Стратегические решения в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является исследование стратегических решений в деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность стратегических решений, их роль и значение в стратегическом процессе;
- дать сравнительную характеристику стратегических решений с оперативными решениями;
- исследовать технологию разработки и реализации стратегических решений;
- проанализировать процесс принятия и разработки стратегических решений на примере конкретной организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы стратегических решений в деятельности предприятия 4
1.1. Понятие и сущность стратегических решений, роль и значение в стратегическом процессе 4
1.2. Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями 6
1.3. Технология разработки и реализации стратегических решений 10
2. разработка и принятие стратегических решений в деятельности ООО «Газобезопасность» 17
2.1. Анализ и оценка деятельности ООО «Газобезопасность» 17
2.2. Технология разработки и реализации стратегических решений ООО «Газобезопасность» 33
Заключение 46
Список использованной литературы
приложения 48

Файлы: 1 файл

Cтратегич мен1.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Возможность выхода на рынок  новых конкурентов

 

Потенциально существует угроза появления  на отечественном рынке иностранных  конкурентов, зарубежных противофонтанных фирм, обслуживающих совместные проекты по разработке и освоению нефтяных и газовых месторождений на территории СНГ, что может повлечь потерю фирмой только тех потребителей, которые не относятся к газодобывающему комплексу.

 

Однако необходимо отметить, что  иностранные фирмы менее конкурентоспособны по сравнению с российскими, что связано с различиями в формировании данного рынка в нашей стране и за рубежом.

 

Все аналогичные фирмы, прежде всего  США и Канады, до недавнего времени  специализировались только на ликвидации возникающих открытых газовых и нефтяных фонтанов (аварий),  оценивая услуги одного своего специалиста в 2,5-17 тыс. долларов в день (на несколько порядков выше стоимости отечественного специалиста). При этом все расходы по ликвидации фонтана несет заказчик, включая затраты по срочному изготовлению, доставке оборудования, созданию аварийной инфраструктуры и т.д. Фирмы не заинтересованы, таким образом, в предупреждении аварии, сокращении сроков работ, создании складов запаса специального оборудования. Кроме того, из-за конкуренции между инофирмами на данном рынке специальное оборудование и приспособления доведены только до рабочих чертежей, при этом у каждой фирмы своих. Это приводит к затягиванию производимых работ, повышению стоимости и длительности изготовления.

 

Наличие у отечественных фирм в  каждом подразделении регионально  «привязанного» оборудования позволяет  оперативному составу фирм поддерживать его в готовности к выезду и  постоянно тренироваться на собственном  оборудовании и технике.

 

Преимуществом инофирм является то, что в последние два года они расширяют ассортимент предлагаемых услуг – очистка загрязненной нефтью водной поверхности, заблаговременная поставка спецоборудования для ликвидации возможных аварий, профилактические рекомендации буровым компаниям.

 

Таким образом, для выхода на рынок  РФ иностранных фирм существует значительный барьер, особенности которого описаны  в первом разделе характеристики непосредственного окружения компании.

 

3. Товары-заменители

 

Услуги на данном рынке узко специализированы и могут быть предоставлены только фирмами, работающими в данной сфере, то есть товаров – заменителей не существует.

 

4. Конкурентная сила поставщиков

 

Конкурентное влияние со стороны  поставщиков оборудования незначительно, так как, во-первых, нет необходимости в постоянных поставках оборудования, во-вторых, данное оборудование может быть изготовлено практически на любом машиностроительном предприятии, и при общей ситуации, когда предприятия простаивают из-за отсутствия заказов, поставщики не могут  существенно воздействовать на рынок.

 

Что касается влияния поставщиков  термозащитной одежды, их влияние  не очень значительно в связи  с тем, что велико количество фирм-производителей.

 

Влияние поставщиков на деятельность рассматриваемой фирмы невелико также потому, что за годы существования компании сложился определенный устойчивый круг поставщиков, которые заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве.

 

5. Конкурентная сила покупателей

 

Чтобы оценить конкурентную силу покупателей, необходимо их рассматривать по отдельным группам:

 

      1-газодобывающие  предприятия;

 

      2-нефтедобывающие  предприятия;

 

      3-нефтегазодобывающие  предприятия на зарубежном рынке.

 

Газодобывающие предприятия входят в структуру «материнской» компании и согласно существующему положению в централизованном порядке заключают договора с ООО «Газобезопасность». В связи с этим конкурентное влияние этой группы потребителей незначительно.

 

Нефтедобывающие предприятия, как  правило, пользуются услугами противофонтанной службы нефтяной отрасли. Нефтегазодобывающие предприятия на зарубежном рынке являются предметом более активной конкурентной борьбы и потому могут существенно влиять на данный рынок. Их влияние сильно также за счет стандартизации услуг в отрасли.

 

Можно сделать вывод, что конкурентная среда на рынке РФ достаточно благоприятна, так как и поставщики, и покупатели имеют слабые позиции на торговых переговорах, нет заменителей услуг, входные барьеры на рынок достаточно высоки и конкуренция между продавцами довольно умеренная. В то же время зарубежный рынок является относительно новым для отечественных фирм и имеет более жесткие условия конкуренции.

 

Основными факторами, влияющим на отрасль, являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста нефтегазовой отрасли. Снижение объемов производства нефти и газа заставляет фирмы сокращать объемы деятельности по бурению, но увеличивается объем работ по капитальному ремонту скважин и, напротив, разработка новых месторождений обостряет конкурентную борьбу. Развитие совместной с иностранными фирмами деятельности по разработке месторождений вызывает попытки зарубежных конкурентов проникнуть на рынок РФ.

 

Изменения в составе потребителей и в способах оказания услуг потенциально могут вызвать изменения в  структуре конкурентных сил в  отрасли. Так, фирмы, оказывающие услуги по обеспечению безопасности на объектах нефтегазовой промышленности, могут оказывать услуги по проведению работ в других аварийных ситуациях (при стихийных бедствиях, пожарах и т.д.). Однако, подобные отклонения от основной специализации носят разовый характер.

 

Внедрение новых видов услуг  или совершенствование технологии (повышение качества) оказания существующих услуг способно существенно укрепить позиции фирмы на рынке. Такое  положение дел связано с особой ролью качества услуг в данной сфере деятельности. При ненадлежащем уровне качества услуг при проведении аварийных работ фирма-заказчик несет огромные убытки при уплате штрафов за загрязнение окружающей среды (размеры штрафных санкций достигают 40 млн. руб. за 1 день аварии).

 

Выход на рынок или уход с него крупных фирм является другим важным фактором изменения структуры конкурентных сил в отрасли. Особенно важно  это для российского рынка, на котором существуют на сегодняшний  момент всего две компании. Приход на рынок крупной фирмы вызовет перераспределение сил в отрасли, но такой ход событий маловероятен, прежде всего, из-за высокого входного барьера в отрасль.

 

Значительно влияние изменений  в законодательстве и политике правительства. Так, вынужденный в последние  годы переход противофонтанной службы нефтяной отрасли на самоокупаемость и прямые договора с каждым из обслуживаемых предприятий привел к ослаблению ее конкурентных позиций на данном рынке.

 

Наиболее сильные конкурентные позиции на российском рынке занимает ООО «Газобезопасность». Основным конкурентом ее является противофонтанная служба Минэнерго. Две эти компании были созданы одновременно Указом Совета Министров СССР в 1968 году о создании противофонтанных частей Министерств нефтяной и газовой промышленности, то есть изначально опыт, квалификация персонала компаний были примерно на одном уровне. В последнее время в связи с реструктуризацией нефтяной отрасли, образованием множества крупных и мелких нефтяных фирм, отсутствием централизованного финансирования ухудшилось материально-техническое обеспечение нефтяной противофонтанной службы, произошел отток квалифицированного персонала в частные компании, что ослабило ее положение на данном рынке. В настоящее время служба Минэнерго имеет три региональных подразделения (Западно-Сибирская, Южно-Российская и Северо-Восточная военизированные части), что почти на треть меньше, чем имеет ООО «Газобезопасность».

 

На сегодняшний момент прорабатывается  вопрос о подготовке законодательных  актов, обязывающих нефтяные компании делать отчисления на финансирование противофонтанной службы Минэнерго, что может превратить ее в более сильного конкурента.

 

Применительно к данной сфере деятельности следует выделить следующие ключевые факторы успеха:

 

· авторитетные позиции на традиционном рынке в течение  35 лет;

 

· лучшее знание рынка России и  СНГ;

 

· цены значительно ниже мировых;

 

· налаженные связи в различных  регионах России, СНГ и других зарубежных  странах;

 

· отработанные и новые технологии;

 

· постоянная  готовность  к выполнению работ по ликвидации аварийных ситуаций с применением уникального оборудования;

 

·  разветвленная сеть региональных подразделений в районах нахождения предприятий  нефтегазовой  отрасли, необходимая  для   оперативного оказания услуг при возможных  авариях;

 

· наличие  специализированной  материально-технической  базы,   также определяющее качественный уровень услуг, возможность оперативного  реагирования.

