Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявить связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом.
2. Определить цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении.
3. Раскрыть основные принципы эффективного управления знаниями в университете.
4. Рассмотреть организацию процесса управления знаниями в Астраханском государственном университете.
5. Проанализировать влияние системы организационного обучения на формирование стратегических целей управления знаниями.
6. Дать оценку существующей системы управления знаниями в АГУ и разработать предложения по совершенствованию данной системы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом……………………………………………………………..6
1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении…………………………………………………..12
1.3. Принципы эффективного управления знаниями в университете……………......................................................................................17
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете………….............................................
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………........
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете»
Астрахань 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями
с научными исследованиями и учебным процессом………………………………………………………
1.2. Основные цели внедрения проектов
по управлению знаниями в образовательном
учреждении………………………………………………….
1.3. Принципы эффективного управления
знаниями в университете…………….............
Глава II Анализ и оценка существующей
системы управления знаниями в современном
университете…………..............
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы
управления знаниями в АГУ и предложения
по совершенствованию…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….......
Введение
Актуальность темы исследования. В течение последнего десятилетия глобальная политическая и экономическая картина изменилась настолько, что это не могло не отразиться на высшей школе. Университеты, институты, школы и колледжи в разных странах оказались участниками глобальной конкуренции – явления до сих пор совершенно не известного для высших учебных заведений. Сегодня институты конкурируют между собой, конкурируют за студентов, преподавателей, спонсоров, за потребителей своих выпускников. Они конкурируют как научные школы, как центры профессиональной карьеры, как центры переподготовки и переквалификации кадров.
Тенденции глобализации образования порождают существенный вопрос для любого учреждения высшего образования – как достичь конкурентного преимущества и удержать его в быстро меняющихся условиях конкурентной среды.
Конкурентоспособность вуза, так же, как и конкурентоспособность любой компании определяется его готовностью
к постоянному и непрерывному инновационному пр
В России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.
Классическая теория управления знаниями широко исследована в трудах иностранных авторов У. Букович, Дж. Робинсон, Р. Уилльямса, отечественных авторов Абдикеева Н.М., Гапоненко A.Л., В.В., Голодовой О.В., Диановой В.Ю., Королева А.П., Никулина Л.Ф., Орлова А.В. и др. Качеству образования и конкурентоспособности образовательного учреждения посвящены работы Азоева Г. JL, Баранчеева В.П., Буковича У., Глухова А., Данько Т.П., Никулина Л.Ф., Исаевой К.В., Селянской Г.Н., и др. Тем не менее, данная область остается пока недостаточно исследованной в научном плане.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения процесса управления знаниями в современном университете, нацеленного на повышение конкурентоспособности вуза, получения максимальной прибыли и эффективного использования человеческих ресурсов. Одной из важных и малоизученных задач является формирование и развития системы управления интеллектуальным капиталом как стратегическим ресурсом организации, что и предопределило выбор темы данной курсовой работы.
Необходимым для изучения данной темы представляется исследование теоретических и методологических принципов управления корпоративными знаниями вуза в интеграции с методологией и инструментарием стратегического управления.
Объектом исследования курсовой работы является система управления знаниями в ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет».
Предметом научного исследования является рассмотрение основных принципов и механизмов формирования стратегии системы управления знаниями в университете.
Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные научные результаты предназначены для организации управления знаниями в вузе, что обеспечивает рост его конкурентоспособности на основе эффективного использования интеллектуального капитала и информационных ресурсов и более широкое вовлечение интеллектуальной составляющей в процесс оказания образовательных услуг.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка литературы.
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете
1.1 Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом
В наши дни люди сталкиваются с большим количеством информации. Она разнородна, хранится как в бумажном и электронном виде, так и в умах отдельных людей. Участники любого учебного процесса тратят много времени на поиск и обработку информации, которая могла быть уже обработана ранее другим пользователем. Дана ситуация может складываться из-за того что люди не подозревают о том, каким именно опытом и знаниями обладает их окружение. Во избежание этого, информацию необходимо не только накапливать, но и преобразовывать в знание, а знания в свою очередь формировать, структурировать, хранить и передавать.
Понятие «управление знаниями» появилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, для которых проблемы обработки информации приобрели особую остроту и стали критическими1. При этом стало очевидным, что основным узким местом является работа со знаниями (сохранение, поиск, тиражирование), накопленными специалистами компании, так как именно знания обеспечивают преимущество перед конкурентами. Как правило, информации в организации накапливается больше, чем она способна оперативно обработать. При этом зачастую подразделения дублируют работу друг друга, так как невозможно найти и использовать знания, находящиеся в смежных подразделениях.
Организации пытаются решать этот вопрос по-своему, но при этом каждая
стремится увеличить эффективность обработки
знаний.
Фактически «управление знаниями» можно
рассматривать и как новое направление
в менеджменте, и как направление в информатике
для поддержки процессов создания, распространения,
обработки и использования знаний внутри
организации2. Классиками теории управления знаниями
можно считать японских исследователей
I. Nonaka и H. Takeuchi3.
Управление знаниями – это новый современный рычаг стратегического и тактического менеджмента, позволяющий руководителю максимально эффективно управлять своим самым ценным ресурсом – знаниями. Однако этот вид управления может создавать конкурентное преимущество только в организации, ориентированной на постоянное развитие4.
Главная характерная черта управления знаниями – междисциплинарность. Область управления знаниями находится на пересечении трех дисциплин:
1. Управления изменениями – области, с точки зрения управления знаниями отвечающей на вопросы «Как повышать инвестиционную привлекательность и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является организация как открытая социально-экономическая система.
2. Информациологии – науки об информации, которая с точки зрения управления знаниями отвечает на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Главным объектом изучения и управления в этой науке являются все информационные явления, представления и понятия, микро- и макродинамические процессы (в том числе, рецепции, передачи, хранения, обработки, визуализации и познания информации).
3. Гуманитарных наук, которые с
точки зрения управления
Интеллектуальный капитал – это знания,
которые позволяют успешно осуществлять
основные функции организации и достигать
ее стратегических и тактических целей.
Знания – ядро интеллектуального капитала,
и их надо рассматривать не с позиций здравого
смысла, как считает большинство топ-менеджеров,
а как сложный объект управления, в структуре
которого выделяются закономерности,
правила, взаимосвязи5.
В отношении вузов необходимо различать знания, традиционно создаваемые и распространяемые в процессе осуществления образовательной и научной деятельности, и знания о вузе как объекте управления6, в частности, знания об организационных изменениях. Знания сотрудников делятся на явные (документированная информация) и неявные (профессиональный и жизненный опыт сотрудников, их ожидания, интуиция, моральные устои и нормы). Большинство систем управления знаниями работают только с явными знаниями. Однако неявные знания составляют нигде не отраженные нематериальные активы (НМА) организации, которые формируют ее стиль деятельности, руководства и общения, как с внутренними, так и с внешними клиентами.
Важность задач управления знаниями для вуза определяется уровнем его управленческой зрелости и уровнем конкуренции на рынках, где он стремится работать. Место и значение системы «менеджмента знаний» как ресурса показывает классификация функций организации, предложенная Д. Энгельбартом7, который одним из первых начал разрабатывать системы «менеджмента знаний»: А – первичная деятельность: производство конкретных продуктов (например, автомобилей) или услуг (образовательные услуги, медицинское обслуживание); B – вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции; С – деятельность, направленная на совершенствование функции B.
Для большинства организаций критически значимой оказывается только деятельность группы A. Подлинный интерес к управлению на основе корпоративных знаний возникает, когда осознается значимость функций групп В и С.
Для российских вузов
Термин «конкурентоспособность» широко применяется в случаях, когда говорят о товарах (работах, услугах) производственного и личного потребления. Однако при оценке деятельности высших учебных заведений он применяется редко9. Такое положение дел обусловлено рядом причин.
Во-первых, оказываемые вузами услуги являются услугами особого рода. Их особенность состоит в том, что они имеют глубокую социальную направленность.
Во-вторых, высшая школа, выступая проводником всего нового и передового, имеет консервативную основу. Под консервативностью здесь понимается отбор и бережное сохранение лучших отечественных и зарубежных традиций в образовании.
В-третьих, существует особый характер конкуренции между вузами. Как правило, каждый вуз имеет уникальную историю, устоявшиеся традиции, сложившиеся за долгие годы в образовательной сфере. Многие вузы часто не нуждаются в дополнительной рекламе, они тщательно оберегают свой имидж, поскольку изменения в статусе вуза в лучшую или худшую сторону не остаются незамеченными общественностью.
В-четвертых, в стране с плановой экономикой отсутствовала объективная необходимость проведения текущей оценки положения вуза, т. к. всеобщее планирование определяло роль и место каждого вуза в системе образования страны. Изменившиеся экономические условия хозяйствования поставили перед вузами новые задачи, и вузы стали значительно свободнее в их реализации.
Ситуация на отечественном рынке образовательных услуг становиться все более напряженной. Так, с одной стороны, на рынок выходит все больше и больше коммерческих вузов, которые, хотя пока и уступают по престижу государственным вузам, но благодаря своей мобильности постепенно увеличивают свою долю. С другой стороны - дисбаланс финансирования в экономике привел к резкому перетоку квалифицированных кадров в другие, более оплачиваемые отрасли экономики. Особенно это касается молодых кадров. С третьей стороны - Россия подписала Болонскую декларацию, которая, несет для отечественного рынка образовательных услуг как положительные, так и отрицательные стороны. И, прежде всего, это совершенно новые требования к структуре и сущности образовательных программ. Все быстрее меняется сама экономика, вынуждая адаптировать учебные программы к новым потребностям.
Информация о работе Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете