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Факторы формирования стиля

     У молодого специалиста свой собственный  стиль руководства вырабатывается в первые три года. Стиль может  формироваться стихийно, без специальных  знаний и навыков, тогда главным  определяющим фактором будет служить:

     -        черты характера;

     -        личные качества;

     -        общий уровень воспитанности и образованности;

     -        пример другого руководителя.[2]

     Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в  том, какими приемами руководитель побуждает  коллектив к инициативному и  творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства данного  руководителя. [2]

     Стиль отличается устойчивостью, которая  проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта  устойчивость относительна, так как  стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства  соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые  препятствия. И он приведет систему  к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности  личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

     Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме  этого существуют и другие объективные  компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления, специфика сферы конкретной деятельности, единые требования, предъявляемые к руководителям, социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.), уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.[6]

     Любая управленческая деятельность имеет  и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение  сначала мысленно продумывает все  возможные способы воздействия  на подчиненных и выбирает в зависимости  от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что  обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль  работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле  руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и  потребностей коллектива. Сильное воздействие  на стиль оказывают интеллект  и культура руководителя, уровень  профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к  подчиненным, способность вести  за собой коллектив, создавать атмосферу  увлеченности работой, нетерпимости к  недостаткам и равнодушию.

     Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую  объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления  управленческих функций. Объективная  составляющая стиля определяется совокупностью  социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами  личности руководителя. Но если в стиле  нельзя четко выделить его объективную  основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

     Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства: 

     Требования, предъявляемые к руководителям  в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.; 

     Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя; 

     Окружающая  производственная среда - технологический  уровень производства, форма организации  труда, обеспеченность материальными  ресурсами и т. п.; 

     Особенности руководимого коллектива - его структура  и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

     Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных.

     Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество  объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

     В современной практике не встречаются руководители использующие один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

  Вывод по главе I

     В данной главе было рассмотрено:

     1.Что же такое стиль управления? Управление- это воздействие субъекта (СУ), направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно-корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно-совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) непротиворечивеепознаётреальность, с которой сосуществует.

     Стиль управления- это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля не отделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.

     2.Была  рассмотрена подробная классификация  стилей управления. Существует 3 основные  группы стилей:

     - Авторитарный (агрессивный, агрессивно-податливый, эгоистичный, добросердечный). Этот стиль характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Позиция лидера - вне группы, он дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу;

     - Демократический (совещательный,  участвующий). Характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Позиция лидера - внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения;

     - Либеральный. Данный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера - в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. [9]

     3.Были  изучены факторы формирования  стиля управления:

     Требования, предъявляемые к руководителям  в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.; 

     Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя; 

     Окружающая  производственная среда - технологический  уровень производства, форма организации  труда, обеспеченность материальными  ресурсами и т. п.; 

     Особенности руководимого коллектива - его структура  и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

     Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных. 

 

Глава II. Методология определения  стиля управления

  Цель: Изучить методологию определения стиля и выявления лидерского потенциала руководителя.

2.1 Определение склонности  руководства к  использованию конкретного  стиля

     В данной главе я изучила литературу содержащую множество методик определения  стиля управления. По моему мнению наиболее подходящими и простыми методиками является тестирование. Для себя я выделила такие тесты как «Ориентация» и ситуационный тест, « Каков Ваш основной стиль руководства?». Данные тесты я позаимствовала из работы В.П. Пугачевой «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом»[8]. И так рассмотрим, как же должны проводиться выбранные мною тесты?

     Тест  “Ориентация”.

     Данный  тест целесообразно использовать при  выявлении склонности к использованию  в руководстве разных стилей - ориентированного на людей и ориентированного на задачу.

     Инструкция

     Приведенные ниже 35 утверждений отражают особенности  управленческого поведения и  являются ответами на вопрос: как бы вы действовали, руководя рабочей группой? перед или после каждого из этих утверждений поставьте букву, соответствующую вашему ответу: “В”(всегда), “Ч”(часто), “И”(иногда), “Р”(редко),”Н”(никогда).

     Опросный  лист.

Информация о работе Стили управления