Стратегический менеджмент на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.
Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. Если доля туризма в валовом национальном продукте большей части государств составляет от 5 до 15% и более, а в некоторых странах она достигает 50%, то в России этот показатель составляет менее 1%. Сложившаяся негативная ситуация объясняется целым комплексом причин.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления. 6
1.1 Стратегическое управление в сфере гостеприимства. 6
1.2 Стратегические цели и миссия менеджмента. 8
1.3. Виды стратегий управления. 10
Глава 2. Стратегические цели менеджмента в туризме. 15
2.1. Особенности туризма как объекта управления 15
2.2.Особенности стратегического менеджмента в туризме. 18
Глава 3. Разработка комплекса мер по стратегическому управлению на примере туристической компании ЗАО «Ланта – тур Вояж». 22
3.1. Выбор стратегии. 22
3.2. Описание стратегии. 29
3.3. План мероприятий по реализации стратегии. 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему стратегический менеджмент 2013 дмитриева_рахмедова.docx

— 203.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального  образования

«Российский  экономический университет  им. Г.В. Плеханова»

 

Факультет «Высшая школа спортивной и туристической  индустрии»

Кафедра Гостиничного и туристического бизнеса

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Управление гостиничным, ресторанным и туристическим бизнесом»

на тему «Стратегический менеджмент на предприятиях индустрии 
гостеприимства и туризма».

 

Выполнили

студенты группы 7441

очной формы обучения

факультета ВШСиТИ

Дмитриева А.Д.

Рахмедова А.Б.

Научный руководитель: Колосова Е.В.

Москва – 2013г.

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Сущность и принципы стратегического  управления. 6

1.1 Стратегическое управление в  сфере гостеприимства. 6

1.2 Стратегические цели и миссия  менеджмента. 8

1.3. Виды стратегий управления. 10

Глава 2. Стратегические цели менеджмента  в туризме. 15

2.1.  Особенности туризма как объекта управления 15

2.2.Особенности стратегического менеджмента в туризме. 18

Глава 3. Разработка комплекса  мер по стратегическому управлению на примере туристической компании ЗАО «Ланта – тур Вояж». 22

3.1. Выбор стратегии. 22

3.2. Описание стратегии. 29

3.3. План мероприятий по  реализации стратегии. 30

Заключение 32

Список используемой литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.

Однако анализ туристского рынка  России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее  время находится лишь на начальном  уровне. Если доля туризма в валовом  национальном продукте большей части  государств составляет от 5 до 15% и более, а в некоторых странах она  достигает 50%, то в России этот показатель составляет менее 1%. Сложившаяся негативная ситуация объясняется целым комплексом причин.

В настоящее время для международного туристского характерна жесткая  борьба за клиента, рынки сбыта и  сферы влияния. На российском рынке  увеличивается число иностранных  компаний, занимающихся туризмом. Это  неизбежно приводит к тому, что  большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным  компаниям.

Особенностью мировой индустрии  туризма является монополизация, которая  представляется в виде гостиничных  цепей или ассоциированных членов, и наличие большого числа независимых  организаций гостинично-туристского комплекса. Под понятием «независимые организации» понимается разграничение форм собственности по своей форме (гостиничные цепи, франчайзинг, менеджмент). Крупные туристские корпорации обеспечивают контроль за качеством предоставляемых услуг и уменьшают расходы за счет централизованных поставок. Для независимых организаций характерно в большей степени индивидуальное обслуживание клиентов. Многоплановость существующих туристских организаций расширяет палитру форм и видов обслуживания и предоставляет более широкий выбор услуг клиентам.

Одна из главных проблем, стоящих  перед предприятиями сферы услуг, где объектом является человек и  удовлетворение его потребностей, это  эффективная организация труда  занятых работников и уровень  их квалификации.

 В условиях экономических изменений современная туристская фирма, как и любое предприятие, производящее товары и услуги, сталкивается со множеством проблем. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития.

