Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявить связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом.
2. Определить цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении.
3. Раскрыть основные принципы эффективного управления знаниями в университете.
4. Рассмотреть организацию процесса управления знаниями в Астраханском государственном университете.
5. Проанализировать влияние системы организационного обучения на формирование стратегических целей управления знаниями.
6. Дать оценку существующей системы управления знаниями в АГУ и разработать предложения по совершенствованию данной системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом……………………………………………………………..6
1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении…………………………………………………..12
1.3. Принципы эффективного управления знаниями в университете……………......................................................................................17
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете………….............................................
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………........

Файлы: 1 файл

курсовая Тута.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Все это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний.

Из вышесказанного следует, что решение задачи повышения конкурентоспособности вуза в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно изменяющихся требований экономики требует повышенного внимания к проблеме поиска конкурентных преимуществ и обуславливает актуальность исследования, как разработку методических рекомендаций для улучшения механизмов управления знаниями в вузе на основе комплексной оценки потенциала Вуза.

Подводя итог, выделим главные факторы, подтверждающие необходимость наличия системы управления знаниями в современном университете: 

    1. Знания – основа конкурентных преимуществ.
    2. Выпускники, их знания и умения создавать новые знания – требование экономики знаний и показатель качества работы университета.
    3. УЗ гарантирует максимально эффективный перенос результатов научных исследований в сферу практического их использования.
    4. Коммуникация между университетом и внешней средой.
    5. Материализация и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности.
    6. Обеспечение процесса обучения актуальными знаниями.

 

 

 

 

 

1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении

Применительно к высшему учебному заведению под управлением знаниями будем понимать систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые участники образовательного процесса могут создавать, совершенствовать и применять.

Объектами Knowledge Management (КМ) в высшем учебном учреждении, как и в других организациях, являются объективированные и не объективированные знания, связи этих знаний с процессами вуза, а также сотрудники, которые создают и используют эти знания и реализуют процессы, в которые они вовлечены. Такая деятельность сосредоточена на знаниях о постоянно меняющейся внешней и внутренней средах вуза, имеющего целью успешное развитие и сохранение темпов роста конкурентоспособности. Эти знания могут использоваться для прогнозирования поведения, регулирования отношений и процессов, которые могут стать более эффективными после применения методов управления знаниями.

Управление знаниями включает следующие компоненты: стимулирование прироста знаний; отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к вузу источников; сохранение, классификацию, трансформацию и обеспечение доступности знаний; распространение и обмен знаниями, в том числе в рамках вуза; использование знаний в образовательном процессе вуза; воплощение знаний в услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; оценку знаний; защиту знаний. Использование в процессе информатизации обучения технологий управления знаниями обусловлено как потребностью расширения теоретических представлений о процессах передачи знаний и обучения, так и практическими целями создания и применения эффективных обучающих систем, внедрение которых должно способствовать обеспечению необходимого качества обучения, совершенствованию управления учебным процессом в вузе.

 Главными задачами УЗ в вузе является связать знания с эффективными бизнес-процессами, сделать знания работающими. Система управления знаниями фактически представляет более высокий уровень автоматизации для вузов, которые имеют корпоративную информационную среду, позволяет обеспечить реальную интеграцию функциональных блоков, и призвана сыграть решающую роль в становлении профессионального университетского управления на основе стратегического планирования.

Применение технологий управления знаниями в учебном процессе предполагает реализацию принципов самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля. Модель учебного процесса на основе технологий управления знаниями позволяет интегрировать различные формы получения образования с помощью распределенной или виртуальной образовательной среды, в которой обучаемый должен ориентироваться самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей. При этом задача преподавания дисциплин в новых условиях предполагает соединение творческих усилий преподавателей, выступающих большей частью в роли консультантов, и обучаемых в процессе постановки и реализации учебных целей и программ.

