Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсак стратегический менеджмент в орган малого бизнеса Вахрушев.docx

— 197.46 Кб (Скачать файл)

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, которые могут, как открывать для организации новые возможности, так и создавать дополнительные трудности и ограничения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации можно выделить в семь областей: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, факторы социального поведения и международные факторы.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде и включает: оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии и определение факторов, представляющих для нее угрозу; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих возможности для достижения общефирменных целей.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в процессе достижения своих целей. Основными направлениями для анализа выступают: кадры, их потенциал, квалификация и интересы; организация управления; производство, включающее технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Процесс разработки стратегии организации включает следующие этапы: всесторонний анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды; оценка рисков и формулировка стратегических альтернатив; оценка отобранных стратегических альтернатив; выбор одной или нескольких наилучших стратегий [6].

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Реализации стратегии является непрерывной циклической деятельностью, предполагающей преобразование стратегического плана в конкретные действия, а затем - в результаты. Она включает 3 этапа:

1) «запуск» стратегии (окончательная  корректировка всех стратегических  указаний, их доведение до исполнителей, увязка стратегических планов  с оперативными и реализация последних);

2) реализация стратегических  изменений (приведение организацией  структуры предприятия в соответствие  с реализуемыми стратегиями, создание  рабочего окружения и корпоративной  культуры, увязывание системы мотивации  и вознаграждений с выполнением  стратегии, пересмотр бюджетов, каналов  финансирования и поступления  ресурсов, обеспечение внутреннего  руководства (лидерства) и др.);

3) стратегическая рефлексия (корректировка стратегии, т.е. возобновление цикла стратегического управления).

Выделяют 2 основных условия успешной реализации стратегии:

1. Менеджеры всех уровней, а также другой персонал организации  должны быть ознакомлены с  системой стратегических указаний  и осуществлять их строго в  соответствии с текущими планами  компании;

2. Организация должна  быть готова для реализации  стратегических планов, т.е. в ней  должны быть проведены стратегические  изменения.

Оценка и контроль результатов выполнения стратегии осуществляется на стадии ее реализации. Критериями такой оценки могут быть показатели темпов роста продаж, изменения доли рынка, финансовых показателей и др., а основными функциями контроля выступают формирование и развитие информационного обеспечения, мониторинг внешней и внутренней среды и фиксация критических стратегических позиций организации в ней, участие в постановке стратегических целей и координация всех этапов стратегического управления.

Таким образом, стратегический менеджмент - часть системы менеджмента компании, которая ориентирует ее в будущее, решая стратегические цели и задачи.

 

  1. 2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания.

 

В России к субъектам малого предпринимательства законодательно отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название - малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство.

В настоящее время действуют 2 критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. К субъектам малого бизнеса в промышленности, строительстве и на транспорте относятся хозяйственные организации, где численность работников не превышает 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях и видах деятельности - не более 50 человек.

Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений.

В конце 2004 года в Российской Федерации функционировало около миллиона (953 096) малых предприятий, на которых работали 7 815 млн. человек, что составляет 12% общего числа занятого населения. Малые предприятия производят до 20% ВВП, располагая 3,5% стоимости основных фондов экономики РФ. Они функционируют практически во всех отраслях и сферах экономики, особенно в сфере услуг, общественном питании, оптовой и розничной торговле, в легкой и пищевой промышленности [20].

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

 Доступность малого  предпринимательства в большинстве  его форм многим гражданам  в силу небольших первоначальных  вложений капитала и отсутствия  необходимости в больших оборотных  средствах;

 Возможность организации  рентабельной работы в сферах, не представляющих финансового  интереса для крупного бизнеса, но являющихся востребованными  обществом.

 Близость к местным  рынкам, повышенная мобильность, гибкость, возможность дифференциации и  индивидуализации спроса в сфере  производства и личного потребления. Малый бизнес по своей природе  привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности  для него невозможно без выстраивания  цепочек личных контактов с  поставщиками сырья, материалов, комплектующих, а главное - с потребителями продукции, что позволяет субъектам малого  бизнеса очень чутко ощущать  спрос, быстро реагировать на  его изменения и приспосабливаться  к запросам клиентов.

 Преимущество с точки  зрения инвестиционного процесса. В малом бизнесе он менее  капиталоемкий, т.к. малые предприятия, обладая достаточно ограниченными  финансовыми ресурсами, не могут  позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу.

 Отсутствие препятствий  для межотраслевого и внутриотраслевого  перелива капитала, движения рабочей  силы. Малые предприятия, в отличие  от крупных, не могут диктовать  рынку уровень цен на свою  продукцию. При этом любые просчеты  со стороны крупных предприятий, например, такие как установление  и длительное поддержание монопольно  завышенных цен, снижение качества  и выпуск устаревшей продукции, тут же используются малым  бизнесом для выхода на рынки  сбыта крупных компаний и получения  части их прибыли.

 Низкие накладные расходы  и меньший по сравнению с  крупным предприятием аппарат  управления.

 Способность к созданию, внедрению и адаптации различных  инноваций в виде новых технологий  производства, сырья и материалов. В последние 2-3 десятилетия малые  предприятия прочно заняли место  лидера прорывных научно-технических  разработок, являясь своего рода  «губкой», впитывающей и распространяющей  на локальных рынках производственные  и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах и регионах, при этом значительно опережая крупные предприятия за счет своей гибкости и мобильности.

 Возможность широкого  использования местных сырьевых  ресурсов.

 Решение проблемы создания  новых рабочих мест, социального  обеспечения, обучение и повышение  квалификации своих работников. Малое предпринимательство играет  роль социального демпфера. Оно  способно вбирать в себя высвобождающеюся рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, расширять средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства [15, 11]

Таким образом, целями создания таких организаций являются: насыщение потребительского рынка товарами и расширение потребительского сектора; преодоление отраслевого и регионального монополизма; повышение экспортного потенциала; расширение конкуренции путем создания конкурентоспособных предпринимательских структур и ее стимулирование; внедрение и распространение инноваций; создания материальной основы для трудоустройства работников, их обучения и развития; повышение совокупного дохода широких слоев населения, расширение потребительского спроса, формирование среднего класса как основы социально- политической стабильности нации.

 

    1. Значение стратегического подхода к управлению организацией малого бизнеса.

 

Менеджмент малого предприятия носит в целом хаотичный характер. Это можно объяснить противоречивой сущностью данной формы организации производства, где многопрофильная по содержанию деятельность осуществляется в ограниченных рамках малого предпринимательства, а также профессиональной и психологической неподготовленностью менеджеров-предпринимателей к планомерной и целенаправленной управленческой деятельности.

Функционирование малого предприятия базируется на рисковой и инновационной основе, полной экономической ответственности, хозяйственной самостоятельности и гибком управлении с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Оно самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения своей

материально-технической базы. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья и материалов.

Следует отметить, что деятельность организаций малого бизнеса протекает под влиянием многих неблагоприятных факторов. Выделим основные из них:

1) экономическое положение  в стране, и, прежде всего, дефицит  госбюджета, не позволяющий государству  широко финансировать программу  развития малого предпринимательства;

2) высокие проценты на  кредиты;

3) проблемы инвестирования, обусловленные тем, что эффективность  вложений в малый бизнес, связанный  с производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений  в перепродажу и перераспределение  продукции;

4) отсутствие инфраструктуры  рынка, и в первую очередь системы  страхования промышленных рисков  и кредитов, что особенно важно  для предприятий малого бизнеса  по причине преимущественно инновационного  характера их деятельности;

5) дефицит материально-технических  ресурсов и значительный рост  цен на новую технику, не позволяющие  вести производственный процесс  на высоком технологическом уровне;

6) переизбыток информации, которая поступает со всех  направлений и уровней в различных  измерительных системах и значительно  усложняет процесс принятия тактических  и стратегических решений;

7) трудности в оценке  эффективности работы отдельных  направлений деятельности, что, во-первых, не дает возможности вовремя  прекратить убыточный вид деятельности; во-вторых, является источником трений  между различными подразделениями, и, наконец, мешает объективной оценке  работы персонала;

8) центробежные тенденции  внутри компании (как правило, отдельные  проекты, встав "на ноги" и получив  внутри организации статус самостоятельного  бизнеса, стараются соблюдать только  свои интересы, что часто приводит  к ухудшению результата деятельности  малого предприятия в целом);

9) относительно большие  затраты на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации  кадров [1].

         На основании вышесказанного  можно сделать вывод о том, что в рамках современных рыночных  условий малый бизнес вынужден  оперативно реагировать на изменение  потребительского спроса, стремится  к повышению основных показателей  качества своей продукции, являющихся  приоритетными для потребителя, быстро и своевременно принимать  управленческие решения по ключевым  вопросам организации производства  и реализации продукции.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»