Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа
Актуальность темы. Одной из составляющих кризисной ситуации в экономике является кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря трудом своей смыслообразующей функции, превращение труда из основы образа жизни в средство выживания.
Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала [1, C. 72].
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия и концепции мотивации труда
1.2 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
1.3 Мотивационные стратегии и методы
2. Управление стимулированием и мотивацией труда персонала
2.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран
2.2 Стимулирование и мотивация персонала к труду в современных организациях
2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала
3. Совершенствование системы мотивации персонала
3.1 Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала
3.2 Мотивация как способ реализации стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда
Заключение
Список используемой литературы
знать,
факторы, влияющие на
выяснить,
что мотивация не может
Процесс
мотивации начинается с какой-
Сила мотивации
зависит от опыта и ожиданий.
Опыт снижения при
Влияние
ожидания: люди активно действуют
тогда, когда уверены, что
Изучение
человеческого поведения и
содержательные теории мотивации;
процессуальные теории мотивации [2, C. 235].
Из иерархической теории Маслоу можно выделить следующее, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации – высшей духовной потребности человека. Маслоу выделяет 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций:
Основные
физиологические потребности:
Потребность
в безопасности (сохранение жизни,
здоровья, уверенность в завтрашнем
дне, в пенсионном обеспечении)
Потребность
в социальной общности (быть принятым
в коллективе, получить признание,
поддержку, доброжелательное
Потребность
в уважении и самоуважении (испытывать
чувство собственной
5. Потребность в самореализации, самовыражении (стремление реализовать свои способности).
Потребности
более высокого уровня
Целесообразно
выделить три основных уровня
удовлетворения
Минимальный
уровень удовлетворения
Нормальный
уровень (СН) может быть определен
как субъективно, так и
Уровнем
роскоши (СР) предлагается считать
такой, при котором
Свою классификацию
потребностей, которые мотивируют
руководителей, развил Д.
В отличие от Маслоу и Маккеланда двухфакторная теория Херцберга базируется на следующих положениях:
1. Некоторые
трудовые условия в случае, если
они отсутствуют, ведут к
2. С другой
стороны, существуют условия,
которые создают высокий
Существуют
и другие классификации
Теория, потребностей, предложенная Клейтоном Альдерферо исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в три группы: потребности существования; потребности связи; потребности роста. Эти группы потребностей достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Три группы
потребностей расположены
Наличие
двух направлений движения в
удовлетворении потребностей
Широкое
распространение получила
В курсовой
работе в наибольшей степени
использовалась иерархическая
Однако
следует заметить, что все приведённые
модели и концепции не
1.2 Преимущества
и недостатки действующих
Разумеется, что приведенные выше мотивационные модели не безупречны и их можно подвергнуть критике за имеющиеся в них недостатки в теоретическом и практическом аспектах. Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой на Л. Портера приходит к выводу и утверждает, что, например, модель Маслоу имеет следующие недостатки:
Категории Маслоу непригодны для решения практических задач. Мы не можем безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу в качестве гипотезы, трудно уяснить, какие наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так, поведение согласованное и поведение конкурируещее могут вызываться одним и тем же мотивом.
Можно
указать на поведение, которое
не согласуется с теорией
Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с одного уровня на другой не вскрывается [4, C. 130].
Теорию
иерархии, возможно, лучше всего
рассматривать как
Думается, критический взгляд Дж. О'Шонесси и Л. Портера на мотивационную модель Маслоу касается лишь теоретических и методологических аспектов и в отрыве от производственного процесса и поведения человека в процессе труда. Зачем, например, люди должны, работая на производстве, жертвовать своей жизнью ради выполнения своего долга. В таких условиях человек часто оказывается под воздействием или несовершенства технологического процесса, или недостаточного внимания со стороны руководителя предприятия, стремящегося к экономии затрат на создание комфортных условий, ставя работника в экстремальные условия.
Не осталась вне критики и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка заключается в том, что чем более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся (спроецируются) его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в таких рассказах, можно сгруппировать так, что они выразят три категории человеческих мотивов. Это потребности:
в аффилиации (стремление к принадлежности);
во власти;
в успехе или достижении целей [4, C. 135].
Потребность
в достижении целей может быть
связана с несколькими
Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность в достижении целей. Она характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку. Высокая потребность в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании может в некоторых случаях приводить к неэффективности работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения. Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать работу для подчиненных, учитывая мотивацию последних. Существует мнение, однако, что этого еще не достаточно для высокой эффективности, что система вознаграждения (или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых и рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.
Хотя модель Макклеланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов [4, C. 136].
К сказанному
можно добавить, что сегодня нет
такой мотивационной модели, которую
нельзя подвергнуть критике,
Также
подвергается критическому
Информация о работе Стимулирование и мотивация к труду персонала организации