Основу информационной образовательной среды в условиях использования технологий управления знаниями могут составлять специализированные системы управления знаниями, объединяющие знания смежных научных дисциплин. Такие системы должны обеспечивать интеграцию, накопление и поддержку, а также организацию доступа к знаниям образовательной среды, что позволяет:

• объединить различные источники информации по различным дисциплинам, специальностям и участникам образовательного процесса (преподавателям и студентам) в рамках единой системы;

• обеспечить постоянное развитие системы за счет обновления теоретического знания и непрерывного накопления нового опыта, полученного преподавателями и студентами в ходе учебного процесса;

• предоставлять релевантную решаемой обучающей задаче информацию каждому из участников образовательного процесса в соответствии с его знаниями, предпочтениями и потребностями.

Следует отметить, что до настоящего времени за пределами интереса исследователей и разработчиков остается ряд фундаментальных методических проблем создания и применения систем управления знаниями образовательной организации. Важнейшими из них являются: обоснование места и роли системы управления знаниями в системе преподавания конкретных предметов; исследование принципов отбора контента системы управления знаниями; изучение проблемы структуризации учебной информации, представленной в системе управления знаниями; определение полноты и оптимальной формы представления учебной информации в системе управления знаниями; технология оценки систем управления знаниями как в процессе их разработки, так и в процессе экспертизы готового программного продукта10.

Преимущество в конкуренции обеспечивается за счет того, что организация, использующая системы управления знаниями, понимает, какие знания у нее есть, где и как они хранятся, как их структурировать и сохранять внутри организации, когда и как уметь применять. В связи с этим менеджмент знаний (Knowledge Management) должен занять в системе высшего профессионального образования ведущую позицию, для чего следует сформировать его инструментарий.

Перейдем к непосредственному рассмотрению целей УЗ в университете. В первую очередь выделим главную цель, которая заключается повышение конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Эта глобальная цель предполагает четыре основные стратегические цели управления знаниями в вузе: создание и внедрение научно-технических инноваций и инновационных форм обучения, конкурентная разведка рынка образовательных услуг и быстрота реагирования на изменение его тенденций, эффективность использования знаний, постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава11.

Рассмотрим эти стратегические цели более подробно. Создание и внедрение научно-технических инноваций и инновационных форм обучения - это работа, необходимая для дальнейшего продвижения образовательных услуг вуза и развития его инфраструктуры. Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, вузы нуждаются в постоянном появлении новых идей о способах, методах и содержании обучения. Они должны использовать управление знаниями для координации совместной деятельности преподавателей, чтобы реализовать генерацию новых педагогических идей. Как организация научного характера вуз должен создавать инновационные научно-методические проекты и реализовывать их на рынке образовательных услуг. Под конкурентной разведкой рынка образовательных услуг понимается сбор информации и знаний о деятельности вузов-конкурентов и выявление ниши для развития новых образовательных услуг, способность вуза отвечать на различные образовательные запросы своих заказчиков и клиентов в течение какого-либо промежутка времени. Каждый вуз должен быстро реагировать на непредвиденные события в сфере образовательных услуг и реализовывать открывающиеся при этом новые возможности. Эффективность использования знаний заключается в возможности просто и быстро использовать в своей повседневной работе предыдущий опыт,  поиск нужных знаний во внешних источниках Интернет, выявление знаний у сотрудников, их фиксация  и хранение с целью последующего использования. Выявление знаний у сотрудников может заключаться в фиксации учебно-методических знаний в форме обучающих программ, баз знаний. Постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава предполагает обучение, тренинги и передачу знаний от коллег12.

Достижение поставленных целей обеспечивает также и высокое качество выпускаемых специалистов. Каждая образовательная организация находит собственный путь аккумулирования знаний, исходя из своих активов и стратегических целей, вырабатывает некоторые общие принципы, которые целесообразно использовать для достижения соответствующих целей. О принципах эффективного управления знаниями говорится в третьем параграфе первой главы.

