Стратегический менеджмент в нко на примере школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Понять роль стратегического менеджмента в некоммерческих организациях (НКО) на примере общеобразовательной школы.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента в НКО;
- Проанализировать состояние образовательной системы;
- Разработать стратегию развития школы;
- Рассмотреть финансовые аспекты в общеобразовательной школе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического менеджмента в некоммерческих организациях. 5
1.1. Определение некоммерческих организаций. 5
1.2. Финансирование НКО и проблемы разработки стратегии. 11
2. Стратегический менеджмент в НКО, на примере Калининградской МАОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов. 15
2.1. Описание деятельности учебного заведения. 15
2.2. Анализ образовательного учреждения. 26
2.3. Стратегии развития в общеобразовательной школе. 32
Заключение. 38
Список используемых источников 39
Приложение 1 40

Файлы: 1 файл

Курсовая...Страт.менеджмент.docx

— 79.47 Кб (Скачать файл)

Государство и общественность практически не играют роли в нахождении средств  и их расходовании частными фирмами. Это не относится к бесприбыльным организациям. Им не разрешается или не рекомендуется заниматься многими видами деятельности. Возможности осуществления ими мер лоббирования ограничены (прежде всего, по финансовым причинам). Расходование средств в политических целях чаще всего запрещено, а поступление ресурсов тщательно проверяется налоговыми органами. Чтобы получить освобождение от налогов, НКО приходится доказывать, что они получили средства в виде пожертвований. Государственные органы и общественность в лице своих представителей проверяют бюджет НКО и на основании таких проверок выносят суждение, выполняет ли организация свою миссию или нет. Поэтому представитель совета директоров некоммерческой организации должен уделять пристальное внимание структуре поступлений и расходов. Последнее также требует, чтобы руководители НКО знали законы и нормы, регламентирующие финансовую деятельность некоммерческих организаций: наказание за их нарушение может быть очень суровым, вплоть до запрета деятельности.

НКО могут  получать финансирование из разнообразных  источников: от клиентов, федеральных и местных органов власти в виде вступительных взносов, пожертвований и т.д., а также от клиентов (в случае колледжа, например, — учащихся, в случае наркологического центра — пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, источники финансирования НКО можно разделить на те, которые обеспечиваются потребителями услуг (клиентами), и предоставляемые спонсорами бесприбыльной организации.

Коммерческая  фирма полностью зависит от своих  клиентов, которые обеспечивают ей объемы продаж товаров или услуг и, следовательно, доход. Поэтому при стратегическом планировании отношения с клиентами и потребителями выходят на первый план. Однако клиенты или потребители услуг НКО (например, колледжа или лечебного центра) обычно оплачивают лишь небольшую часть расходов на предоставление этих услуг. Следовательно, влияние клиента на НКО или, что более важно, степень влияния, в которой интересы клиента будут учитываться при принятии стратегических решений руководством НКО, может быть небольшой. Однако не стоит упрощать ситуацию и игнорировать интересы и значение внутренних стейкхолдеров для успеха финансирования НКО. Так, например, профессионализм врачей и медперсонала наркологического центра может существенно влиять на спонсорское финансирование и размер платы, вносимой клиентами Центра. А увольнение лучших врачей Центра, неудовлетворенных условиями работы и организационным климатом, сложившимися, например, вследствие использования администрацией авторитарных методов управления, может существенно отразиться на потоках как спонсорских, так и клиентских поступлений финансовых средств.

С другой стороны, НКО, в силу специфики своей миссии, ограничены в увеличении той составляющей своего бюджета, которая формируется за счет поступлений средств от клиентов в качестве оплаты потребляемых ими услуг. Часто решения в подобных случаях принимаются на основании некоммерческих соображений и представляют собой трудно разрешимые дилеммы.

Приведем  некоторые примеры.

Общественная  организация «Юридические услуги населению» финансируется торговой корпорацией и предоставляет бесплатные юридические консультации пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Бюджет организации фиксирован и позволяет нанять двух квалифицированных юристов, которые проводят прием населения. Клиентов организации так много, что иным требуется записываться на прием за несколько недель вперед. Руководство организации предложило спонсору внести изменения в Устав и разрешить брать минимальную плату за предоставляемые услуги, что позволило бы нанять еще одного юриста-консультанта. Перед корпорацией стоит непростой вопрос. Так как открытие «Юридических услуг» населению являлось частью PR-компании, призванной создать положительный имидж в глазах населения и за счет этого увеличить объем розничной торговли продтоварами, будут ли новые условия обслуживания населения способствовать достижению этой цели?

Городской симфонический  оркестр финансируется мэрией и  выступает на концертах, посвященных  торжественным мероприятиям, праздникам и т.п. У руководства оркестра есть предложения со стороны местного телевидения принять участие в развлекательных шоу на коммерческой основе. Стоит ли принимать это предложение или от него отказаться, сохранив имидж серьезного академического коллектива?

В обоих случаях  принятое решение будет отражать интересы спонсоров, формирующих большую  долю бюджета НКО. Однако в случае наличия нескольких спонсоров их влияние на процесс принятия решений в НКО может определяться не строго в соответствии с их долями в бюджете организации, а угрозой изъятия своей доли. Это связано с инкременталистской природой большинства решений по финансированию. Предположим, что взнос нового спонсора увеличивает на 10% бюджет бесприбыльной организации. В этом случае картина финансирования по годам будет выглядеть следующим образом.

Текущий год. Бюджет НКО определяется как число клиентов (учеников или пациентов), помноженное на расходы на одного клиента. Он может определяться также как бюджет прошлого года плюс поправка на инфляцию. Это фиксированный, или недискреционный, бюджет.

Первый год. Установленный бюджет увеличивается за счет приращения в 10%, которое позволяет провести изменения, адаптацию, предоставляет возможности для решения ряда проблем, выводит организацию на новый уровень развития.

Второй год. Увеличение бюджета на 10% становится частью полного бюджета организации. Это дает спонсору значительную власть путем угрозы отказа от предоставления в дальнейшем этих дополнительных фондов. У спонсора, обеспечившего приращение, возникает возможность решающим образом воздействовать на процесс принятия решений в организации.

    

2. Стратегический менеджмент в НКО, на примере Калининградской МАОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов.

2.1.  Описание деятельности учебного заведения.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная Школа № 46 функционирует с 1 сентября 1968г. (до этого восьмилетняя школа №46). 

26 марта 2001 года сохранено наименование  – муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов города Калининграда на основании приказа № 129 от 26.03.2002г. Управления образования мэрии города Калининграда.

В настоящее  время в 42 классах школы обучается 1043 ученика.

Учебно-воспитательный процесс обеспечивает 101 учитель, из них 43 имеют высшую категорию , 25 - первую и 12 - вторую.

 Согласно  Устава Школы осуществляет образовательную  деятельность по трём направлениям:

- Начальная  школа ;

- Основная  школа; 

- Старшая  школа .

     С 2004 года школа разделена на 2 корпуса. В первом, непосредственно главном здании на ул. Летней, обучаются начальные классы и средние. Во втором корпусе на ул. Школьной (бывшее здание школы №42) исключительно 10 – 11 классы. Такая система позволяет старшеклассникам сконцентрироваться на учебе и будущих экзаменах.

     Большое внимание школа удаляет  достижению достаточного уровня  информатизации образовательного процесса.

Информационный  центр:

1. Компьютерные  классы - 4

2. Интерактивная  зона - 3

3. Медиацентр - 1

4. Мультимедийная  зона - 1

5. Интернет  ресурсы. 

      Школа всегда работает в режиме  инновации и эксперимента. Эксперимент по проблеме: “Апробация модели русской национальной культуролатической школы" успешно завершён в 2007 году.

В настоящее  время школа готовится к конференции  по результатам эксперимента, которая состоится в ноябре этого года.

      Основное направление образования  в школе – адаптация учащихся  к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента ее учащихся, делает на учете индивидуальных  особенностей каждого ребенка. Иными словами, образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

В качестве цели школы следует  определить создание образовательной  среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать развивающий подход. При таком подходе знания и способы деятельности, усваиваемые ребенком, становятся средством развития личности и, следовательно, могут варьироваться в образовательном процессе.

Таким образом, в целях  достижения современного качества образования  школе предстоит решить задачи:

- выбора оптимального  и достаточного количества профилей  обучения;

- помощи обучающимся  в осознании выбора своего  профиля обучения;

- отбора содержания образования  в профильных классах: содержания  программ по профильным и непрофильным  предметам, программ углубленного изучения дисциплин;

- отбора и внедрения  в образовательный процесс эффективных  технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень школьников;

- формирования исследовательских  умений и навыков обучающихся  на уроках и во внеурочной  деятельности.

На основе проведенного анализа, результатов исследований и выявления отмеченных выше проблем  разработаны следующие направления  развития школы:

- изменения в содержании образования;

- совершенствование способа организации образовательного процесса;

- новшества в технологиях обучения, воспитания и развития;

- новшества в условиях организации образовательного процесса;

- организация профильного и предпрофильного обучения;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- совершенствование воспитательной системы школы, ориентированной на ценности;

- совершенствование управления развитием методической системы учителя школы.

Основные  принципы жизнедеятельности МАОУ СОШ  №46.

Принцип гуманизации является основополагающим, т.к. предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса  в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.

Принцип природосообразности  позволяет  создать максимально  благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.

Принцип развивающего обучения, который предполагает применение методов  творческой деятельности и использование  новейших педагогических технологий.

Принцип целостности образования  в школе понимается как единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся.

Принцип индивидуализации обучения имеет в виду повышение  учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе.

Принцип дифференциации обучения предполагает  формирование классов  с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.

Принцип гуманитаризации  образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной  и динамичной картины духовного  развития человека.

За время своего существования  школа завоевала значительный авторитет  среди населения Калининградской  области. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей, образуя  многочисленные школьные «династии». Кроме того, несколько педагогов  являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать  о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.

Образовательный процесс обеспечен  квалифицированными педагогическими кадрами. 80% учителей имеет высшее образование, из них 4 человека имеют два высших образования, два учатся в аспирантуре.

В школе работают 4 заслуженных  учителя Р.Ф. 18 учителей имеют звание “Почётный работник общего образование РФ” и “Отличник народного просвещения”

     На 1 сентября 2012 года в школе обучается  1123 учащихся. Создано 52 класса-комплекта.  Из них 26 общеобразовательных  классов возрастной нормы, 1 класс коррекционно-развивающего обучения, 5 классов основной школы обучаются по программам углубленного изучения иностранных языков, 2 класса по программе углубленного изучения математики.  В старшей школе четыре класса являются профильными специализированными классами. Класс А – от кафедры лингвистики БФУ им. Канта, класс Б – Кафедра финансов Калининградского института экономики - филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская академия управления и экономики», класс В усиленно изучает математику от БГА РФ, класс Г – менеджмент КВШУ.

       Школа работает по 4 учебным планам: для классов образовательной  нормы, для классов с углубленным  изучением иностранных языков, для  классов с углубленным изучением математики и для гуманитарных классов с большим упором на русский язык и литературу.

Используются государственные  программы для общеобразовательных  школ и школ с углубленным изучением  отдельных предметов.

Учителями школы освоены и применяются  на практике следующие педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология “Педагогика сотрудничества”;

- технология проблемного обучения;

- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;

- технология уровневой дифференциации;

Информация о работе Стратегический менеджмент в нко на примере школы