Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ системы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, а также разработка стратегии развития конкретной организации на примере ООО «Спецрегионкомплект».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, основные функции и задачи стратегического менеджмента; рассмотреть процесс создания и реализации стратегии развития организации и дать характеристику каждого его этапа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации………………………6
1.2. Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания…………………………………………………………………………… 13
1.3. Значение стратегического подхода в управлении организацией малого бизнеса……………………………………………………………………………….16
Глава 2. Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»……………………………….20
2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования………………………………………………………………………...20
2.2 Анализ общей ситуации в отрасли и стратегической позиции ООО «Спецрегионкомплект»…………………………………………………………….23
2.3 Основные стратегические проблемы организации…………………………...32
Глава 3. Рекомендации и предложения по выбору основных направлений совершенствования деятельности ООО «Спецрегионкомплект»……………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсак стратегический менеджмент в орган малого бизнеса Вахрушев.docx

— 197.46 Кб (Скачать файл)

В силу своих внутренних преимуществ, придающих организациям малого бизнесу гибкость, мобильность и способность к быстрым структурным и техническим сдвигам, они имеют потенциальные возможности эффективной рыночной самореализации при условии разработки долгосрочной стратегии поведения. Поэтому внедрение системы стратегического менеджмента, основная задача которой - определение долгосрочной перспективы развития в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также обеспечение нововведений и изменений в организации предопределяет дальнейшее успешное существование и развитие компании в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Таким образом, стратегический подход к управлению организацией малого бизнеса в быстро меняющейся среде - это постоянный поиск наиболее выгодных вариантов взаимодействия с ней для обеспечения будущего фирмы, позволяющий:

распознать и правильно оценить внутренние и внешние риски;

обеспечить лучшую подготовку к использованию потенциальных возможностей организации и к защите от угроз;

выявить проблемы и трудности, с которыми организации предстоит столкнуться в будущем, прежде чем это произойдет, и на основании этого принять правильное решение.

конкурентный стратегия рынок

 

 

Глава 2 Анализ и оценка стратегического менеджмента в организации малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект».

 

2.1 Характеристика организации ООО «Спецрегионкомплект» как объекта исследования.

 

Объектом исследования в нашей работе является коммерческая организация малого бизнеса ООО «Спецрегионкомплект», расположенная по адресу: г. Курск, ул. Пучковка, д.53 и основанная в 2000 году.

С точки зрения организационно-правовой формы рассматриваемая организация является Обществом с ограниченной ответственностью. Она создана для ведения хозяйственной деятельности в целях получения прибыли и действует в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Учредителями являются физические и юридические лица («ООО Эскулап») с долей в уставном капитале 81% и 19% соответственно. Они не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных вкладов.

ООО «Спецрегионкомплект» является собственником имущества и денежных взносов, переданных ему учредителями; продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности; полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет поступает в полное его распоряжение, направления использования которой определяется учредителями.

Общество вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Оно может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

ООО «Спецрегионкомплект» может приобретать необходимые ему ресурсы и реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом.

Основное направление деятельности ООО «Спецрегионкомплект» - производство красного керамического кирпича. Постепенно разрабатывается и внедряется второе достаточно перспективное для организации направление - оказание услуг в сфере промышленного и жилого строительства, а также ведения ремонтно-строительных работ.

Общая площадь, занимаемая ООО «Спецрегионкомплект» включает:

 территорию фирмы (2.5 га) в черте города:

административное здание (офис фирмы);

складские помещения;

гаражи;

 кирпичный завод в  д. Старково общей площадью 2.1 га:

цеха и производственные здания;

помещения для хранения запасов и единиц техники;

столовая;

 незаконченный строительный  объект в Медвенке (1.4 га).

Основной удельный вес среди основных фондов ООО "Спецрегионкомплект" приходится на производственное оборудование цехов кирпичного завода (68,76 %), что объясняется спецификой предприятия. Однако процент его изношенности в среднем по предприятию составляет более 80 %.

Подвижной состав предприятия (14.3% основных фондов) на 01.01.2006 года насчитывает 15 единиц, в том числе: экскаваторы (2), бульдозеры (1), самосвалы (3), бортовые (1), рееферный погрузчик (2), автопогрузчики (2), микроавтобусы (4) и отличается высокой производительностью и низкими издержками на его эксплуатацию.

Основными потребителями продукции ООО "Спецрегионкомплект" являются коммерческие строительные организации и физические лица.

Общее количество сотрудников в зависимости от сезона колеблется от 56 до 90 человек, что объясняется спецификой работы общества. В летний сезон на кирпичный завод привлекается дополнительная рабочая сила (количество которой определяется исходя из величины заказов на кирпич) среди местных жителей района и студентов, желающих подработать в период каникул.

Структура ООО "Спецрегионкомплект" включает:

1. Штаб работников аппарата управления (генеральный директор предприятия, его заместитель, юрист, менеджер по кадрам, секретарь).

2. Бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер-кассир).

3. Отдел снабжения.

4. Штаб линейного персонала (рабочие строительных специальностей: каменщики, плотники, электрики, газоэлектросварщики, штукатуры; кладовщики, водители, трактористы, грузчики, сторожа, уборщицы).

5. Кирпичный участок (начальник смены, инженеры цехов, промышленно-производственный персонал, разнорабочие, водители).

Организация в соответствии с действующим законодательством предоставляет своим сотрудникам полный пакет социальных гарантий, а также обеспечивает безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

 

 

  1. 2. Анализ ситуации в отрасли и стратегической позиции компании.

 

Проанализируем общую ситуацию в отрасли и конкуренцию в ней с целью изучения среды, в условиях которой функционирует ООО «Спецрегионкомплект».

Рассмотрим основные экономические показатели, характеризующие отрасль по производству красного керамического кирпича в г. Курске:

Темпы роста размеров рынка: 6-7% в год.

Стадия жизненного цикла: зрелость.

Число компаний в отрасли: около 9.

Потребители: около 200, в основном строительные организации.

Технологии/инновации: относительно однородны, однако имеются новейшие разработки в значительной мере ускоряющие и упрощающие процесс производства, но требующие от организации крупных финансовых вложений на стадии их внедрения.

Характеристики продукции: высокая степень стандартизации, основное различие в показателях прочности, влагопоглощения, морозостойкости, являющихся определяющими для потребителя.

Экономия на масштабах производства: умеренная, все компании имеют практически одинаковые производственные издержки, экономия возможна на материально-техническом обеспечении (приобретение топлива, энергии и сырья) и транспортных расходах.

Загруженность производственных мощностей: 70-100%.

Прибыльность отрасли: средняя, сильно зависит от динамики спроса.

Конкурентная среда в отрасли характеризуется сильной напряженностью конкурентной борьбы между производителями, относительно велика угроза выхода на рынок новых фирм при наличии продукции с приемлемым качеством и по более низкой цене. Отрасль имеет благоприятные перспективы для получения прибыли и соответственно является привлекательной для новых фирм и инвесторов, т.к. спрос на ее продукцию повышается в связи с массовым строительством на территории области.

Проанализируем стратегическую позицию и состояние ООО «Спецрегионкомплект» с целью:

оценки эффективности действующей стратегии;

выявления сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз;

определения конкурентной позиции компании на рынке.

Для оценки эффективности действующей стратегии проведем анализ следующих показателей: доля рынка и место компании в отрасли; тенденция изменения размеров прибыли; объем продаж; размер кредитов и инвестиций; уровень использования технологий и инноваций; качество продукции; репутация фирмы в глазах потребителей, ее имидж.

На сегодняшний день в Курске производство красного керамического кирпича осуществляется Комбинатом строительных материалов (28% общей доли рынка), Рышковским кирпичным заводом (43%), ООО «Спецрегионкомплект» (9%). Поставщиками этого вида кирпича на рынок строительных материалов являются также 6 организаций из других районов области, занимающие в совокупности 20% рынка. Распределение доли рынка между ними показано на рис.1.

 

Рис.1 Диаграмма распределения доли рынка между производителями красного керамического кирпича по г. Курску

 

 

Показатели прибыли ООО «Спецрегионкомплект» показаны на рис.2

Рис. 2 Динамика изменения размеров прибыли ООО «Спецрегионкомплект» по годам

 

Об объеме продаж организации можно судить по значениям первого и второго показателей (рис.1,2). Он существенно (в 3-5 раз, по данным на 2005 г.) ниже, чем у Рышковского кирпичного завода и Комбината строительных материалов. На протяжении последних двух лет наблюдается тенденция резкого сокращения доли продаж фирмы от общего количества произведенной продукции (в 3.8 раза меньше показателя 2003 г), что обусловлено выходом на рынок новых производителей с более конкурентоспособной продукцией. Сократился в целом и общий объем выпуска кирпича.

В 2000 г. учредителями ООО «Спецрегионкомплект» был взят крупный кредит на приобретение кирпичного завода, основных транспортных средств и некоторого оборудования, строительство офиса фирмы, т.е. на организацию производственного процесса. Организация поставила задачу постоянно увеличивать выплаты по кредиту за счет прибыли, полученной от реализации своей продукции. Однако высокие издержки и низкие объемы продаж существенно уменьшили за последние 2 года общие доходы фирмы, вынуждая ее привлекать дополнительные средства за счет новых кредитов и вкладов инвесторов.

Основными условиями эффективной организации процесса производства кирпича в отрасли являются месторасположение предприятия, используемое оборудование и технологии производства. Территория кирпичного завода ООО "Спецрегионкомплект" занимает выгодное положение с точки зрения близости сырьевых ресурсов (месторождений глины), что обеспечивает фирме бесплатное сырье и является важным конкурентным преимуществом. При этом себестоимость кирпича достаточно высокая. Это объясняется удаленностью завода от поставщиков главного источника топлива - каменного угля и высокими затратами на его доставку и транспортировку. Производство осуществляется на отечественном (белорусском) оборудовании, которое эксплуатируется уже более 30 лет и не позволяет организации внедрять новые технологии, использование которых могло бы значительно ускорить процесс производства, в несколько раз повысить качество выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость. Основные объемы выпуска приходятся на период с апреля по сентябрь, т.е. теплое время года, из-за отсутствия у предприятия оборудования и помещений для сушки кирпича, которая в настоящее время осуществляется на открытом воздухе и ведет к сокращению значений основных показателей качественных характеристик продукта. Поэтому качество продукции ООО «Спецрегионкомплект» уступает качеству своих конкурентов и не пользуется высоким спросом у потребителей. Соответственно, репутация фирмы в глазах клиентов относительно невысокая.

Проведенный анализ показал, что стратегическое и финансовое положение ООО «Спецрегионкомплект» достаточно слабое по отношению к основным конкурентам. Об этом свидетельствует относительно небольшая доля рынка (9%), занимаемая фирмой, тенденция уменьшения размеров прибыли и значительного сокращения объемов продаж, сильная зависимость производства от привлеченных средств, слабое инвестирование, использование устаревшего оборудования и неэффективных технологий производства, высокие издержки и низкое качество продукции.

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что действующая в организации стратегия является неэффективной и ООО «Спецрегионкомплект» нуждается в разработке новой стратегии развития компании.

Проведем оценку внутренней и внешней среды компании, с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности организации, а также ее внешних возможностей и угроз методом SWOT-анализа.

 

Таблица 1

Внутренняя среда

Внешняя среда

Сила - выгодное месторасположение офиса фирмы и завода по изготовлению кирпича; - бесплатное сырье (глина); - наличие современного подвижного состава; - большая площадь, занимаемая организацией, наличие складов, гаражей, свободных помещений. - высокая квалификация персонала.

Возможности - привлечение новых инвесторов; - диверсификация в новую отрасль; - внедрение и использование нового оборудования и технологий производства; - переход на новый источник топлива природный газ; - выход на новые рынки; - более рациональное использование потенциала организации и ее сотрудников.

Слабость - отсутствие четкого стратегического направления развития; - устаревшее оборудование; - неэффективная и капиталоемкая технология производства; - недостаток финансирования; - узкий ассортимент продукции; - низкое по сравнению с конкурентами качество; - недостаточный имидж на рынке; - неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; - высокие издержки; - низкая прибыльность; - отставание в области исследований и разработок; - узкая производственная линия

Угрозы - выход на рынок новых более сильных конкурентов; - рост цен на топливо и энергию; - резкое сокращение объемов продаж и прибыли и неспособность организации расплачиваться по долгам;  - рост увольнений персонала из-за достаточно низкого уровня заработной платы и продолжительных задержек ее выплаты.


 

 

Проведенный SWOT-анализ позволяет нам сделать следующий вывод: сильными сторонами ООО "Спецрегионкомплект» является выгодное месторасположение организации, наличие современного подвижного состава и высокая квалификация персонала, что впоследствии, при диверсификация в новые отрасли, необходимо превратить в его главные конкурентные преимущества. Слабые стороны, такие как отсутствие четкого стратегического направления развития, высокие издержки производства, низкое качества продукции, недостаток финансирования значительно ограничивают возможности компании использовать определенные перспективы отрасли и делают ее достаточно уязвимой. Их сглаживанию необходимо уделить основное внимание при разработке стратегии компании. ООО "Спецрегионкомплект» имеет ряд потенциальных возможностей развития путем привлечения новых инвесторов, внедрения и использования нового оборудования и технологий производства, перехода от узкой специализации к диверсификации и т.д. Основной внешней угрозой фирмы является выход на рынок новых более сильных конкурентов и усиление позиций ныне существующих.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО «Спецрегионкомплект»