В заключение вышесказанного выделим несколько целей проектов по УЗ в университетах:

    1. Создание и поддержание хранилищ знаний.
    2. Улучшение доступа к знаниям.
    3. Совершенствование знаниевой среды.
    4. Оценка знаний.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы эффективного  управления знаниями в университете

Для образовательного учреждения, а тем более вуза, проблема управления знаниями особенно актуальна. Ведь смысл обучения заключается в максимально эффективной передаче знаний от преподавателей студентам. Однако на достаточное общение между ними в стенах высшего учебного заведения зачастую не хватает времени. В таком случае на помощь приходит концепция управления знаниями, которая подразумевает создание общего виртуального пространства, виртуального кампуса для управления знаниями13.

Также сам классический процесс передачи знаний не является совершенным. Исправить большинство его недостатков, добавив дополнительные функциональные возможности, может использование концепции управления знаниями.

Эффективной эксплуатации системы управления знаниями может препятствовать несовершенство передачи информации в организации, а также некоторые психологические факторы. Так, зачастую сотрудники слишком плохо понимают потребности своего рабочего окружения. Они не знают, чем именно заняты их коллеги, и какие знания им могут понадобиться в будущем. Также в случаях, когда потребность в знаниях уже существует, но не формализована, сложно определить, кто конкретно нуждается в них. Еще одной проблемой, которую можно классифицировать, как психологическую является нежелание высшего руководства разделять свои знания с подчиненными. Поэтому рядовые сотрудники считают, что также не должны делиться своими знаниями. Зачастую участники учебного процесса не подозревают о синергетическом эффекте от знаний, и, считая их лишь своей собственностью, снижают эффективность работы всей организации.  
Ключевые проблемы управления знаниями в образовательных учреждениях и в системе образования в целом связаны с рядом организационных процессов и механизмов:

  • Создание новых знаний работниками в структурных подразделениях образовательных учреждений;
  • Обеспечение обмена и использования знаний на разных уровнях структур образовательного учреждения и отраслевой организационной иерархии;
  • Формирование и подержание базы знаний образовательного учреждения;
  • Мотивация профессорско-преподавательского и других категорий персонала (например, административно-управленческого) к добровольному сотрудничеству при обмене знаниями14.

Для мотивации сотрудников университета и студентов к участию в управлении знаниями можно использовать следующие действия:

  • Создать условия для обмена знаниями (выделить участникам процесса обмена знаний необходимое время и средства, чтобы он имел возможность поделиться наиболее интересными идеями и результатами своей работы, а также ознакомиться с идеями своих коллег);
  • Определить правила пользования интеллектуальными активами;
  • Разработать систему поощрений, в том числе и нематериальных, за участие в обмене знаниями;
  • Создать возможность участнику процесса знаний следить за научной жизнью своей идеи.

В качестве мотивации также можно рассматривать практику ежегодной оценки сотрудников. В качестве инструментов, входящих в состав системы управления знаниями, можно назвать корпоративный портал, который может включать в себя интранет-газету, «банк идей», систему отчетности. Особое внимание стоит уделить интеграции новых сотрудников в рабочий коллектив, в связи с этим можно создать раздел «для новых сотрудников», который будет содержать наставления от опытных коллег, советы по освоению должностных обязанностей. Организационная часть системы управления знаниями может включать в себе неформальное общение, мини-семинары для опытных сотрудников, семинары и конференции для новичков, стратегические сессии, формальное и неформальное наставничество.

Рассмотрим основные принципы управления знаниями в вузе.

Принцип интеграции. Эффективность управления знаниями в вузе зависит от успешной интеграции квалификации, знаний, опыта, научного потенциала профессорско-преподавательского состава, обеспечения учебного процесса современными педагогическими технологиями, организации использования и развития научных достижений, как в учебном процессе, так и в различных предметных областях и объектах экономики, производства высокотехнологичных продуктов и др. Недостаточный уровень развития одного из этих факторов может ограничить развитие, распространение и использование знаний.

Информация о работе Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете