Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, которые могут, как открывать для организации новые возможности, так и создавать дополнительные трудности и ограничения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации можно выделить в семь областей: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, факторы социального поведения и международные факторы.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде и включает: оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии и определение факторов, представляющих для нее угрозу; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих возможности для достижения общефирменных целей.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в процессе достижения своих целей. Основными направлениями для анализа выступают: кадры, их потенциал, квалификация и интересы; организация управления; производство, включающее технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Процесс разработки стратегии организации включает следующие этапы: всесторонний анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды; оценка рисков и формулировка стратегических альтернатив; оценка отобранных стратегических альтернатив; выбор одной или нескольких наилучших стратегий [6].
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Реализации стратегии является непрерывной циклической деятельностью, предполагающей преобразование стратегического плана в конкретные действия, а затем - в результаты. Она включает 3 этапа:
1) «запуск» стратегии (окончательная
корректировка всех
2) реализация стратегических
изменений (приведение организацией
структуры предприятия в
3) стратегическая рефлексия (корректировка стратегии, т.е. возобновление цикла стратегического управления).
Выделяют 2 основных условия успешной реализации стратегии:
1. Менеджеры всех уровней,
а также другой персонал
2. Организация должна
быть готова для реализации
стратегических планов, т.е. в ней
должны быть проведены
Оценка и контроль результатов выполнения стратегии осуществляется на стадии ее реализации. Критериями такой оценки могут быть показатели темпов роста продаж, изменения доли рынка, финансовых показателей и др., а основными функциями контроля выступают формирование и развитие информационного обеспечения, мониторинг внешней и внутренней среды и фиксация критических стратегических позиций организации в ней, участие в постановке стратегических целей и координация всех этапов стратегического управления.
Таким образом, стратегический менеджмент - часть системы менеджмента компании, которая ориентирует ее в будущее, решая стратегические цели и задачи.
В России к субъектам малого предпринимательства законодательно отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название - малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство.
В настоящее время действуют 2 критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. К субъектам малого бизнеса в промышленности, строительстве и на транспорте относятся хозяйственные организации, где численность работников не превышает 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях и видах деятельности - не более 50 человек.
Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений.
В конце 2004 года в Российской Федерации функционировало около миллиона (953 096) малых предприятий, на которых работали 7 815 млн. человек, что составляет 12% общего числа занятого населения. Малые предприятия производят до 20% ВВП, располагая 3,5% стоимости основных фондов экономики РФ. Они функционируют практически во всех отраслях и сферах экономики, особенно в сфере услуг, общественном питании, оптовой и розничной торговле, в легкой и пищевой промышленности [20].
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
Доступность малого
предпринимательства в
Возможность организации рентабельной работы в сферах, не представляющих финансового интереса для крупного бизнеса, но являющихся востребованными обществом.
Близость к местным
рынкам, повышенная мобильность, гибкость,
возможность дифференциации и
индивидуализации спроса в
Преимущество с точки
зрения инвестиционного
Отсутствие препятствий
для межотраслевого и
Низкие накладные расходы и меньший по сравнению с крупным предприятием аппарат управления.
Способность к созданию,
внедрению и адаптации
Возможность широкого
использования местных
Решение проблемы создания
новых рабочих мест, социального
обеспечения, обучение и повышение
квалификации своих работников.
Малое предпринимательство
Таким образом, целями создания таких организаций являются: насыщение потребительского рынка товарами и расширение потребительского сектора; преодоление отраслевого и регионального монополизма; повышение экспортного потенциала; расширение конкуренции путем создания конкурентоспособных предпринимательских структур и ее стимулирование; внедрение и распространение инноваций; создания материальной основы для трудоустройства работников, их обучения и развития; повышение совокупного дохода широких слоев населения, расширение потребительского спроса, формирование среднего класса как основы социально- политической стабильности нации.
Менеджмент малого предприятия носит в целом хаотичный характер. Это можно объяснить противоречивой сущностью данной формы организации производства, где многопрофильная по содержанию деятельность осуществляется в ограниченных рамках малого предпринимательства, а также профессиональной и психологической неподготовленностью менеджеров-предпринимателей к планомерной и целенаправленной управленческой деятельности.
Функционирование малого предприятия базируется на рисковой и инновационной основе, полной экономической ответственности, хозяйственной самостоятельности и гибком управлении с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Оно самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения своей
материально-технической базы. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья и материалов.
Следует отметить, что деятельность организаций малого бизнеса протекает под влиянием многих неблагоприятных факторов. Выделим основные из них:
1) экономическое положение
в стране, и, прежде всего, дефицит
госбюджета, не позволяющий государству
широко финансировать
2) высокие проценты на кредиты;
3) проблемы инвестирования,
обусловленные тем, что эффективность
вложений в малый бизнес, связанный
с производством и
4) отсутствие инфраструктуры
рынка, и в первую очередь системы
страхования промышленных
5) дефицит материально-
6) переизбыток информации,
которая поступает со всех
направлений и уровней в
7) трудности в оценке
эффективности работы
8) центробежные тенденции
внутри компании (как правило, отдельные
проекты, встав "на ноги" и получив
внутри организации статус
9) относительно большие
затраты на изучение рынка, рекламу,
подготовку и повышение
На основании вышесказанного
можно сделать вывод о том,
что в рамках современных