Стратегический менеджмент в нко на примере школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Понять роль стратегического менеджмента в некоммерческих организациях (НКО) на примере общеобразовательной школы.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента в НКО;
- Проанализировать состояние образовательной системы;
- Разработать стратегию развития школы;
- Рассмотреть финансовые аспекты в общеобразовательной школе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического менеджмента в некоммерческих организациях. 5
1.1. Определение некоммерческих организаций. 5
1.2. Финансирование НКО и проблемы разработки стратегии. 11
2. Стратегический менеджмент в НКО, на примере Калининградской МАОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов. 15
2.1. Описание деятельности учебного заведения. 15
2.2. Анализ образовательного учреждения. 26
2.3. Стратегии развития в общеобразовательной школе. 32
Заключение. 38
Список используемых источников 39
Приложение 1 40

Файлы: 1 файл

Курсовая...Страт.менеджмент.docx

— 79.47 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа.

 

возможности

угрозы

сильные стороны

СИВ

СИУ

слабые стороны

СЛВ

СЛУ


      Оценка хода и результатов реализации программы развития  МАОУ СОШ № 46  показала, что в последние годы образовательное учреждение динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные технологии, требования в оценке знаний, вариативность программ. Однако существуют проблемы, для решения которых необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. SWOT-анализ является итоговой формой такого анализа.(табл. 5)

Таблица 5

Общая матрица SWOT-анализа

 

Возможности МАОУ СОШ №46

1. Увеличение количества педагогического состава, то есть заключение договора с Центром занятости населения с целью создания резерва молодых специалистов;

2. Расширение территориальных границ, с целью расписания школы;

3. Проведение капитального ремонта школы;

4. Создания маркетинговой службы для введения и размещения своей рекламы;

5. Возможность быстрого развития, в связи с резким увеличением спроса на оказание образовательных услуг от населения города;

6. Усовершенствование техники в организации деятельности школы (введение новых технологий развития).

Угрозы МАОУ СОШ №46

1. Увольнение большинства педагогического состава, появление текучести кадров;

2. Повышение уровня износа основных фондов;

3. Повышение уровня отчисляемости учащихся;

4. Отрицательные результаты краевой проверки;

5. Замедление роста покупательского спроса (появление нежелания родителей вести своих детей в данную школу);

6. Потеря основных поставщиков;

7. Уменьшение методического фонда;

8. Разрушение научно – методической службы.

Сильные стороны

1. Высококвалифицированный персонал;

2. Хорошее впечатление, сложившееся  у родителей, учащихся школы;

3. Хорошо отработанные план образовательной  деятельности школы;

4. Быстрое развитие деятельности школы, в связи со стабильным ежегодным увеличением численности учащихся;

5. Огромный опыт работы в оказании образовательных услуг

Поле СИВ

1. Заключение контракта с Центром  занятости населения с целью создание резерва молодых специалистов;

2. Разработка научно – методической службой новые технологии развития образовательной деятельности МАОУ СОШ №46;

3. В связи с увеличением учащихся  школы, расширение территориальных границ школы

Поле СИУ

1. Выбор и отправление педагогов  на курсы повышения квалификации;

2. Заключение контрактов для  увеличения методического фонда;

3. Разработка тщательных планов  для успешной проверки краевой  комиссии

Слабые стороны

1. Высокий уровень износа основных фондов;

2. Отсутствие маркетинговой службы;

3. Отсутствие стратегий для долгосрочного  планирования;

4. Угроза увольнения персонала,  в связи отсутствия резерва молодых специалистов;

5. Не высокий уровень развития  используемой техники;

Поле СЛВ

1. Проведение капитального ремонта за счет средств местного бюджета или на спонсорскую помощь;

2. Создание службы маркетинга для разработки и рассмотрения рекламы;

3. Найм высококвалифицированного специалиста в области развития и подготовки оборудования для работы;

4. Увеличение стимула работникам

Поле СЛУ

1. Создание службы контроля за деятельностью работы специалистов школы;

2. Разработка проекта по увеличении  бюджета школы, в связи с  увеличением кадров;

3. Поддержание деятельности научно – методической школы, путем выдвижения планов педагогов в области научного познания и стратегического планирования


 

Итак, подведём итоги проведённого анализа. Для успешного развития данного общеобразовательного учреждения основными направлениями являются:

  1. Высококвалифицированный персонал;
  2. Расширение границ школы, в связи с увеличением количества учащихся;
  3. Проведение капитального ремонта зданий школы;
  4. Создание службы маркетинга;
  5. Поиск новых источников финансирования;
  6. Новаторский и творческий подход к процессу обучения.

 

 

 

 

 

 

2.3.Стратегии развития в общеобразовательной школе.

     Анализ практики позволяет выделить три основных типа стратегии развития школ.

Первый тип  стратегии, называемый стратегией локальных  изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизнедеятельности школы. Эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят школе сделать шаг вперед. Примером этого может служить проведение одновременно нескольких экспериментов по освоению новых методик или программ преподавания отдельных предметов.

Второй тип  стратегии, называемый в литературе стратегией модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые, однако, не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координироваться действия многих исполнителей. Эта стратегия имеет место, например, когда в начальной школе осваивается какая-то новая педагогическая система (Занкова, Давыдова-Эльконина и пр.), в среднем звене реконструируется преподавание предметов естественно-научного цикла(но без связи с тем, что делается в начальной школе), а в старшем звене вводится преподавание основ экономики, и углубленное изучение каких-то предметов также без связи с изменениями в предыдущих звеньях.

      Цели нашей школы устремлены  к её скорейшему преобразованию  и дальнейшему развитию, но так как помимо этого школа находится в окружении профессионально работающих конкурентов, то стратегию её развития можно определить как наступательно-оборонительную.

     Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, что позволит создать новые ученические объединения и разработать новые проекты. Инновационные процессы в области воспитания учащихся будут направлены на развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций ученического комитета. Планируется создание общешкольных проектов по тематикам, связанным с формированием социокультурной и социальной компетенции учащихся, развитию таких значимых качеств как толерантность, креативность, дисциплина и ответственность за порученное дело. Работу по гражданскому воспитанию учащихся предполагается решать путем создания дискуссионных клубов школьников по интересам (политика, экономика, искусство, образование). К деятельности дискуссионных клубов планируется привлекать родителей учащихся и выпускников школы. Предполагается расширить участие выпускников в жизни школы путем создания клуба выпускников. Большое значение планируется уделить развитию школьного музея как средства формирования у школьников гордости за свое учебное заведение.

Приказом  комитета по образованию Администрации  городского округа «Город Калининград» № 900-д от 02. 07. 2008 года планируется создать ресурсный центр на базе МОУ СОШ  № 46 по реализации программ технологии, предпрофильной подготовки и начального профессионального образования.

За период с 1 сентября были разработаны:

-  положение  о ресурсном центре;

  • программа развития ресурсного центра МОУ СОШ № 46 на 2008-2013 годы;
  • план мероприятий ресурсного центра МОУ СОШ № 46.

    Так как школа последние 12 лет работала в режиме эксперимента по теме «Апробация модели русской национальной культурологической школы» п рограмма, подбор профессий, планируемых к обучению учащихся в ресурсном центре исходил из целей и задач проводимого эксперимента.

Профессии, предусмотренные  ресурсным центром, являются продолжением деятельности занятий в сфере  дополнительного образования по следующим направлениям:

  • деревообработка, резьба по дереву, роспись по дереву;
  • русский костюм, художественная обработка лоскута, вышивка, вязание на спицах, вязание крючком;
  • русская кухня;
  • керамика.

Основными задачами Центра являются:

- предпрофильная  и профильная подготовка учащихся;

- формирование  у учащихся системы технологических  знаний и умений, закладывающих основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;

- организация   изучения технологических процессов  направленных на совершенствование умений, на развитие конкретных технологических знаний и навыков учащихся;

- обеспечение  углубленной профильной технологической  подготовки;

обеспечение  обоснованного выбора выпускниками общеобразовательных учреждений направлений  и уровня дальнейшего профессионального  образования;

- обеспечение  учащимся возможности для самореализации, самоутверждения и социализации.

Для реализации Программы ресурсного центра в 2009 году было закуплено оборудование :

- для пищеблока  (кулинарного цеха) на сумму –  574109 рублей;

- для швейного  цеха и компьютерного класса  на сумму – 2225891 рубль. 

Оборудование  поступило в МОУ СОШ в декабре 2010 года.

В 2011 году произведен:

-ремонт кровли  над пищеблоком;

-заменены  окна и двери в столовой

 на сумму  – 351044 рубля;

На 2011 год  для реализации программы развития ресурсного центра было выделено:

1000000 рублей  на ремонт помещений мастерской.

1000000 рублей  на закупку оборудования мастерской по деревообработке.

1.Произведен  ремонт помещений мастерской  по деревообработке на сумму  684998, 63 рублей.

        2.Произведен ремонт двух помещений  пищеблока на сумму 246500 рублей, данная сумма осталась от проведения котировки на ремонт мастерской;

        3.Произведена закупка :

-ручного электроинструмента  на сумму 220150 рублей,

-мебели и  оборудования различного назначения  на сумму 200587, 04 рублей,

-станков деревообрабатывающих  на сумму 494500 рублей,

- компьютерной  техники на сумму 84760 рублей.

Оборудованные классы и произведенный ремонт помещений  мастерской по деревообработке позволяют  создать комфортные условия для  организации учебно-воспитательного  процесса.

В настоящее время проводятся занятия  в 10-б классе по обучению швейному делу и деревообработке.

          Условием поддержания оптимистического  настроя учащихся является постоянный  профессиональный рост педагогов,  который создает базу для поисков  и экспериментов. Школа планирует  обновление кадрового потенциала за счет прихода молодых специалистов и привлечения высококвалифицированных преподавателей вузов в качестве совместителей.

В содержании методической работы школы  акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект - субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития.

Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

- оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, окружной, городской и федеральной систем повышения квалификации;

- изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, 
реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

- совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

- работе над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых курсов.

Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут:

- самообразование;

- школьные и окружные методические объединения учителей;

- школы передового опыта, творческие группы;

- семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников;

- различные конкурсы профессионального мастерства;

- взаимопосещения учебных занятий;

- наставничество в различных его формах;

- клуб ветеранов-консультантов.

Кроме традиционных методических объединений  и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. 
Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.

Директором  МАОУ СОШ №46 разработан план нового подразделения –Кафедры инновационной работы, с инструкциями и обязанностями которой можно ознакомиться в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
    Содержанием стратегического менеджмента являются: определение назначения и главных целей деятельности организации; анализ внешней среды; анализ ее внутренней обстановки; выбор и разработка стратегии; выбор степени интеграции и систем управления; управление комплексом «стратегия - структура - контроль»; определение нормативов поведения и политик организации в сферах ее деятельности; обеспечение обратной связи результатов и стратегии организации; совершенствование стратегии, структуры, управления.

     Особенности стратегического менеджмента  бюджетных учреждений в целом и общеобразовательных учреждений в частности связано со спецификой их деятельности. Главной целью этих организаций и главным мотиватором деятельности их менеджеров является служение общественным целям. Оценка их деятельности исходит со стороны общественно-политических групп и государственных органов.

     Решением проблем может стать  развитие в образовательном учреждении  научно-методического сопровождения  и прикладного инструментария, основанного на фундаментальных идеях стратегического менеджмента, принципах системного проектирования и методах программно - целевого подхода.

    В  курсовой работе было проведено  исследование развития МАОУ СОШ  № 46 с углубленным изучением  отдельных предметов, выявлены  существующие проблемы, негативно влияющие на качество образования, и выделены направления их решения.

     Подводя итоги, можно сказать, что правильно выбрав и используя верную стратегию руководитель данного образовательного учреждение добьётся больших успехов и заведение так и будет держаться на лидирующих позициях в области.

Информация о работе Стратегический менеджмент в нко на примере школы