 

Отрицательным моментом является ограниченность потенциала роста отрасли в связи  с ограниченностью топливно-энергетических ресурсов, то есть фирмы должны думать о диверсификации деятельности. На основе проведенного анализа можно выделить следующие угрозы и возможности внешней среды (Таб. 2.2):

 

Таблица 2.2

 

Угрозы и возможности внешней  среды

Возможности 

Угрозы

 

- тенденция на нефтегазовом  рынке к росту объемов бурения,  освоения новых месторождений;

 

- выход инструкции, которая обяжет  нефтегазовые предприятия привлекать  к работе противофонтанные службы;

 

- возможность привлечения иностранных   инвестиций;

 

- возможность использования разработок  фирмы в других отраслях (например,  противопожарная безопасность);

 

- высокий уровень безработицы,  невысокая  стоимость рабочей  силы;

 

- возможность выхода на новые  (зарубежные) рынки 

- резкое снижение объемов бурения;

 

- дальнейшее снижение платежеспособного  спроса, рост количества убыточных  предприятий в нефтегазовой отрасли;

 

- падение цен на газ;

 

- выход на рынок иностранных     конкурентов;

 

- снижение размеров финансирования  «материнской» компанией.

 

 

 

 

Для дальнейшего анализа необходимо выделить критические факторы внешней среды, которые представлены в таблице 2.3.  

 

                                                                                                       Таблица  2.3.

Фактор 

Значение 

Угроза 

Возможность 

Реакция

 

Объемы деятельности в нефтегазовой отрасли 

Снижение

 

объемов добычи  наметилась

 

тенденция роста объемов бурения 

Снижение объема спроса добывающих предприятий 

Рост объема

 

спроса предприятий по капитальному ремонту скважин 

Выход на

 

новые рынки,

 

усилия по

 

продвижению

 

товара

 

Объем платежеспособного спроса 

Рост числа

 

убыточных предприятий 

Снижение платежеспособного

 

спроса 

Предложение

 

благоприятных

 

условий при

 

заключении договоров  

Проведение политики дифференциации цен

 

Объем финансирования «материнской» компанией 

Сокращение

 

объема финансирования 

Отсутствие

 

средств на

 

реализацию

 

новых проектов 

Эффективность

 

использования

 

внутреннего

 

потенциала 

Увеличение

 

объемов договоров со сторонними предприятиями

 

 

 

 

Действующую стратегию компании можно определить как стратегию удержания позиций на отечественном рынке и проникновения на зарубежный рынок. Рыночная доля компании на отечественном рынке составляет 92%,  на зарубежном – 8%  (в странах СНГ - 4%).

 

Размеры прибыли компании следует оценивать также отдельно в сравнении с отечественными и зарубежными конкурентами. Относительно размеров прибыли отечественных конкурентов прибыли компании выше за счет следующих факторов:

 

- оплата труда персонала определяется  тарифными ставками, размер которых ограничен;

 

- все основное оборудование  уже самортизировано, то есть  величина постоянных издержек  невелика;

 

- многолетний опыт работы (влияние  кривой «обучение-опыт»).

 

По сравнению с размерами  прибыли иностранных конкурентов, прибыль компании меньше за счет значительной разницы в ценах на оказываемые услуги, а также за счет того, что у иностранных фирм нет в собственности такого объема оборудования и меньше по численности персонал.

 

На основе анализа можно сделать  следующие выводы:

 

объем выручки предприятия растет за счет выполнения  ремонтно-восстановительных работ;

 

рентабельность актива достаточно высокая;

 

величина чистой прибыли снижается  во втором и третьем периодах за счет увеличения себестоимости и  налогов;

 

величина налога на прибыль растет за счет снятия льгот на прибыль.

 

Объем продаж компании растет теми же темпами, что и рынок, так как  компания обслуживает все газовые  предприятия и имеет лидирующие позиции на российском рынке. В 2006 году заключены договора на профилактическое обслуживание с 24 газодобывающими и транспортными предприятиями, в 2007 г.  - с 48 предприятиями.

 

Стратегические проблемы компании. Главной слабой стороной ООО «Газобезопасность» является узкая специализация деятельности, что ставит ее в прямую зависимость от тенденций развития нефтегазового рынка и, в частности, «материнской» компании.

Информация о работе Стратегические решения в деятельности организации