Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявить связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом.
2. Определить цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении.
3. Раскрыть основные принципы эффективного управления знаниями в университете.
4. Рассмотреть организацию процесса управления знаниями в Астраханском государственном университете.
5. Проанализировать влияние системы организационного обучения на формирование стратегических целей управления знаниями.
6. Дать оценку существующей системы управления знаниями в АГУ и разработать предложения по совершенствованию данной системы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом……………………………………………………………..6
1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении…………………………………………………..12
1.3. Принципы эффективного управления знаниями в университете……………......................................................................................17
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете………….............................................
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………........
Принцип развития условий и возможностей. Этот принцип заключается в том, что необходимо создать такие условия в вузе, при которых участники управления знаниями обладают всей полнотой информации, анализируют и учитывают организационную культуру, знают все фундаментальные положения. Важно им предоставить возможность высказывать свое мнение, быть услышанными, особенно, когда они имеют точку зрения, которая расходится с принятыми представлениями.
Принцип обеспечения новизны знаний. Знания, отвечающие стратегическим целям организации, со временем меняются, устаревают. У знаний есть естественный жизненный цикл, поэтому некоторые элементы знаний постоянно должны обновляться.
Принцип вознаграждения за знания. Необходимы мониторинг и анализ результатов деятельности по созданию, применению и развитию знаний. Все сотрудники вуза должны осознать (через систему мотивации и стимулов), что обмен знаниями и их использование - это одна из главных ценностей в вузе. Необходимо четко обозначить, что знания и опыт вознаграждаются, только когда они доведены до сведения других и используются в образовательной деятельности.
Наиболее важным в управлении знаниями в вузе является преобразование знаний в действие. В основном это отражается в создании новых знаний и использовании их для инновационного обучения и научных проектов. Здесь существенную роль играют информационные технологию, которые дают программно-техническую основу для реализации стратегических целей на основе приведенных принципов15.
Условия эффективного УЗ в университете.
В заключение стоит отметить, что необходимо подходить к процессу управления знаниями как к способу создать сообщество студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей, которое будет постоянно совершенствоваться и самообучаться. Система управления знаниями ни в коем случае не должна стать всего лишь дополнением к электронной библиотечной системе. Так же подчеркнем, что система управления знаниями в вузе необходима и для того, чтобы оперативно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде, адаптироваться к требованиям государства и работодателей по отношению к выпускникам и качеству их образования.
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете
2.1. Организация процесса
управления знаниями в
Астраханский государственный университет является один из самых динамично развивающихся инновационных университетов Восточной Европы, объединяющий в своей работе академические традиции и современные технологии. Университет был основан в 1932 году. В настоящий момент миссия АГУ формулируется следующим образом: стать влиятельным международным университетским комплексом на юго-востоке России, формирующим новую научную, образовательную и инновационную группу в экономике региона. Функции университета заключаются не только в подготовке экспертов и фундаментальных исследователей, но и в экспорте образовательных услуг, а также передаче новых технологий промышленности и бизнесу.
В структуру университета входят 6 институтов, в числе которых Инновационный естественный институт и Инновационный физико-математический институт. Преподаватели и сотрудники Астраханского государственного университета имеют возможность коммерциализировать свои научные разработки, в том числе путём учреждения хозяйственных обществ, чья деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат высшим учебным заведениям (Федеральный закон № 217-ФЗ).
В вузе создан центр коммерциализации НИОКР и трансфера технологий, основными целями которого являются:
На протяжении многих лет в университете сложились свои традиции:
Обозначенные университетом приоритеты позволяют говорить о том, что на базе данного вуза складывается инновационная образовательная инфраструктура, ориентированная на внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, новых научных разработок в сфере социально-гуманитарных, естественных и технических знаний.
Таблица 3
SWOT-анализ ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
№ |
Сильные стороны университета |
Слабые стороны университета |
1. |
Традиции классического университета. |
Недостаточное использование новых образовательных технологий и интерактивных методов обучения. |
2. |
Диверсификация академической и научной деятельности. |
Недостаточное оснащение учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы высокотехнологичным оборудованием, настоятельная потребность в расширении технопарка АГУ, дальнейшем формировании культурно-досуговых центров университета на основе международных требований к номенклатуре и качеству предоставляемых услуг. |
3. |
Развитая система послевузовского образования. |
«Консерватизм»
кадров, недостаточная их восприимчивость
к научно-образовательным инновациям,
слабая степень владения основными иностранными
языками значительной части профессорско- следствие, ограниченность возможностей полномасштабного развития международных связей, импорта идей и технологий, позиционирования научных достижений, ограниченная академическая мобильность студентов и преподавателей. |
4. |
Лидерские позиции в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности, гармоничное сочетание её фундаментальной и прикладной составляющих, креативные профессорско-преподавательские кадры, современное научное оборудование, высокий уровень интеграции науки и образования, взаимодействие со структурами РАН. |
Отсутствие эффективной системы мотивации и стимулирования академической деятельности. |
5. |
Развитая система информационного обеспечения учебного процесса, включающая возможность использования дистанционных и мультимедийных образовательных ресурсов. |
Недостаток финансовых ресурсов |
6. |
Большой объем НИР по договорам и грантам |
Недостаток финансовых ресурсов учебно-издательской деятельности |
7. |
Развитая система студенческого самоуправления. |
Острый дефицит аудиторного фонда при росте масштабов деятельности |
8. |
Сильные международные научно-образовательные и культурные связи. |
Низкая мотивация профессорско-
|
9. |
В университете создается развитая инфраструктура поддержки научно- образовательного процесса: сеть научно-образовательных центров (НОЦ) и цен- тров коллективного пользования оборудованием (ЦКП), 5 специализированных научных журналов, издательский комплекс, диссертационные советы и др.
|
|
10. |
Наличие собственного технопарка |
|
Внешние возможности |
Внешние угрозы | |
1. |
Потенциальный спрос на образовательные услуги университета. |
Ситуация демографического спада и усиливающейся конкуренции между вузами, в новых экономических условиях деятельности высшего профессионального образования. |
2. |
Признание университета общественностью, как центра подготовки кадров. |
Дефицит государственного финансирования. |
3. |
Хорошие партнерские связи с региональными структурами. |
Обострение конкуренции по всем видам деятельности. |
4. |
Возможность многоканального финансирования. |
Невысокий удельный вес иностранных студентов и аспирантов, в общем числе обучающихся. |
5. |
Участие в федеральных, региональных и межрегиональных программах. |
Отсутствие четкой государственной стратегии развития образования. |
6. |
Отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей | |
7. |
Отток квалифицированных кадров в негосударственные вузы |
На основе данной таблицы можем выделить одну из главных движущих сил вуза - внедрение новых услуг, технологические изменения. Академическая политика АГУ строится на принципах качества и инновационности.
Стратегия развития научно-инновационной сферы Астраханского государственного университета должна быть направлена, прежде всего, на реализацию сильных сторон вуза с учетом открывающихся возможностей, устранение слабых моментов предотвращение возникающих угроз. Результаты SWOT-анализа позволили определить стратегические направления развития сферы науки и инноваций АГУ17:
1. Развитие традиционных для вуза сфер деятельности и поддержка наукоемких производств по новым перспективным направлениям, расширение рынка сбыта продукции.
2. Финансирование и привлечение дополнительных ресурсов в научно-инновационную сферу вуза.
3. Привлечение, поддержка и закрепление кадров в области НИОКР, повышение престижности научного труда.
4. Организация эффективного взаимодействия всех участников научно-инновационной сферы.
5. Организация мониторинга, широкой пропаганды успехов и опыта работы в научно-инновационной сфере вуза.
Стандарт CDIO разработан в Массачусетском технологическом институте (MIT) командой Кроули и подразумевает создание проектных команд в процессе обучения. Перед студентами ставятся реальные задачи. В процессе обучения они вовлечены в практическую деятельность, ориентированную на потребности внешнего мира. Концепция проекта «Задумай. Спроектируй. Реализуй. Управляй» содержит 12 ключевых стандартов, касающихся программы, методики обучения и способа оценки теоретических знаний и практических навыков.
С помощью CDIO Астраханский университет рассчитывает перестроить учебный процесс, улучшить качество образования и по-новому позиционировать себя в регионе и в образовательном сообществе. Говорить о том, приживется ли идея на астраханской почве, хватит ли для ее реализации сил и средств, пока рано.
АГУ присоединился к Всемирной инициативе CDIO в начале 2012 года, став одним из четырёх российских вузов, реализующих данный подход в образовательном процессе. За это время были проведены десятки мероприятий, результаты которых демонстрируют готовность преподавательского состава и студенчества к внедрению и эффективному использованию инновационных обучающих технологий18.
2.2. Влияние системы
Организационное обучение стало в последнее время предметом многих исследований. Современные успешные мировые компании в последние годы стали развивать системы для отслеживания, доступа, использования и создания организационных знаний. Подчеркнутая еще П. Друкером необходимость постоянного изменения организации стала основным постулатом теорий организационного обучения, поскольку предприятия должны быть готовы к изменяющимся условиям их существования в инновационной экономике.
Организационное обучение – динамический процесс распространения знаний (информации) по решению производственных проблем, в ходе которого сотрудники университета получают и применяют в работе полученные знания и практические навыки, позволяющие им более успешно и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, вырабатывая при этом новые модели профессиональной деятельности, создающие конкурентное преимущество университету. Это процесс, в ходе которого происходит распространение интеллектуальной компоненты квалификации на «совокупного» работника, т. е. превращение знаний отдельного работника в знание всей организации.
Суть организационного обучения заключается не в простом повышении квалификации сотрудников, а в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности. Организационное обучение, являющееся частью образовательной системы, представляет собой инструмент, с помощью которого университет способен наиболее результативно реагировать на процессы, происходящие в экономической, социальной и технологической сферах. Реализация программ организационного обучения сотрудников и персонала позволяет поддерживать уровень компетенций работников, необходимый для обеспечения конкурентоспособности университета на рынке товаров и услуг, и обучать с опережением, ориентируясь на изменения во внешней среде19.
Главная цель организационного обучения в Астраханском государственном университете – создание в университете постоянно действующего механизма поддержки инновационной среды и развития человеческого ресурса, становление университета как самообучающейся амбициозной корпорации20.
Целями создания системы организационного обучения являются: обеспечение конкурентоспособности университета; развитие управленческого потенциала руководителей; создание кадрового резерва; формирование современных деловых навыков сотрудников; повышение эффективности работы университета; развитие корпоративной культуры.
Цели определяют задачи инновационной деятельности и приоритеты организационного (корпоративного) обучения: развитие управленческого мышления; формирование профессиональных компетенций; генерирование новых знаний; коррекция организационной культуры университета в соответствии с новой стратегией; гибкость и конструктивность ролевого поведения.
Способы и методы организационного обучения
Существуют разнообразные методы обучения сотрудников на рабочих местах:
· включение обучаемого в процесс деятельности другого человека – баддинг (от buddying – «партнёр»);
· наблюдение за процессом работы – шэдуинг (от shadowing – «бытие тенью»);
Информация о работе Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете