Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявить связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом.
2. Определить цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении.
3. Раскрыть основные принципы эффективного управления знаниями в университете.
4. Рассмотреть организацию процесса управления знаниями в Астраханском государственном университете.
5. Проанализировать влияние системы организационного обучения на формирование стратегических целей управления знаниями.
6. Дать оценку существующей системы управления знаниями в АГУ и разработать предложения по совершенствованию данной системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом……………………………………………………………..6
1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении…………………………………………………..12
1.3. Принципы эффективного управления знаниями в университете……………......................................................................................17
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете………….............................................
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………........

Файлы: 1 файл

курсовая Тута.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Принцип развития условий и возможностей. Этот принцип заключается в том, что необходимо создать такие условия в вузе, при которых участники управления знаниями обладают всей полнотой информации, анализируют и учитывают организационную культуру, знают все фундаментальные положения. Важно им предоставить возможность высказывать свое мнение, быть услышанными, особенно, когда они имеют точку зрения, которая расходится с принятыми представлениями.

Принцип обеспечения новизны знаний. Знания, отвечающие стратегическим целям организации, со временем меняются, устаревают. У знаний есть естественный жизненный цикл, поэтому некоторые элементы знаний постоянно должны обновляться.

Принцип  вознаграждения за знания. Необходимы мониторинг и анализ результатов деятельности по созданию, применению и развитию знаний. Все сотрудники вуза должны осознать (через систему мотивации и стимулов), что обмен знаниями и их использование - это одна из главных ценностей в вузе. Необходимо четко обозначить, что знания и опыт вознаграждаются, только когда они доведены до сведения других и используются в образовательной деятельности.

Наиболее важным в управлении знаниями в вузе является преобразование знаний в действие. В основном это отражается в создании новых знаний и использовании их для инновационного обучения  и научных проектов. Здесь существенную роль играют информационные технологию, которые дают программно-техническую основу для реализации стратегических целей на основе приведенных принципов15.

Условия эффективного УЗ в университете.

    1. Высокий уровень корпоративной культуры
    2. Высокий уровень академической культуры
    3. Четко определенная стратегия развития университета
    4. Лидерство в управлении знаниями со стороны ТОП- менеджмента университета
    5. Высокий уровень доверия между сотрудниками и руководством университета
    6. Свобода коммуникации между сотрудниками и руководством университета

В заключение стоит отметить, что необходимо подходить к процессу управления знаниями как к способу создать сообщество студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей, которое будет постоянно совершенствоваться и самообучаться. Система управления знаниями ни в коем случае не должна стать всего лишь дополнением к электронной библиотечной системе. Так же подчеркнем, что система управления знаниями в вузе необходима и для того, чтобы оперативно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде, адаптироваться к требованиям государства и работодателей по отношению к выпускникам и качеству их образования.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете

2.1. Организация процесса  управления знаниями в университете  на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский  государственный университет»

Астраханский государственный университет является один из самых динамично развивающихся инновационных университетов Восточной Европы, объединяющий в своей работе академические традиции и современные технологии. Университет был основан в 1932 году. В настоящий момент миссия АГУ формулируется следующим образом: стать влиятельным международным университетским комплексом на юго-востоке России, формирующим новую научную, образовательную и инновационную группу в экономике региона. Функции университета заключаются не только в подготовке экспертов и фундаментальных исследователей, но и в экспорте образовательных услуг, а также передаче новых технологий промышленности и бизнесу.

В структуру университета входят 6 институтов, в числе которых Инновационный естественный институт и Инновационный физико-математический институт. Преподаватели и сотрудники Астраханского государственного университета имеют возможность коммерциализировать свои научные разработки, в том числе путём учреждения хозяйственных обществ, чья деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат высшим учебным заведениям (Федеральный закон № 217-ФЗ).

 В вузе создан центр коммерциализации НИОКР и трансфера технологий, основными целями которого являются:

  • развитие системы управления инновационной деятельностью АГУ;
  • взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд) в области централизованной подготовки научных проектов для участия в конкурсах, а также сопровождения действующих проектов, финансируемых за счёт средств Фонда;
  • повышение эффективности взаимодействия АГУ и иных заинтересованных  организаций в области научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  • повышение объёма выполняемых инновационных проектов и программ в научно-технологической сфере;
  • развитие инновационной инфраструктуры в АГУ, поддержка и расширение технологического бизнеса;
  • создание бизнес-инкубатора малого наукоёмкого бизнеса на основе практической реализации разработок учёных АГУ;
  • укрепление экономической и интеллектуальной базы АГУ путём интеграции научных исследований и производства, ускоренного развития высокотехнологичных производств, реализации новых и перспективных технологий, повышения квалификации работников, подготовки и переподготовки кадров для наукоёмкого бизнеса;
  • развитие системы коммерциализации и трансфера технологий, в том числе    в рамках международных проектов и программ.

На протяжении многих лет в университете сложились свои традиции:

  • единство научной и учебной деятельности, дающее специалистам глубокие общенаучные знания;
  • фундаментальная научная и практическая подготовка, позволяющая выпускникам быстро адаптироваться в современных условиях;
  • высокий уровень требований к студентам и преподавателям, гарантирующий качество подготовки специалистов;
  • новаторство, требующее от студентов, преподавателей и учёных университета постоянного поиска лучших путей решения стоящих перед ними задач16.

Обозначенные университетом приоритеты позволяют говорить о том, что на базе данного вуза складывается инновационная образовательная инфраструктура, ориентированная на внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, новых научных разработок в сфере социально-гуманитарных, естественных и технических знаний.

Таблица 3

SWOT-анализ ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Сильные стороны университета

Слабые стороны университета

1.

Традиции классического университета.

Недостаточное использование новых образовательных технологий и интерактивных методов обучения.

2.

Диверсификация академической и научной деятельности.

Недостаточное оснащение учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы высокотехнологичным оборудованием, настоятельная потребность в расширении технопарка АГУ, дальнейшем формировании культурно-досуговых центров университета на основе международных требований к номенклатуре и качеству предоставляемых

услуг.

3.

Развитая система послевузовского образования.

«Консерватизм» кадров, недостаточная их восприимчивость к научно-образовательным инновациям, слабая степень владения основными иностранными языками значительной части профессорско-преподавательского состава и, как

следствие, ограниченность возможностей полномасштабного развития международных связей, импорта идей и технологий, позиционирования научных достижений, ограниченная академическая мобильность студентов и преподавателей.

4.

Лидерские позиции в сфере научно-исследовательской и инновационной

деятельности, гармоничное сочетание её фундаментальной и прикладной составляющих, креативные профессорско-преподавательские кадры, современное научное оборудование, высокий уровень интеграции науки и образования, взаимодействие со структурами РАН.

Отсутствие эффективной системы мотивации и стимулирования академической деятельности.

5.

Развитая система информационного обеспечения учебного процесса, включающая возможность использования дистанционных и мультимедийных

образовательных ресурсов.

Недостаток финансовых ресурсов

6.

Большой объем НИР по договорам и грантам

Недостаток финансовых ресурсов учебно-издательской деятельности

7.

Развитая система студенческого самоуправления.

Острый дефицит аудиторного фонда при росте масштабов деятельности

8.

Сильные международные научно-образовательные и культурные связи.

Низкая мотивация профессорско-преподавательского состава на повышение качества образовательного процесса

9.

В университете создается развитая инфраструктура поддержки научно-

образовательного процесса: сеть научно-образовательных центров (НОЦ) и цен-

тров коллективного пользования оборудованием (ЦКП), 5 специализированных

научных журналов, издательский комплекс, диссертационные советы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Наличие собственного технопарка

 
 

Внешние возможности

Внешние угрозы

1.

Потенциальный спрос на образовательные услуги университета.

Ситуация демографического спада и усиливающейся конкуренции между вузами, в новых экономических условиях деятельности высшего профессионального образования.

2.

Признание университета общественностью, как центра подготовки кадров.

Дефицит государственного финансирования.

3.

Хорошие партнерские связи с региональными структурами.

Обострение конкуренции по всем видам деятельности.

4.

Возможность многоканального финансирования.

Невысокий удельный вес иностранных студентов и аспирантов, в общем числе обучающихся.

5.

Участие в федеральных, региональных и межрегиональных программах.

Отсутствие четкой государственной стратегии развития образования.

6.

 

Отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей

7.

 

Отток квалифицированных кадров в негосударственные вузы


На основе данной таблицы можем выделить одну из главных движущих сил вуза - внедрение новых услуг, технологические изменения. Академическая политика АГУ строится на принципах качества и инновационности.

Стратегия развития научно-инновационной сферы Астраханского государственного университета должна быть направлена, прежде всего, на реализацию сильных сторон вуза с учетом открывающихся возможностей, устранение слабых моментов  предотвращение возникающих угроз. Результаты SWOT-анализа позволили определить стратегические направления развития сферы науки и инноваций АГУ17:

1. Развитие традиционных  для вуза сфер деятельности и поддержка наукоемких производств по новым перспективным направлениям, расширение рынка сбыта продукции.

2. Финансирование и привлечение дополнительных ресурсов в научно-инновационную сферу вуза.

3. Привлечение, поддержка и закрепление кадров в области НИОКР, повышение престижности научного труда.

4. Организация эффективного взаимодействия всех участников научно-инновационной сферы.

5. Организация мониторинга, широкой пропаганды успехов и опыта работы в научно-инновационной сфере вуза.

Стандарт CDIO разработан в Массачусетском технологическом институте (MIT) командой Кроули и подразумевает создание проектных команд в процессе обучения. Перед студентами ставятся реальные задачи. В процессе обучения они вовлечены в практическую деятельность, ориентированную на потребности внешнего мира. Концепция проекта «Задумай. Спроектируй. Реализуй. Управляй» содержит 12 ключевых стандартов, касающихся программы, методики обучения и способа оценки теоретических знаний и практических навыков.

С помощью CDIO Астраханский университет рассчитывает перестроить учебный процесс, улучшить качество образования и по-новому позиционировать себя в регионе и в образовательном сообществе. Говорить о том, приживется ли идея на астраханской почве, хватит ли для ее реализации сил и средств, пока рано.

АГУ присоединился к Всемирной инициативе CDIO в начале 2012 года, став одним из четырёх российских вузов, реализующих данный подход в образовательном процессе. За это время были проведены десятки мероприятий, результаты которых демонстрируют готовность преподавательского состава и студенчества к внедрению и эффективному использованию инновационных обучающих технологий18.

 

 

2.2. Влияние системы организационного  обучения в АГУ на формирование  стратегии по управлению знаниями

Организационное обучение стало в последнее время предметом многих исследований. Современные успешные мировые компании в последние годы стали развивать системы для отслеживания, доступа, использования и создания организационных знаний. Подчеркнутая еще П. Друкером  необходимость постоянного изменения  организации стала основным постулатом теорий организационного обучения, поскольку предприятия должны быть готовы к изменяющимся условиям их существования в инновационной экономике.

Организационное обучение – динамический процесс распространения знаний (информации) по решению производственных проблем, в ходе которого сотрудники университета получают и применяют в работе полученные знания и практические навыки, позволяющие им более успешно и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, вырабатывая при этом новые модели профессиональной деятельности, создающие конкурентное преимущество университету. Это процесс, в ходе которого происходит распространение интеллектуальной компоненты квалификации на «совокупного» работника, т. е. превращение знаний отдельного работника в знание всей организации.

Суть организационного обучения заключается не в простом повышении квалификации сотрудников, а в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности. Организационное обучение, являющееся частью образовательной системы, представляет собой инструмент, с помощью которого университет способен наиболее результативно реагировать на процессы, происходящие в экономической, социальной и технологической сферах. Реализация программ организационного обучения сотрудников и персонала позволяет поддерживать уровень компетенций работников, необходимый для обеспечения конкурентоспособности университета на рынке товаров и услуг, и обучать с опережением, ориентируясь на изменения во внешней среде19.

Главная цель организационного обучения в Астраханском государственном университете – создание в университете постоянно действующего механизма поддержки инновационной среды и развития человеческого ресурса, становление университета как самообучающейся амбициозной корпорации20.

Целями создания системы организационного обучения являются: обеспечение конкурентоспособности университета; развитие управленческого потенциала руководителей; создание кадрового резерва; формирование современных деловых навыков сотрудников; повышение эффективности работы университета; развитие корпоративной культуры.

Цели определяют задачи инновационной деятельности и приоритеты организационного (корпоративного) обучения: развитие управленческого мышления; формирование профессиональных компетенций; генерирование новых знаний; коррекция организационной культуры университета в соответствии с новой стратегией; гибкость и конструктивность ролевого поведения.

Способы и методы организационного обучения

Существуют разнообразные методы обучения сотрудников на рабочих местах:

·  включение обучаемого в процесс деятельности другого человека – баддинг (от buddying – «партнёр»);

·  наблюдение за процессом работы – шэдуинг (от shadowing – «бытие тенью»);

Информация о работе Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете