Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………
Финансовая стратегия ООО «Спецрегионкомплект» на период
с 2007 по 2010 год
Основные цели в области финансов:
Диверсифицированная
база получения прибыли и
Прочное финансовое положение и стабильные доходы.
Полное погашение долгов организации.
Общий рост стоимости компании и привлекательности бизнеса для инвесторов.
Таблица 4.
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Стратегическая цель |
Конкретные действия и мероприятия |
1 |
Доходы и прибыль организации |
Более быстрый рост доходов компании от основного направления деятельности. Расширение пределов получения прибыли |
Достижение уровня рентабельности не ниже 5%, обеспечение уровня прибыли не ниже 8,4 млн. руб. в год Диверсификация в новую отрасль и использование возможностей получения доходов от организации автостоянок и открытых торговых точек, лизинга, оказания сервисных услуг |
2 |
Долги |
Сокращение уровня кредиторской задолженности. Своевременные отчисления в фонд заработной платы |
Уменьшение долга по кредиту и заработной плате за счет прибыли организации, а также привлечения дополнительных средств инвесторов |
3 |
Инвестиции |
Поиск новых инвесторов и увеличение объемов инвестирования |
Увеличение прибыли на вложенный капитал, создание привлекательного для инвесторов имиджа фирмы |
Маркетинговая стратегия ООО «Спецрегионкомплект» на период
с 2007 по 2010 год
Основные цели в области маркетинга:
Установление и укрепление
долгосрочной конкурентной
Внедрение на предприятии
маркетингового отдела для
Рост объемов продаж организации.
Таблица 5.
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Стратегическая цель |
Конкретные действия и мероприятия |
1 |
Доля рынка |
Увеличение доли рынка компании до 30% |
Рост объемов продаж, привлечение новых клиентов за пределами области, выход на новые рынки сбыта |
2 |
Объем продаж |
Общее увеличение объемов продаж Достижение определенного уровня эффективности каналов продвижения Укрепление имиджа компании |
Создание сети дистрибьюторов, поиск новых каналов сбыта, увеличение расходов на рекламу. Полное удовлетворение запросов потребителей в качестве и уровне сервиса, внедрение систем доставки товара, более низкие цены, возможности рассрочки платежей |
3 |
Конкурентоспособность продукции |
Формирование продукта в соответствии с рыночными требованиями повышение его конкурентоспособности |
Создание службы для детального изучения рынка и требований потребителя, обеспечение определенного уровня рыночных исследований. |
Заключение
В представленной работе рассматривалась тема «Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса». В теоретической части на основе анализа научной литературы и статей в периодических изданиях нами было дано определение и раскрыта сущность стратегического менеджмента, рассмотрен процесс создания и реализации стратегии, дана характеристика каждого его этапа. Во втором вопросе мы выделили особенности организации, функционирования и цели создания предприятий малого бизнеса, определили основные преимущества таких форм производства, а в третьем - обосновали необходимость и значение стратегического подхода к их управлению.
Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов:
Стратегический менеджмент - процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, формулируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют выбранный план действий.
Процесс создания и реализации стратегии включает следующие этапы: формирование стратегического видения, миссии и целей, анализ внешней и внутренней среды, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль результатов.
Переход России к рыночным отношениям невозможен без создания широкой и разветвленной сети малых предприятий, способных формировать оптимальную структуру экономики, ослаблять позиции монополий на рынке, создавать условия конкуренции для товаропроизводителей, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса, насыщать рынки товарами и услугами и внедрять достижения научно-технического прогресса. Таким образом, развитие малого бизнеса - одно из важнейших направлений экономических преобразований в стране.
Стратегический подход к управлению организацией малого бизнеса в быстро меняющейся конкурентной среде - это постоянный поиск наиболее выгодных вариантов взаимодействия с ней для обеспечения эффективного функционирования компании в долгосрочной перспективе.
Во второй главе мы провели анализ и дали оценку стратегического менеджмента конкретного предприятия малого бизнеса - ООО «Спецрегионкомплект» - коммерческой организации, созданной для ведения хозяйственной деятельности в целях получения прибыли. Нами был проведен анализ состояния отрасли по производству красного керамического кирпича, оценена эффективность действующей в организации стратегии, выявлены сильные и слабые стороны ООО «Спецрегионкомплект», его возможности и угрозы, определена конкурентная позиция на рынке, выделены основные стратегические проблемы.
Мы выяснили, что отрасль, в которой функционирует организация, находится на стадии зрелости, является привлекательной для получения прибыли и характеризуется сильным соперничеством между производителями, а также угрозой выхода на рынок новых конкурентов. ООО «Спецрегионкомплект» в ней находится на вторых ролях (является последователем), занимая более слабую позицию по сравнению с основными конкурентами. Действующая в организации стратегия является неэффективной, о чем свидетельствуют низкие показатели финансового положения компании, занимаемая доля рынка и слабая конкурентная позиция. ООО «Спецрегионкомплект» имеет неплохой потенциал и возможности развития, при условии решения своих основных стратегических проблем в сферах производства, маркетинга, финансов, управления персоналом, привлечения инвестиций и др.
В третьей главе мы дали рекомендации по решению основных стратегических проблем ООО «Спецрегионкомплект» путем разработки деловой, конкурентной, а также функциональных стратегий развития организации.
При разработке деловой стратегии нами был предложен вариант стратегии роста, которая предполагает перепозиционирование компании на рынке и направлена на достижение более высоких показателей ее деятельности по сравнению с предшествующими периодами. Базовой конкурентной стратегией для ООО «Спецрегионкомплект мы порекомендовали стратегию лидерства в издержках (общие издержки производства фирмы по всей цепочки ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов).
При разработке системы функциональных стратегий ООО «Спецрегионкомплект» основными направлениями стали стратегии в области производства, финансов и маркетинга.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами в работе, полностью выполнены.
Список используемой литературы
1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие.- М. Финансы и статистика, 2012.-160 с.: ил.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2010.- 519 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарика, 2012.- 296с.
4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2009.- 528 с.
5. Веснин В. P. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики, Изд-во "Триада. Лтд", 2012, - 349с.
6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник.- М.: Юристъ, 2012.- 416с.
7. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 375 с.
8. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоура Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2012.
10. Национальная экономика: Учебник/Под ред. П.В. Савченко, - М.: Экономистъ, 2009.- 813 с. (Homo faber).
11. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2012.- (серия «Высшее образование»).
12. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Пер. с англ.под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 576 с.
13. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов.-3-е изд. доп. и перераб., серия «Экономика и управление».- Ростов-на-Дону: издательский центр «Март», 2011.- 544с.
14. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред.В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. -3-е изд. - М., 2011.
15. Янова В.В. Экономика: Учебник.- М.: издательство «Экзамен», 2009.- 384 с. (серия «Учебник для вузов»)
16. Воробьев А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и зарубежом.- 2012. - №6. - с. 127-130.
17. Владиславлев Д.Н. правильно
сформулированная стратегия
18. Драшкович В. Дилемма стратегического менеджмента // ПТПУ.- 2014. №3.- с.98-103.
19. Мельничук Д.В. 7 граней
стратегического управления
20. Станиславчик Е. Опыт поддержки, проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса // GNGE/ - 2009. - №4. - с. 104-109.
Приложения.
Приложение 1.
Приложение 1. Пять задач стратегического менеджмента
Приложение 2
Приложение 2. Основные этапы процесса стратегического менеджмента.
Приложение 3.
Приложение 3. Модель процесса стратегического управления