Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма формирования системы управления организационными знаниями высшего образовательного учреждения, ее стратегических целей и принципов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявить связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом.
2. Определить цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении.
3. Раскрыть основные принципы эффективного управления знаниями в университете.
4. Рассмотреть организацию процесса управления знаниями в Астраханском государственном университете.
5. Проанализировать влияние системы организационного обучения на формирование стратегических целей управления знаниями.
6. Дать оценку существующей системы управления знаниями в АГУ и разработать предложения по совершенствованию данной системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические и методологические основы управления знаниями в современном университете………………………………………6
1.1. Связь системы управления знаниями с научными исследованиями и учебным процессом……………………………………………………………..6
1.2. Основные цели внедрения проектов по управлению знаниями в образовательном учреждении…………………………………………………..12
1.3. Принципы эффективного управления знаниями в университете……………......................................................................................17
Глава II Анализ и оценка существующей системы управления знаниями в современном университете………….............................................
2.1. Организация процесса управления знаниями в университете на примере ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»………
2.2. Влияние системы организационного обучения в АГУ на формирование стратегии по управлению знаниями…………………………….
2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………........

Файлы: 1 файл

курсовая Тута.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

·  развитие компетенций сотрудников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах университета.

8. Требования к корпоративной  программе обучения

Можно перечислить несколько ключевых требований, которым должна подчиняться разработка любой программы обучения сотрудников университета.

1.  Программа должна подчиняться определённой цели (целям) университета, то есть работать на конкретные позитивные изменения процессов, практик, взаимодействий и т. д.

2.  У программы должны быть четкие учебные цели, вытекающие из бизнес-целей обучения, описанные ясно, недвусмысленно, и подразумевающие измеримый результат.

3.  Программа строится так, чтобы вышеописанные цели могли быть достигнуты минимальными усилиями и в кратчайшие сроки.

4.  Программа обучения должна создаваться в соответствии с принципами педагогического дизайна, учитывать особенности обучения взрослых.

5.  Обучение должно быть нацелено на новые профессиональные модели деятельности.

6.  Наконец, в программе должен быть заложен механизм, с помощью которого её результаты можно будет измерить и объективно оценить.

Для эффективной программы обучения персонала рекомендуется использовать модульный подход. Модуль – это отдельная, самостоятельная часть какой-либо системы. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, а также навыки, умения, компетенции. Модули имеют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие обучающихся, которые усваивают информацию в действии и активной работе с учебным материалом. Учебный курс, как правило, включает около 3 модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты. Тематических модулей может быть любое количество. Всё зависит от того, сколько времени нужно на освоение навыка, получение знаний по заданному материалу или на формирование компетенции. Последовательность модулей можно менять, что обеспечивает гибкость и избирательность при освоении программ организационного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Выводы из анализа существующей системы управления знаниями в АГУ и предложения по совершенствованию

 

 

 

Астраханский государственный университет стремится стать международным научным и образовательным комплексом на Юго-Востоке России, формирующим в экономике региона новый научно-образовательный и инновационный кластер. Традиционные функции университета – подготовка специалистов и фундаментальные исследования – дополняются его активной деятельностью по передаче новых технологий в промышленность и бизнес, экспорту научных и образовательных услуг.

К 2020 году университет стремится сочетать исследовательскую работу международного класса, образование студентов и преподавания. Это обеспечит место среди элитных университетов мирового уровня. Стратегическими инструментами для достижения поставленной цели должны стать: повышение эффективности за счет финансовой устойчивости и развития сотрудников.

В области финансовой устойчивости образовательной и научно-

инновационной деятельности университета: совершенствование управления университетом (институциональные преобразования, привлечение к управлению стратегических партнёров, формирование корпоративной культуры, использование ИКТ в управлении, эффективные системы управления качеством, интеллектуальной собственностью. Дальнейшая диверсификация доходов университета от образовательной и научно-инновационной деятельности (создание эндаумент-фонда АГУ, существенное увеличение доли внебюджетного финансирования, рост заработной платы сотрудников).

Стратегическая программа развития АГУ на 2012 – 2016 год предусматривает систему мер, направленных на усиление инновационной активности университета, однако существенное значение имеет и изменение внешней среды – создание соответствующих условий со стороны региональной власти бизнеса.

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

Стратегия развития университета затрагивает все функциональные стороны деятельности вуза для широкомасштабной реализации его миссии по достижению комплекса планируемых целей и задач, и утверждению в числе ведущих межрегиональных высокотехнологичных центров новой экономики.

Среди ключевых целей и задач, отражающих высокую ответственность коллектива вуза в обществе и экономике, можно выделить:

  • активное формирование вузовской инфраструктуры в новых условиях проектного управления через механизм привлечения и эффективного использования бюджетного и внебюджетного финансирования;
  • всестороннее привлечение молодых ученых, докторантов и аспирантов к преподавательской и научной деятельности университета;
  • совершенствование системы участия студенческой творческой молодежи в научно-инновационной и исследовательской дея-тельности вуза, выполнении НИР и работе в малом инновационном бизнесе;
  • активизация грантовой внутривузовской системы с целью реализации всесторонних возможностей молодых преподавателей, научных сотрудников, аспирантов;
  • инновационный, компетентностный подход по совершенствованию и расширению спектра предлагаемых образовательных услуг, в том числе касающихся целевой контрактной подготовки, довузовской подготовки, базового высшего образования, послевузовского, дополнительного и непрерывного образования;
  • всесторонняя поддержка инновационной, изобретательской и рационализаторской деятельности, связанной с предложением, апробацией и продвижением на рынок объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих университету на правах собственности;
  • активное сотрудничество с ведущими предприятиями реального сектора экономики для: совместной разработки и согласования основных образовательных программ, повышения роли и значения учебных и производственных практик, дальнейшего трудоустройства выпускников и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

1 Попов Э.В. Корпоративные системы управления знаниями //Новости искусственного интеллекта. – 2001. – № 1.

2 Гаврилова Т.А., Григорьев Л.Ю. Разработка корпоративных систем управления знаниями. Доступно на http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/create_kms.shtml. Последнее посещение 10.07.2007г.

3

4 Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 Уварова Т.Г. Трансформация управления ВУЗом на принципах менеджмента знаний

5 Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 Уварова Т.Г. Трансформация управления ВУЗом на принципах менеджмента знаний

6 Исследование организационно-экономических моделей управления вузом в условиях модернизации образования / Г.И. Мальцева, Т.Г. Уварова, М.В. Ниязова и др. /Под ред. Г.И. Мальцевой. – Владивосток, 2005. – 78 с. – Деп. в ИНИОН РАН 17.05.05, № 59262.

7 Цит. по: Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 Уварова Т.Г. Трансформация управления ВУЗом на принципах менеджмента знаний

8 Уварова Т.Г., Ниязова М.В. Система показателей как условие эффективного стратегического управления вузом //Контроллинг. – 2005. – № 4 (16).

9 Завгородняя А. В., Миэринь Л. А. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций в высшей школе // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2000. –  № 1. – С. 63–75; Иванов В. С., Гагарина А. В. Организация системы подготовки кадров для экономики региона. – Ярославль, 2005; Кокшаров В. А. Обзор социально-экономических проблем профессионального образования // Социально-экономические проблемы профессионального образования: сб. науч. тр.  – Екатеринбург, 1995; Коржуев А. В., Попов В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. – М., 2002.

10 Кудинов В.А. ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва, 2010

 

 

11 Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

12 ИТО-Поволжье-2006 / Направление VII : 


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ВУЗЕ

Абросимов Александр Григорьевич, Жабин Александр Петрович, Погорелова Елена Вадимовна

Самарский государственный экономический университет (СГЭУ)

 

13 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. KNOWLEDGE MANAGEMENT ИЛИ CONTENT MANAGEMENT?

А.В. Степанова, Е.А. Удодова Государственный университет - Высшая школа экономики, Россия

 

14 Бочков В.Е., Буслов Е.В., Антропов М.С. <Территориально распределенные образова¬тель¬ные учреждения на основе научно-обра¬зовательных сетей как стратегия инно¬ва¬ционного развития инфраструктуры отечест¬вен¬но¬го обра¬зования>, http://www.ict.edu.ru/vconf/files/8572.pdf

 

15 ИТО-Поволжье-2006 / Направление VII : 


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ВУЗЕ

Абросимов Александр Григорьевич, Жабин Александр Петрович, Погорелова Елена Вадимовна

Самарский государственный экономический университет (СГЭУ)

 

16 http://beta.aspu.ru/ru/sistema-menedjmenta-kachestva/  АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ.

17 Официальный сайт Астраханского государственного университета http://www.aspu.ru/  

18 http://minobr.astrobl.ru/press-release/cdio-v-agu-licom-k-licu-i-ruka-ob-ruku www.aspu.ru

 

19 Концепция организационного обучения в ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Астрахань. Октябрь 2011.

20 Корпорация, ориентированная на постоянное расширение компетенций, обладающая гибкой структурой и ставящая перед собой предельные цели.

 


 



Информация о работе Стратегические цели и принципы управления знаниями в современном университете