Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:30, курсовая работа
Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.
Следует помнить, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность – не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения.
Виды стратегий принятия решений
Стратегии, которыми руководствуются в процессе выбора решений, можно разделить на две группы: алгоритмические и эвристические. Алгоритмические – это системы алгоритмических правил, четко определенных и позволяющих произвести выбор альтернативы за конечное число шагов. Эвристические стратегии – это набор правил, принципов и приемов интуитивного характера, которые гораздо менее четко определены и не всегда позволяют получить оптимальное решение.
Выбор той или иной стратегии принятия решения зависит от вида ситуации.
Многие экономисты и психологи обращают внимание на то, что величина риска может оказывать основное влияние на выбор альтернативы. Риск определяют как дисперсию либо как математическое ожидание убытка, величину убытка, разность между выигрышем и проигрышем и т.д.
Алгоритмические стратегии. К этому классу стратегий относится стратегия максимизации субъективно ожидаемой полезности. В основе этой стратегии лежит четыре главных предположения:
- оценка субъективной
вероятности результата не
- стратегия предполагает,
что риск, связанный с данной
альтернативой, не имеет
- при использовании этой
стратегии набор гипотез
- использование данной
стратегии возможно при
Применение алгоритмических
стратегий часто превышает
Действуя в рамках эвристической стратегии, человек принимающий решение, воспринимает ситуацию как набор таких характеристик, как: вероятность выигрыша (ВВ), размер выигрыша (РВ), вероятность проигрыша (ВП), размер проигрыша (РП), риск (R) и т.д. Тем самым он создает факторное представление ситуации.
В зависимости от правил оперирования этими факторами в процессе выбора различают два варианта эвристических стратегий.
1) Внутренняя стратегия – это стратегия, применяя которую лицо, принимающее решение, рассматривает каждую ситуацию как единое целое и сравнивает интенсивность ее свойств.
Можно различать два вида
внутреннего анализа. Первый основан
на непосредственном сравнении факторов
– между выигрышем и
Другой вид внутреннего анализа состоит в сравнении факторов с определенными внешними критериями и проверке того, соответствуют ли они этому критерию. Глобальная оценка привлекательности выбора зависит от соотношений между свойствами и их критериями.
2) Внешняя стратегия состоит
в том, что лицо, принимающее
решение, сравнивает
Таким образом, можно сделать
вывод, что достоинство этих стратегий
состоит в способности
2.3 Роль и значение стратегических решений в стратегическом процессе
Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости
решения вышеперечисленных
На основе проведенного анализа
в процессе разработки стратегии
происходит формирование стратегического
мышления путем обсуждения и согласования
с управленческим линейным аппаратом
концепции развития фирмы в целом;
рекомендация новых стратегий развития,
создание новых видов изделий, совершенствование
уже выпускаемой продукции, формулирование
проектов целей и подготовка директив
для долгосрочного
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.
Эта система предусматривает следующее:
- проведение постоянного
- доведение результатов
анализа и их оценки до
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
в) важные, но не срочные задачи,
требующие постоянного
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются
немедленно проектным группам для
принятия по ним решений, а также
соответствующим оперативно-
Стратегическое управление
основывается на стратегических целях
компании, а именно, не на нынешней,
а на будущей структуре
Стратегическое управление
предполагает, что фирма определяет
свои ключевые позиции на перспективу
в зависимости от приоритетности
целей. Отсюда различные виды стратегий,
на которые фирма может
- Продуктово-рыночная стратегия
направлена на определение:
- Стратегия маркетинга
предполагает гибкое
- Конкурентная стратегия
направлена на снижение
- Стратегия управления
набором отраслей предполагает,
что высшее руководство фирмы
постоянно держит под
- Стратегия нововведений
(инновационная политика) предполагает
объединение целей технической
политики и политики
- Стратегия капиталовложений
предполагает определение
- Стратегия развития направлена
на реализацию целей
- Стратегия поглощения
предполагает приобретение
- Стратегия зарубежного
инвестирования направлена на
создание за рубежом
- Стратегия ориентации
на расширение экспортной
- Стратегия внешнеэкономической
экспансии предполагает по
В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.
3.1 Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия стратегических решений.
При исследовании процессов
принятия решений в теории основное
внимание уделялось важности данного
процесса в управлении, так как
процесс принятия решения занимает
центральное, иерархически главное
место в структуре
Таким образом, стратегические решения пронизывают все уровни и стадии стратегического управления. В этой связи необходимо отметить важность стратегического управления в организации.
Обстановка постоянно изменяется, будь то важное открытие в области технологии, успешный вывод конкурентом на рынок нового товара, расширение интересов покупателей и всегда остается определенная степень неуверенности в будущем и руководитель не может предусмотреть все стратегические действия заранее и следовать этим намеченным маршрутом, не внося изменений. Отсутствие стратегии зачастую приводит к непониманию не только руководителя, но и работающего персонала целей организации, к неумению адаптироваться к изменениям во внешней среде и во многих проблемных ситуациях возможно неправильное понимание и принятие зачастую необоснованных решений. А осуществление стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организации, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, руководству всем, что направлено на достижение намеченных результатов.