Стратегия распадается на множество  конкурентоспособных действий и  подходов к бизнесу, от которых зависит  успешное управление фирмой. В общем  смысле стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

В краткосрочной перспективе успех  турфирмы определяется прежде всего финансовой сбалансированностью различных направлений текущей деятельности. Выживание и развитие организации зависит от способности фирмы своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать свою организационную структуру. Нацеленность на организацию будущего становится необходимой составляющей активного стратегического мышления современных менеджеров. Их задача заключается в том, чтобы освоить «планирование» непредсказуемого и, осуществив стратегический выбор, последовательно воплотить его в программы действий фирмы, сделав их понятными для всех работников.

Жесткая конкурентная борьба между  организациями индустрии туризма  приводит к появлению новых моделей  организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих  процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением  получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различных рисков. Глубокие и противоречивые перемены в организации управления сферы туристских услуг определили новый характер управленческих отношений.

Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой  для многих объектов инфраструктуры туризма. Переход к рыночным отношениям потребовал решения новой, связанной  с формированием у организации  индустрии туризма конкурентных преимуществ, и комплексного рассмотрения этого вопроса, в том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления.

 

Глава 1. Сущность и принципы стратегического  управления.

1.1 Стратегическое управление в  сфере гостеприимства.

 

«Стратегия – это обязательство  действовать определенным образом: таким, а не другим». Шерон М. Остер, профессор, Йельский Университет

Эффективная стратегия в любом  виде предпринимательства, в частности  в сфере турбизнеса, предусматривает  такой план действий, который отвечает на вопрос: «Как мы собираемся конкурировать  в соответствующем рыночном пространстве?».

Для того чтобы создать стратегию  обслуживания, руководству предприятия  или организации следует, прежде всего понять, что представляет собой  та рыночная среда, в которой приходится работать, и какое место в ней  занимает данная фирма. «В общем смысле стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей».

Разработка стратегии

Реализация стратегии и

Коррекция

Миссия

Цели

Анализ отраслевой конкуренции

Анализ внутренней среды

Формирование портфеля стратегий

Формирование культуры организации

Формирование структуры организации

Рис.1 основные этапы цикла стратегического  управления

Таким образом, правильно  разработанная стратегия должна давать ответы на такие «вопросы:

  •   Какие нужды потребителей мы обслуживаем?
  • Обладаем ли мы достаточными знаниями и опытом, чтобы обслуживать лучше, чем кто-либо еще?
  • Как мы должны обслуживать клиентов, чтобы иметь доход, позволяющий нам длительное время быть конкурентными и получать достаточную прибыль на вложенный капитал?»

Стратегия распадается на множество конкурентоспособных  действий и подходов к бизнесу, и  без стратегии у менеджера  нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов.

 

«План управления охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки», как следствие все больше организаций  обслуживания по мере обострения конкуренции, роста издержек, падения производительности и ухудшения качества услуг начинают проявлять интерес к стратегическому  управлению.

 

Разработка стратегий  является одной из основных функций  менеджмента. Чем лучше продумана  стратегия и чем более умело  она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию, но это  не гарантирует, что компании удастся  избежать периодов спада и неустойчивости. Даже хорошо организованной компании приходится сталкиваться с непредвиденными  обстоятельствами.

 

Менеджер должен ясно представлять характер деятельности компании на сегодняшний  день и в будущем (на 5-10 лет вперед). То, что компания собирается делать и какое место, роль и положение  в обществе хочет занимать определяется предназначением (миссией) организации. Например, миссия авиакомпании может  выглядеть так: «Мы являемся национальным российским авиаперевозчиком и выполняем  регулярные международные полеты в  различные страны мира. Мы работаем, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечить все большее  количество пассажиров во всем мире недорогим  и высококачественным обслуживанием».

1.2 Стратегические цели и миссия менеджмента.

 

Определение конкретных целей  помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь  успеха. Цель служит для выработки  направленной деятельности и прогресса  компании. Сложные, но достижимые цели помогают компании защититься от обольщения достигнутыми результатами, колебаний, внутрифирменного беспорядка и обеспечивают сбалансированность в работе фирмы.

 

Планируемые цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Первые направлены на немедленное получение  желаемых результатов, вторые – заставляют задуматься над тем, что необходимо предпринять сейчас, чтобы укрепить положение фирмы и улучшить показатели работы в долгосрочной перспективе.

 

Существует два типа целей: финансовые и стратегические. Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке. Проникновение  на зарубежные рынки, использование  передовых технологий - это также  стратегические цели.  Финансовые направлены на увеличение финансово-экономических  показателей (объем прибыли и  др.).

 

Цели – это результаты, а стратегия – их достижение. Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы  и внешние факторы.

 

«В стратегическом управлении выделяют четыре уровня стратегии в  организации:

 

  1. Корпоративный – присутствуют в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса. Здесь принимаются решения о продажах и закупках, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.
  2. Сферы бизнеса – на этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основная цель – повышение конкурентоспособности организации. Например, крупнейшая и единственная в своем роде цепь престижных отелей (объединяет более 300 ведущих отелей мира) – компания Leading Hotels of the World (LHW) определяет свой бизнес так: «Создаем и предоставляем сочетание исключительного обслуживания и комфорта для удовлетворения самых требовательных вкусов потребителей, предъявляющих спрос на такое предложение».
  3. Функциональный – характерен для руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, разработок новых товаров и услуг, управления персоналом и т.д.
  4. Линейный – уровень руководителей представительств, филиалов.

 

Необходимо учитывать, что  стратегия компании динамична и  развивается по мере развития компании. Таким образом, стратегия компании состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых  поправок в случае непредвиденных обстоятельств (непредвиденные стратегические решения).

 

В мире бизнеса фирма обладает достаточной свободой, и сама может  выбирать стратегию. Компании могут  диверсифицировать свою деятельность: объединить представителей одной или  разных отраслей через покупку других компаний или путем создания, например, стратегических альянсов. Например, «крупный британский туроператор First Choice в целях улучшения работы собственной агентской сети приобрел туроператоров: Tours – в Турции, Nazar – в Германии, Marmara/Etapes Nouvelles – во Франции, Taurus, действующего в Австрии и Швейцарии, и Bosphorus – в Бельгии». 

                 

Задача реализации стратегии  является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. «Осуществление стратегии – комплекс действий, способствующих повышению  деловой активности…разработке  политики фирмы, созданию корпоративной  культуры и мотивации персонала, руководство всем, что направлено на достижение намеченных результатов».

 

Стратегическое видение  и миссия компании, ее цели, выбор  стратегии составляют стратегический план (документ).

 

Сегодня менеджерам приходится думать стратегически о положении, в котором находится компании, и о влиянии, которое на нее  оказывают меняющиеся условия. Преимущества стратегического менеджмента заключаются: во-первых, «определение направленности организации» и постановление задач и целей; во-вторых, менеджеры способны четко реагировать на появляющиеся перемены и принимать соответствующие меры; третья особенность – способность менеджеров оценивать различные «варианты капитальных вложений и расширение персонала»; четвертая -  возможность анализировать предложения и решения руководителей и объединить их; и наконец, создание благоприятной трудовой среды для быстрого реагирования на изменение ситуации.

 

Ведущих результатов добиваются обычно компании инициативные, которые  «используют творческие, неординарные стратегии, это помогает занять ведущие  позиции, обеспечить продвижение товаров  и услуг, пока они не станут стандартом в данной отрасли». Примером может  служить компания LHW, которая является крупнейшей сетью бронирования. Электронная система бронирования – собственная разработка компании.

1.3. Виды стратегий управления.

 

«Корпоративная стратегия  состоит в том, как диверсифицированная  компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также  в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп  предприятий, в которые диверсифицировалась  компания».

Информация о работе Стратегический менеджмент на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма