Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсак стратегический менеджмент в орган малого бизнеса Вахрушев.docx

— 197.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АВТОНОВНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра Менеджмента и маркетинга

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Стратегический менеджмент»

 

                                                               на тему:

Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект».

 

 

                                                                              Выполнил: Вахрушев С.П.

Специальность: 080200.62 «Менеджмент»

Группа: 11М-Д

 

Проверил: к.п.н., доцент И.Ф. Самсонов

Работа защищена _____________оценка

 

 

 

 

 

 

 Курск 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6

1.1. Понятие, сущность и  основные задачи стратегического  менеджмента. Процесс выработки  и реализации стратегии организации………………………6

1.2. Организации малого  бизнеса: особенности функционирования  и цели создания…………………………………………………………………………… 13

1.3. Значение стратегического  подхода в управлении организацией  малого бизнеса……………………………………………………………………………….16

Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20

2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20

2.2 Анализ общей ситуации  в отрасли и стратегической  позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23

2.3 Основные стратегические  проблемы организации…………………………...32

Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35

Заключение………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы………………………………………………46

Приложения…………………………………………………………………………48

 

 

Введение

 

Необходимость активизации развития организаций малого бизнеса является сегодня одним из ключевых условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции: этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта (51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза), обеспечивается занятость большинства работающего населения (54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза), оказывается содействие развитию научно-технического прогресса (более половины всех инноваций). Именно благодаря развитию малого бизнеса возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" - важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Фактическое состояние малого предпринимательства в России оценивается как крайне неудовлетворительное. Поэтому создание условий для реализации потенциала малого бизнеса, как на уровне государства, так и на уровне руководства каждой отдельной организации является важнейшей макроэкономической задачей.

Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы дальнейшего развития. В современных условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро изменяющейся ситуации на рынке без четко продуманного плана действий и единой программы достижения желаемых результатов фирма уподобляется кораблю без рулевого, становится неспособна успевать за происходящими на рынке изменениями и удерживать завоеванные конкурентные позиции. Стратегия как генеральная программа действий позволяет выявлять приоритеты проблем организации, ее ресурсы и основные пути достижения намеченных целей, таким образом, что фирма получает единое направление действий. Поэтому внедрение системы стратегического менеджмента и разработка долгосрочной стратегии поведения - важное условие успешного функционирования современной организации.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами для исследования в работе темы «Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса».

До 50-х годов малые предприятия не привлекали к себе особого внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс и др.). В послевоенный период с появлением специальных государственных программ поддержки малого бизнеса, зарубежными специалистами в области экономики, менеджмента, маркетинга и права (Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.) стало уделяться значительное внимание рассматриваемому вопросу.

До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. В 90-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов - практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева, А. Шулуса и др. нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий.

Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

    • определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;
    • выделить особенности создания, организации и функционирования предприятий малого бизнеса; определить основные преимущества по сравнению с крупными предприятиями и факторы, ограничивающие их деятельность;
    • обосновать необходимость и значение стратегического подхода к управлению организациями малого бизнеса;
    • дать характеристику организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования;
    • провести анализ состояния компании путем оценки эффективности действующей стратегии, выявления сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, определения конкурентной позиции компании на рынке;
    • выделить основные стратегические проблемы организации;
    • дать рекомендации по решению стратегических проблем организации и выработать стратегию развития ООО «Спецрегионкомплект».

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие малого бизнеса ООО «Спецрегионкомплект».

Методологической и теоретической основой исследования являются: системный и сравнительный анализ, синтез, построение классификаций, табличный метод, графический метод, а также основные методы стратегического анализа: SWOT, КФУ и др.

 

 

Глава 1 Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса стратегического менеджмента.

 

1.1. Понятие, сущность и  основные задачи стратегического  менеджмента. Процесс выработки  и реализации стратегии организации.

 

Появление стратегического менеджмента как научного направления в середине 20 века было вызвано рядом объективных причин, таких как ускорение изменений в макросреде, усиление конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, глобализация бизнеса, развитие научно-технического прогресса, широкий доступ к современным технологиям, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых запросов и изменение позиции потребителя и явилось результатом эволюционного развития различных подходов к управлению. Сегодня стратегический подход к управлению организацией является основной концепцией современного менеджмента, имеющей огромное практическое значение.

Стратегический менеджмент основывается на следующих положениях:

1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые обладают рядом особенностей, создаются для достижения определенных целей, обладают различного рода ресурсами и производят материальные блага или услуги.

2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды.

3. Стратегии организаций всегда уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Все зависит от условий реализации конкретной стратегии и конечных целей.

Таким образом, сущность стратегического менеджмента заключается в действиях компании, направленных на поддержание баланса всех элементов организации, как между собой, так и с внешней средой в долгосрочной перспективе.

Основными принципами стратегического менеджмента являются:

1) обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации;

2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых;

3) обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами;

4) индивидуализация стратегий;

5) каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной и случайной, появившейся под воздействием внешней среды [6].

Выделяют 5 задач стратегического менеджмента (Приложение 1):

1. формирование стратегического видения и миссии компании;

2. постановка стратегических целей и задач для их достижения;

3. создание стратегии;

4. реализация стратегического плана;

5. оценка и контроль результатов выполнения стратегии.

Рассмотрим более подробно основные этапы процесса стратегического менеджмента (Приложение 2).

Стратегическое видение - предвидение на основе научного анализа будущего состояния компании на рынке. Это своего рода ответ на вопрос: как мы видим свою компанию, что собираемся делать и чего хотим достичь?

( Приложение 3)

Миссия - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления, отражающее философию (ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма намеревается осуществлять свою деятельность), предназначение и смысл существования организации. Миссия дает общее представление о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды, способствует созданию корпоративного духа, ориентируя действия сотрудников в едином направлении и устанавливая определенный микроклимат в организации. По мнению Ф. Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3) состояние среды обитания организации;

4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5) отличительные особенности, которыми обладает организация [3].

Следует отметить, что формирование миссии - это не только выработка основных ее положений, но и их доведение до членов организации. Таким образом, организация обретает миссию, когда все сотрудники согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

Если миссия задает общие ориентиры, направления и допустимые границы функционирования организации, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей, поясняя, что, сколько, и к какому сроку предстоит сделать.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться фирма в ближайшей перспективе. Они могут быть поставлены перед фирмой в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. В зависимости от этого выделяют траекторные (предполагают определение общего направления развития и отражают системные вопросы) и точечные (формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата) цели, общие (глобальные) и специфические, долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные.

Стратегические цели формулируются с учетом определенных требований, таких как ясность, обоснованность, достижимость, взаимосогласованность, непротиворечивость, измеримость, наличие горизонта прогнозирования. Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в измеримых количественных показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться.

Можно выделить 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели. Это положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, персонал и социальная ответственность.

Таким образом, установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы [12].

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического менеджмента. На этом пути первым шагом является исследование среды обитания организации, которую условно можно разделить на внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»