Стимулирование и мотивация к труду персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из составляющих кризисной ситуации в экономике является кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря трудом своей смыслообразующей функции, превращение труда из основы образа жизни в средство выживания.

Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала [1, C. 72].

Содержание работы

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала

1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия и концепции мотивации труда

1.2 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении

1.3 Мотивационные стратегии и методы

2. Управление стимулированием и мотивацией труда персонала

2.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран

2.2 Стимулирование и мотивация персонала к труду в современных организациях

2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала

3. Совершенствование системы мотивации персонала

3.1 Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала

3.2 Мотивация как способ реализации стратегии компании

3.3 Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Стимулирование и мотивация к труду персонала организации.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

 

 Результативность  работы подчиненных зависит также  от психологического климата  в трудовом коллективе и стиля  управления применяемого руководителем.

 

 Основным  фактором повышения продуктивности  является научно-технический прогресс. Его реализация в значительной, степени зависит от разработки  систем и методов управления, обеспечивающих стремление людей  к нововведениям, к рационализаторским  предложениям по улучшению продукции  технологии и условий труда.  Чем выше инициатива и творческая  активность сотрудников, тем выше  конкурентоспособность и эффективность  фирмы.

 

 Таким  образом, стало ясно, что отсутствие  мотивационных моделей на наших  предприятиях будет снижать эффективность  действующих систем управления  и социально-экономическую деятельность  трудовых коллективов. Очевидно, что зарплата – это далеко  не единственная форма поощрения,  возможны и другие самые разнообразные  поощрения. Вместе с тем становится  ясным, что мотивационные модели  могут приводить как к положительным,  так и отрицательным социально-экономическим  последствиям.

 

 Рассмотрев  основной теоретический материал  по мотивации и стимулированию  персонала, возникает потребность  изучить особенности стимулирующих  программ российских предприятий  и проанализировать основные  факторы, повышающие трудовую  мотивацию сотрудников. Именно  этим проблемам посвящен следующий  раздел курсовой работы.

 

2. Управление  стимулированием и мотивацией  труда персонала

 

 

2.1 Отличительные  особенности систем мотивации  персонала в организациях России  от организаций других стран

 

 

 Разумеется, что мотивационные и стимулирующие мероприятия, проводимые в Российской Федерации и за рубежом во многом различаются.

 

 Отличительные  особенности систем мотивации  предприятий России от систем  мотивации предприятий других  стран весьма существенны по  многим параметрам. Но прежде всего:

 

 Первой  отличительной особенностью развития  систем мотивации является тот  факт, что в производственно-хозяйственной  деятельности предприятий России  длительное время широко использовалась  в практической деятельности  преимущественно одна – единственная  мотивационная модель «кнута  и пряника», которая и сегодня  не утратила своего применения.

 

 Вторая  отличительная особенность систем  мотивации состоит в том, что  модели мотивации нашей страны  были и остаются стандартизированными  и незыблемыми, всякое отклонение  от этих стандартов считается  нарушением существующих нормативных  законодательных актов и локальных  нормативных документов, которые  базируются и функционируют на  основе законодательных актов.  Поэтому менеджеры высшего уровня  управления четко соблюдали эти  принципы (повременная, сдельно-премиальная  системы оплаты и их разновидности,  премиальные системы).

 

 Третья  отличительная особенность состояла  в том, что мотивационные системы  способствовали не только уравнительности  в системах оплаты труда и  премирования данной категории  работников, но и сохраняли тенденцию  стимулирования в равном объеме  лучшего и худшего, так как  размер должностного оклада управленцев  одной квалификационной категории  оплачивался одинаково, независимо  от трудового вклада. Таким же  методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от  итогов труда и даже незначительный  отрыв премии от достигнутых  результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку  к основной заработной плате. 

 

 Четвертая  отличительная особенность применения  мотивационных систем заключается  в том, что трудовой вклад,  оценивался необъективно, формально,  что приводило к равнодушию  и не заинтересованности как  в индивидуальных, так и коллективных  результатах труда, снижало социальную  и творческую активность [7, C. 110].

 

 Неэффективность  функционирования действующих систем  оценки можно подкрепить результатами  ранее проведенного исследования  на российских предприятиях. Достаточно  сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11,3% - не учитывают.

 

 Пятая  отличительная особенность состояла  в том, что мотивационные модели, действующие в России, полностью  исключали возможности инженерно-управленческих  работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.

 

 Шестая  отличительная особенность мотивационных  систем России состояла в том,  что социальное стимулирование  трудовой деятельности данных  категорий работников осуществлялось  преимущественно без учета результатов  индивидуального труда, так как  социальными благами коллективного  труда пользовались как работники,  достигшие высоких показателей  в работе, так и работники, не  проявляющие особого интереса  к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную  социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев  и баз отдыха, спортивных сооружений).

 

 Созданные  коллективным трудом социальные  блага предоставлялись в первую  очередь рабочим и только затем  инженерно-управленческому персоналу,  так как главной производительной  силой считался рабочий, а не  работники интеллектуального труда,  чьи творческие идеи рабочие  воплощали в реальную жизнь.  Более того, если рабочий трудился  малопроизводительно, нарушал правила  внутреннего распорядка, но отличался  плохим здоровьем, ему в первую  очередь предоставлялись социальные  блага.

 

 Седьмая  отличительная особенность мотивационных  систем состояла в том, что  ни одна из мотивационных моделей  предприятий капиталистических  стран не предусматривала и  не предусматривает сегодня блока  моральных стимулов, так как в  них в основном находят отражение  стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. 

 

 Восьмая  особенность в развитии мотивации  состоит в том, что стимулирование  рассматривалось, как правило,  через призму социалистического  соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические  догмы, не только не изжило  себя, но по-прежнему должно являться  одним из движущих мотивов  повышения социальной и творческой  активности работников в ускорении  темпов научно-технического прогресса.  В противовес России соревнование  как таковое широко используется  в фирмах Германии, США, Японии  и других стран [7, C. 110].

 

 Механизм  реализации каждого из блоков  модели мотивации зависит, прежде  всего, от желания или нежелания  конкретного предприятия России, а также от специфических условий,  которые характерны для инженерных  коллективов, где будет апробироваться  данная мотивационная модель. Причем  общие тенденции применения мотивационных  моделей на предприятиях развитых  стран свидетельствуют о том,  что ни одна из мотивационных  моделей не способна полностью  устранить противоречия в стимулировании  труда наемных работников, в том  числе инженерно-управленческих. Такое  положение не позволяет добиться  полного развития личности и  её самореализации [7, C. 111].

 

 Таким  образом, выделив основную специфику  систем мотивации персонала в  организациях России, отличающую  её от организаций других стран,  возникает необходимость рассмотрения  особенностей современных российских  систем симулирования и трудовой  мотивации, применяемых на сегодняшний  день. Изучению именно этой проблемы  посвящёна следующая глава.

 

 

2.2 Стимулирование  и мотивация персонала к труду  в современных организациях

 

 

 Персонал, как известно, является ведущим  активом предприятия. Но именно  реальный процесс мотивации и  стимулирования, в зависимости от  своего состояния, может или  сохранять и увеличивать этот  актив, или превращать его в  пассив. Руководители, являясь непосредственными  участниками данного процесса  и «полномочными представителями  системы стимулирования» на предприятии  (в организации, учреждении) индивидуально  понимают значимость связок «мотивы  и стимулы», «мотивация и стимулирование»  [8, C. 26]. Изучим, что же нового появилось  в этой области.

 

 В 2004-2005 учебном году Консалтинговой  компанией ООО "РЕГУЛ-КОНСАЛТ"  был проведен ряд семинаров-тренингов  по современным технологиям управления  персоналом, центральной частью  которых являются вопросы развития  мотивации и совершенствования  систем стимулирования персонала.  Семинары были организованы на  ряде крупнейших российских предприятий,  как в Москве, так и в регионах [9, C. 65].

 

 С сожалением  следует отметить, что многие  участники семинаров впервые  для себя лично поняли разницу  между понятиями «мотив» и  «стимул», «мотивация» и «стимулирование».

 

 Напомним, что мотивы - это внутренние побудители  отдельного человека-работника (индивидуальные  мотивы), группы людей (групповые  мотивы) или коллектива (коллективные  мотивы).

 

 Понятия  «мотивация» и «мотивирование»  используются не только в смысле  формирования индивидуальных, групповых  и коллективных мотивов, но  и обозначения процесса влияния  стимулов на мотивы для получения  требуемого уровня мотивированности.

 

 В свою  очередь, относительно отдельного  работника, группы или коллектива  стимулы выступают как внешние  побудители в труде, деятельности  и работе, которые ему адресует  предприятие. А система стимулирования  определяется и конструируется  на предприятии исходя из его  возможностей, целей и уровня  профессионализма руководителей  [9, C. 65].

 

 Исходя  из такого понимания мотивов  и стимулов, а также соответственных  систем мотивации и стимулирования, участники семинаров выходили  на их различные соотношения  в текущей практике управления  предприятием.

 

 Соотношение  первое: чем больше система стимулирования  соответствует мотивации работника,  группы, коллектива, чем сильнее  ее действие, тем выше эффективность  действия стимулов.

 

 Это простое  и вроде бы понятное, на первый  взгляд, соотношение в отечественной  практике управления предприятиями  длительное время было лишено  необходимого информационно-аналитического  подкрепления по знанию мотивации  своего персонала. Поэтому практика  стимулирования на многих российских  предприятиях базировалась и  продолжает базироваться на неком  внутреннем ощущении руководителями  мотивации своего персонала.

 

 Соотношение  второе (или обратное): чем меньше  система стимулирования соответствует  мотивации работника, группы, коллектива, тем слабее ее действие и  тем ниже эффективность действия  стимулов [9, C. 66].

 

 Такое  соотношение возникает по различным  причинам, но главной среди них  является, как отмечали участники  семинаров, незнание мотивации,  или отсутствие необходимой аналитической  информации.

 

 Используемые  в рамках проведенных семинаров  авторские методики по оценке  систем стимулирования и обсуждение  оценочной информации позволили  выявить их типичные слабости, или «болезни».

 

 Первая  типичная слабость заключается  в том, что руководители, как  правило, рассматривают систему  стимулирования в узком спектре  стимулов, а работники – в более  широком.

 

 Руководители  обычно относят к стимулам  три классические группы.

 

 Методы  материального стимулирования - виды  заработной платы, доплаты, надбавки, премии, компенсации, материальная  помощь и (в акционерных обществах)  дивиденды и корпоративные опционы.

 

 Социальный  пакет – оплата предприятием  в том или ином процентном  соотношении различных услуг  и/или выполнение определенных  социальных обязательств перед  своими работниками.

 

 Методы  морального стимулирования, находящие  выражение, в принципе, в различных  средствах морального поощрения.

 

 Работники  рассматривают систему стимулирования  в более широком спектре, добавляя  к этому делению следующие  группы.

 

 Методы  организационного стимулирования, для которых характерны изменения  в организации труда: гибкий  рабочий день или график; частичное  выполнение работы дома (так называемая  телеработа); участие в совещаниях, заседаниях «не отходя от рабочего места» и прочее.

 

 Условия труда – санитарно-гигиенические, материально-технические, информационные, социально-бытовые, социально-психологические, условия социальной защиты, помощи, пространственные, эстетические, темпоритмические.

 

 Стиль  непосредственного руководителя, находящий  выражение в проявлениях его  индивидуальных особенностей [9, C. 67].

 

 В данном  отношении следует отметить следующую  закономерность. Методы морального  стимулирования являются наиболее  доступными для руководителей,  но их палитра в практическом  использовании, как правило, довольно  бедна. Это, как выяснилось, объясняется  тремя причинами:

 

 взгляд  на стимулирование как на систему  и процесс, имеющий преимущественно  денежное выражение;

 

 никто  не учил и не учит руководителей  организационным и социально-психологическим  технологиям использования этих  методов;

Информация о работе Стимулирование и мотивация к труду персонала организации