Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсак стратегический менеджмент в орган малого бизнеса Вахрушев.docx

— 197.46 Кб (Скачать файл)

Проведем стратегический анализ себестоимости продукции ООО "Спецрегионкомплект» (издержек) как важнейшего показателя конкурентоспособности организации. Для этого по данным бухгалтерского учета организации за 2005 год составим цепочку стоимости ООО "Спецрегионкомплект»:

Виды деятельности: Издержки за год, руб.

Материально-техническое обеспечение

приобретение топлива, энергии и сырья 736396

транспортные расходы 257480

Изготовление

производство -

упаковка -

амортизация 120690

сертификация качества 10000

защита окружающей среды 16458

Сбыт (доставка до потребителя)

погрузка/отгрузка 136631

Продажи и маркетинг

реклама 3600

маркетинговые исследования -

Научно-технические исследования и разработки -

Управление персоналом

затраты на подготовку и повышение квалификации 5000

заработная плата и социальное обеспечение 929112

Итого 2869259

Общий объем выпуска кирпича организацией 1млн. 200 шт. Себестоимость единицы продукции определим отношением общих затрат к общему объему производства: 2869259/100200=2.89 (руб.).

Цена продаж = 3.47 (руб.) без учета НДС.

Прибыль с единицы продукции = 3.47-2.89=0.58 (руб.).

Цепочки стоимости конкурентов в рассматриваемой отрасли включают примерно аналогичные виды деятельности и отличаются друг от друга по совокупным затратам на них и по общим объемам выпуска. В зависимости от этого определяется различие в себестоимости единицы продукции, ее рыночной цене и соответственно прибыли, получаемой организациями. Себестоимость единицы продукции ООО «Спецрегионкомплект» достаточно высокая по сравнению с аналогичными показателями конкурентов, что объясняется высокими издержками на приобретение топлива и энергии, его доставку, амортизацию оборудования, а также низкими объемами производства.

Оценим конкурентную позицию ООО «Спецрегионкомплект» на рынке с помощью метода КФУ (ключевых факторов успеха).

 

Таблица 2

КФУ

Ранг КФУ

ООО "Спецрегионкомплект»

Комбинат строительных материалов

Рышковский кирпичный завод

Качество продукции

0.4

6

8

9

Имидж

0.2

5

7

9

Производственные возможности

0.1

7

7

8

Технологии

0.045

7

7

7

Финансовое положение

0.04

6

8

7

Маркетинг/ реклама

0.035

5

7

9

Сбыт

0.02

6

6

7

Издержки

0.015

6

6

8

Сервис

0.01

7

7

9

Интегральный показатель

1

5.11

6.46

10.29


 

Рассчитаем значения интегральных показателей:

ООО "Спецрегионкомплект»:

*0.4+5*0.2+7*0.1+7*0.045+6*0.04+5*0.035+6*0.02+6*0.015+7*0.01=5.11

Комбинат строительных материалов:

*0.4+7*0.2+7*0.1+7*0.045+8*0.04+7*0.035+6*0.02+6*0.015+7*0.01=6.46

Рышковский кирпичный завод:

*0.4+9*0.2+8*0.1+7*0.045+7*0.04+9*0.035+7*0.02+8*0.015+9*0.01=10.29

Анализ ключевых факторов успеха показал, что значение интегрального показателя ООО «Спецрегионкомплект» ниже соответствующих интегральных показателей основных конкурентов, что свидетельствует о достаточно слабой конкурентной позиции организации. Она не имеет преимуществ перед конкурентами не по одному из показателей и значительно отстает от них по качеству продукции, имиджу, финансовому положению и уровню маркетинга.

 

2. 3. Основные стратегические  проблемы организации

 

Проведенный анализ деятельности и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект» в отрасли выявляет круг тесно взаимосвязанных между собой проблем, стоящих перед организацией.

Выделим основные из них.

1. Не реализуемый в полной мере потенциал организации и ее сотрудников (сезонность производства, длительные простои оборудования, незанятость сотрудников).

2. Низкая производительность, обусловленная использованием

слабых производственных мощностей (устаревшего оборудования, неэффективных технологий производства, отсутствия необходимых помещений для сушки и хранения кирпича).

3. Высокие издержки на  организацию процесса производства, связанные с удаленностью завода  от источников топлива и энергии, низкого качества материально-технического  обеспечения, постоянным увеличением  расходов на амортизацию машин  и оборудования.

4. Высокая себестоимость  выпускаемой продукции.

5.Узкие пределы получения  прибыли.

6. Низкие показатели рентабельности, общее снижение прибыльности бизнеса в отрасли и стоимости компании.

7. Нестабильные доходы организации и тенденция их сокращения.

8. Низкое качество выпускаемой продукции.

9. Непривлекательность бизнеса для инвесторов.

10. Относительно небольшая доля рынка.

11. Слабое положение фирмы  по сравнению с основными конкурентами  по ряду показателей (качество, издержки, репутация среди клиентов).

12. Слабые возможности роста.

13. Неэффективная организация менеджмента.

14. Неудовлетворенность сотрудников условиями труда и уровнем его оплаты.

Вышеперечисленные проблемы касаются в основном показателей финансовой и стратегической деятельности организации. Поэтому при определении целей и разработке стратегии развития ООО «Спецрегионкомплект» наибольшее внимание мы будем уделять решению проблем по завоеванию более сильной конкурентной позиции организации в долгосрочной перспективе и достижению приемлемых финансовых показателей.

 

 

Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект».

 

Решение стратегических проблем ООО «Спецрегионкомплект», сформулированных в предыдущей главе, возможно только при разработке долгосрочной стратегии развития организации.

Миссия ООО «Спецрегионкомплект»: обеспечить бесперебойную систему снабжения покупателей качественной продукцией по низкой цене и максимально высоким уровнем предоставляемых услуг.

Выделим основные стратегические цели организации:

1. Надежное положение в отрасли.

2. Укрепление конкурентных позиций и повышение репутации компании.

3. Увеличение возможностей роста.

4. Определение новых условий ведения бизнеса.

5. Приведение организационной структуры управления в соответствие со стратегией.

ООО «Спецрегионкомплект» является узкопрофильной компанией, поэтому разрабатывать стратегию мы будем на двух уровнях:

1) уровень разработки деловой стратегии;

2) уровень разработки  функциональных стратегий (конкретные  стратегические программы действий  в каждой функциональной сфере  деятельности организации).

На каждом из этих уровней мы сформулируем стратегические альтернативы организации, проведем оценку отобранных стратегических альтернатив и выберем одну или несколько наилучших стратегий развития.

В рамках деловой стратегии, основной задачей которой является установление и укрепление долгосрочной конкурентной позиции организации на рынке, мы рассмотрим 3 имеющиеся в нашем распоряжении стратегические альтернативы:

1) рост бизнес-единицы;

2) удержание завоеванных  позиций;

3) отступление и ликвидация  бизнеса.

Для нашей организации наиболее эффективной будет стратегия роста, предполагающая перепозиционирование компании на рынке и направленная на достижение более высоких показателей ее деятельности по сравнению с предшествующими периодами.

Выбор варианта стратегии роста мы осуществим на основе анализа матрицы Ансофа «товар-рынок» (рис. 1).

 

Рис.1 Матрица Ансофа “товар-рынок”

 

Потенциал роста ООО «Спецрегионкомплект» в отрасли производства кирпича начал резко сокращаться, поэтому выход на новые рынки и решение о переходе от узкой специализации к диверсификации является наиболее приемлемым вариантом развития компании. Фирма располагает достаточным потенциалом в виде большой площади со складскими помещениями и гаражами, не задействованной в производственном процессе, удобного месторасположения (вблизи крупного жилого сектора и других мелких компаний), времени, высококвалифицированного персонала, наличия современного подвижного состава. Наиболее эффективным с точки зрения возможностей фирмы и потребностей рынка будет переход в отрасль общестроительной и ремонтно-строительной деятельности. Необходимо также рассмотреть варианты по оказанию автотранспортных, бытовых и сервисных услуг населению, организации на территории общества автостоянок и открытых торговых точек, лизинга, т.е. сдачи в аренду производственных помещений и оборудования, что позволит ООО «Спецрегионкомплект» сократить потребность в кредитах, а следовательно, выплаты процентов за пользование ими, уменьшить стоимость амортизации и таким образом снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации.

Стратегия роста предполагает разработку базовой конкурентной стратегии, т.е. основных подходов по ведению конкурентной борьбы, укреплению позиций на рынке и привлечения клиентов.

Возможны 5 вариантов основных конкурентных стратегий:

1. Стратегия лидерства по издержкам.

2. Стратегия широкой дифференциации.

3. Стратегия оптимальных издержек.

4. Сфокусированная стратегия низких издержек.

5. Сфокусированная стратегия дифференциации.

Для ООО «Спецрегионкомплект» оптимальной будет стратегия лидерства в издержках, предполагающая, что общие издержки производства фирмы по всей цепочки ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов. Выбор этой стратегии можно объяснить следующим:

производство ориентировано на весь рынок, а не на узкий его сегмент; - кирпич, выпускаемый в отрасли, имеет практически аналогичные характеристики и ограниченный несколькими марками ассортимент;

потребители на рынке наиболее чувствительны к цене продукции, а не к ее качеству.

Создание конкурентного преимущества организации возможно за счет применения наступательных стратегических действий. Для ООО «Спецрегионкомплект» как небольшой компании, занимающей достаточно слабые позиции по отношению к лидерам отрасли, следует применить стратегию партизанской войны. При этом основными способами ведения такой войны должны стать:

атака, направленная на группы покупателей, не представляющих интереса для основных конкурентов;

осуществление небольших редких атак на позиции конкурентов с использованием тактики разового снижения цен с целью выиграть большой заказ или переманить перспективного клиента;

единичные, но интенсивные всплески активности по продвижению продукции на рынок.

Для защиты своего конкурентного преимущества от новых фирм, желающих выйти на рынок и существующих конкурентов, организации необходимо использовать оборонительную стратегию, которая заключается в попытке помешать конкурентам начать наступательные действия. Она может быть реализована путем:

предложения продукции, близкой по своим качественным характеристикам к продукции конкурентов по более низкой цене;

сохранения спроса покупателей на свою продукцию за счет предоставления скидок и рекламы; поиска дилеров и дистрибьюторов;

увеличения объемов продаж в кредит;

постоянного контроля за продукцией и действиями конкурентов.

Разработаем основные функциональные стратегии ООО «Спецрегионкомплект» в области производства, финансов и маркетинга. Результаты представим в табличной форме.

Производственная стратегия ООО «Спецрегионкомплект» на период с 2007 по 2010 год.

Основные цели в области производства:

. Реорганизация процесса  производства и его совершенствование.

. Снижение издержек на  единицу продукции.

. Повышение качества продукции  и его строгое соответствие  требованиям стандартов и нормативно-технической  документации.

Таблица 3.

№ п/п

Наименование стратегической позиции

Стратегическая цель

Конкретные действия и мероприятия

1

Производственные мощности

Повышение отдачи с единицы производственных мощностей. Повышение производительности труда

Замена действующего и внедрение более совершенного Итальянского или Югославского оборудования и технологий производства. Увеличение количества единиц техники и оборудования

2

Технологии производства

Обновление технологий производства

Внедрение технологии полусухого прессования, характеризующейся упрощенной схемой приготовления сырьевой смеси и облегчающей одну их наиболее сложных и длительных стадий технологического процесса - сушку. Оно позволит снизить на 20-45% себестоимость кирпича, сократить % брака при производстве, повысить его качественные характеристики

3

Ресурсы

Расширение ресурсной базы и обеспечение ее стабильности

Снижение зависимости предприятия от каменного угля и переход на использование природного газа

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»