Стимулирование труда: системы, ожидаемые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы стимулирования труда персонала на примере использования кадрового потенциала предприятия «Автоспецоборудование», отвечающего современным и перспективным задачам пред¬приятия.
Задачи исследования:
1. Теоретические исследования и анализ основ организации управления, концепции управления персоналом, технологии и методов управления персоналом.
2. Рассмотрение вопросов мотивации труда на исследуемом предприятии.
3. Разработка и анализ эффективности программы стимулирования труда на исследуемом предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……… 5
1.1. Понятие организации, общие характеристики и виды организаций… 5
1.2. Системы мотивации и стимулирование персонала
в повышении эффективности работы предприятия………………………... 6
2. УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ И МОТИВАЦИЯ ТРУДА
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОСПЕЦОБОРУДОВАНИЕ»…………….. 15
2.1. История, цель и миссия предприятия…………………………………... 15
2.2. Резюме кандидатов, прием на работу………………………………….. 17
2.3. Организационная структура предприятия……………………………... 20
2.4. Проблемы мотивации персонала на предприятии
ОАО «Автоспецоборудование»……………………………………………... 23
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОСПЕЦОБОРУДОВАНИЕ»…………….. 30
3.1. Разработка программы стимулирования труда персонала……………. 30
3.2. Экономический эффект от введения программы
по стимулированию труда…………………………………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 43

Файлы: 1 файл

ГОТ_упр_персоналом.docx

— 113.26 Кб (Скачать файл)

Сегодня предприятие занимается выпуском  гаражного и сопутствующего оборудования для ремонта автотранспорта.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Общество обладает общей гражданской правоспособностью. Оно имеет гражданские права и несет гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Основные виды деятельности Общества:

  • деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
  • оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения;
  • обработка отходов и лома черных металлов;
  • обработка отходов и лома цветных металлов, кроме драгоценных;
  • производство прочих машин и оборудования специального назначения;
  • эксплуатация объектов газового хозяйства, объектов котлонадзора, подъемных сооружений, добыча подземной пресной воды.

Общество вправе осуществлять любые  иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные законодательством  и обеспечивающие получение прибыли.

 

2.2. Резюме кандидатов, прием на работу

 

Прием на работу производится, по общему правилу, по соглашению сторон трудового  договора (контракта). Заключение трудового  договора (контракта) происходит по соглашению между работодателем и работником. Законодательством установлены гарантии при приеме на работу. В статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации приведен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора9: «При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с  учетом специфики работы работодатель может потребовать (при согласии работника) предъявления дополнительных документов при заключении договора. Дополнительные документы о персональных данных работника могут быть предназначены  для обоснования правомерности  заключения и реализации трудового  договора, его прекращения, представления  об условиях труда, вытекающих из содержания трудового договора, полагающихся ему  гарантиях, компенсациях и льготах.

Испытание при приеме на работу – проверка соответствия рабочего или служащего поручаемой ему работе. Срок испытания не превышает 3 месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза, 6 месяцев, что допускается российским трудовым законодательством.

При соискании вакантной  должности кандидат заполняет резюме по форме, разработанной специалистом отдела кадров и адаптированной для  исследуемого предприятия (См.: Приложение 3 – «Резюме») и в зависимости  от того, какому подразделению нужна  информация (службе кадров, администрации  предприятия, технической службе, др.).

Отдел кадров на предприятии  состоит их трех работников, которые  занимаются набором, принятием-увольнением, переводом персонала предприятия, также  ведут всю кадровую документацию по предприятию, ведут трудовые книжки на работников. Кадровая документация играет важную роль в жизни любой  организации т.к. она является подтверждением прав гражданина на социальное обеспечение по старости или инвалидности и определяла трудовой стаж при начислении пенсии.

Кадровая документация на поступающего на работу осуществляется по схеме, приведенной ниже, что соответствует ТК РФ:

   

Трудовой контракт (договор) с работником

   

       
   

Приказ о приеме на работу

   

 

   

Запись в трудовой книжке

 

Личная карточка ф. Т-2 и  личное дело

 

Лицевой счет по заработной плате


 

Одним из основных документов, регулирующих правоотношения предприятия  с работником, является трудовой контракт (договор). После подписания контракта  издается приказ о приеме сотрудника. На основании приказа о приеме оформляется личная карточка формы Т-2, делается запись в трудовой книжке. Копии приказа о приеме поступают в личное дело и в бухгалтерию, где поступившему работнику присваивается табельный номер и на него заводится лицевой счет по зарплате.

У каждого работника предприятия  существует должностная инструкция.  Должностная инструкция это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности10. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).

Должностные инструкции необходимы для найма и управления персоналом. В первую очередь, должностные инструкции нужны для того, чтобы каждый сотрудник  отчетливо понимал свою роль в  компании, свои права, полномочия и  должностные обязанности. Должностные  инструкции определяют роль сотрудника и его ответственность перед компанией. Они позволяют более точно прояснить взаимоотношения между работодателем и наемным работником.

 

2.3. Организационная  структура предприятия

 

Структура  предприятия, является важным элементом  управления предприятием, составом и  соотношением его  внутренних звеньев: цехов, отделов,  лабораторий и  других компонентов,  составляющих  единый  хозяйственный  объект. Структура  предприятия определяется следующими основными факторами: размером предприятия; отраслью производства; уровнем технологии; специализацией предприятия11. Какой-либо  устойчивой  стандартной структуры не  существует,  она постоянно корректируется  под   воздействием  производственно-экономической конъюнктуры,  научно-технического  прогресса и социально-экономических процессов. Наряду  с этим  при всем  многообразии структур  все производственные  предприятия имеют идентичные  функции,  главные из   которых изготовление  и сбыт  продукции.

Чтобы обеспечить  нормальное функционирование,  предприятие  должно иметь  в своем  составе  цеха, производственные участки  по  изготовлению  основной  продукции (выполнению  работ, оказанию  услуг)  и  по  обслуживанию  производственного  процесса. Помимо того, каждое предприятие  независимо от  его размеров,  отраслевой принадлежности  и уровня  специализации постоянно  ведет  работу  по оформлению заказов на  изготовление продукции;  организует ее  сохранность и сбыт  заказчику;  обеспечивает закупку  и поставку  необходимого сырья,  материалов,  комплектующих  изделий,  инструмента,  оборудования, энергоресурсов.  Наконец,  чтобы  каждый  работник  в  любой  отрезок  времени делал  именно  то,  что  необходимо  остальным  и  всему  предприятию   в  целом,  нужны  управляющие  органы,  на  которые   возлагаются  определенные функции,  координация   и  контроль   текущей  деятельности  персонала,  а  также  найм,  оформление и  расстановка кадров.  Таким  образом, все  структурные  звенья  предприятия связаны между  собой  с  помощью  системы  управления, которая  становится его головным органом.

В ОАО «Автоспецоборудование» указанные  функции разделяются  на  более конкретные  обязанности  отдельных  подразделений.

Органами управления являются общее собрание акционеров, совет  директоров, генеральный директор – единоличный исполнительный орган.

Организационная структура  – это логические соотношения  уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей12 (См.: Приложение 4 – «Организационная структура ОАО «Автоспецоборудование»»). В  отличие  от  других крупных  предприятий,  функции  структурных  звеньев не  дифференцируются,  а  наоборот,  интегрируются таким образом, что даже у директора нет большого количества заместителей, как это происходит на других крупных предприятиях города,  и  во  время его  отсутствия функции  директора выполняет главный инженер или начальник производства, если отсутствует и главный инженер,  которые также совмещают  множество  функций:  материально-техническое обеспечение  предприятия,  сбыт  продукции,  организация ремонта оборудования, ремонта транспорта и пр. Взаимодействие структурных подразделений и координация их деятельности осуществляется согласно сформированной структуре управления. При выборе структуры управления учитывались характерные особенности, функциональная направленность и величина предприятия. На предприятии для управления используется линейная структура.  При линейной структуре управления все функции по управлению нижестоящим подразделением сосредоточены в одном звене. Ее достоинство - простота и четкость взаимосвязей.

Для анализа организационной  структуры ОАО определим основные функции, без выполнения которых  организация не может осуществлять основную деятельность (См.: Приложение 5 – «Основные функции, выполняемые  в ОАО «Автоспецоборудование»). На предприятии для управления используется линейная структура.  При линейной структуре управления все функции по управлению нижестоящим подразделением сосредоточены в одном звене. Ее достоинство - простота и четкость взаимосвязей. Планирование персонала в организации фактически отсутствует.

Штатное расписание и фонды  оплаты труда утверждаются ежегодно исходя из производственной программы  ОАО, которая формируется по данным портфеля заказов.

Плюсами организационной  структуры, существующей на предприятии, являются:

  • небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом; небольшое число уровней руководства;
  • наличие в структуре групп специалистов; ориентация графиков работы на потребителей;  
  • быстрая реакция на изменения;
  • высокая производительность труда;
  • низкие затраты.

Таблица 2.3.1

Анализ численности  работающих в  ОАО «Автоспецоборудование»

№ п/п

Показатели

Базовый год,

чел.

Отчетный год, чел.

План

Отчет

1

Среднесписочная численность работников, всего в том числе:

200

200

200

-

Основной персонал

164

164

164

-

ИТР (бухгалтерия, руководство)

36

36

36




 

 

Диаграмма 2.3.1

Квалификационная  характеристика работников

Таким образом, предприятие на сегодняшний день полностью обеспечено кадрами. Квалификационный состав работников имеет следующую  характеристику: с высшим образованием на предприятии работают все ИТР  и 15% рабочих; со среднетехническим  образованием - 65% рабочих всех специальностей, остальные рабочие имеют среднее  и средне-специальное (ПТУ). Поскольку персонал является основой любой организации, люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе на данном предприятии. Люди, работающие в ОАО «Автоспецоборудовании», как в любой другой организации или предприятии, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, личные способности и т.д.

 

2.4. Проблемы мотивации персонала  на предприятии

ОАО «Автоспецоборудование»

 

Все вышеуказанные  отличия оказывают серьезное  влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение  других работников предприятия. В связи  с этим администрация ОАО «Автоспецоборудование» строит свою работу с кадрами таким  образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения  и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Информация о работе Стимулирование труда: системы, ожидаемые результаты