Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:32, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена сущность и применение стратегического менеджмента, а также стратегии ОАО «Бублик». В первой теоретической части дана характеристика сущности стратегического менеджмента, определены её основные элементы, ключевые аспекты, концепции развития и предпосылки возникновения. Во второй теоретической части рассмотрены; - выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса (концентрации, интеграции, диверсификации, сокращения); - Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey, ADL.
Содержание
Аннотация……..………………………………………………………………..3
Введение……….……………………………………………………………….4
1. Сущность, содержание и роль стратегического менеджмента
для обеспечения эффективности деятельности организации…………..4
1.1 Сущность стратегического менеджмента……………………..…..4
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента….……4
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента…….5
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента…….…6
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента………………………..7
1.2 Функции стратегического менеджмента…………………………..…….9
2. Выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса……..10
2.1 Сущность стратегии организации……………………………………10
2.2 Типы стратегий развития бизнеса……………………………………12
2.3 Определение стратегии фирмы………………………………………19
3. Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey,
ADL……………………………………………………………..…………27
3.1 Матрица «Рост — доля рынка» ( BCG)……………………..……….27
3.2 Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»
GE/Mc Kinsey…………………………………………………….…….30
3.3 Матрица АДЛ (ADL)…………………………………………………34
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………….………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………..52
Содержание
Аннотация……..……………………………………………
Введение……….………………………………………………
для обеспечения
1.1 Сущность стратегического менеджмента……………………..…..4
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента….……4
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента…….5
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента…….…6
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента………………………..7
1.2 Функции стратегического менеджмента…………………………..…….9
2. Выработка
стратегии фирмы, типы
2.1 Сущность
стратегии организации………………………
2.2 Типы стратегий
развития бизнеса……………………………………
2.3 Определение
стратегии фирмы………………………………………
3. Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey,
ADL……………………………………………………………..……
3.1 Матрица «Рост — доля рынка» ( BCG)……………………..……….27
3.2 Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»
GE/Mc Kinsey…………………………………………………….…….
3.3 Матрица АДЛ (ADL)…………………………………………………34
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………….………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………..52
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрена
сущность и применение стратегического
менеджмента, а также стратегии ОАО «Бублик».
В первой теоретической части дана характеристика сущности стратегического менеджмента, определены её основные элементы, ключевые аспекты, концепции развития и предпосылки возникновения.
Во второй теоретической части рассмотрены
- выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса (концентрации, интеграции, диверсификации, сокращения);
- Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey, ADL.
Во третьей части, практической, произведен анализ внутренних и внешних факторов деятельности ОАО «Бублик», выявлены слабые и сильные стороны, дана характеристика данного объекта исследования, рассмотрены нынешние и будущие стратегические планы.
Объем данной курсовой работы составляет 52 листа. В том числе 13 таблиц и 7 рисунков.
ВВЕДЕНИЕ
Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году См.: Rumelt R.P. Strategy, Stracture, and Economic Performance, Cambridge, MA: Harvard University, 1974.. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году См.: Porter M. Competitive Strategy, New-York, Free Press, 1980.. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент
- это процесс, посредством которого
менеджеры устанавливают
Стратегический менеджмент - это процесс формирования целей организации и управления для их достижения См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988..
Стратегический менеджмент - это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации См.: Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy. Boston, houghton Miffin, 1988..
1. Сущность, содержание и роль стратегического менеджмента для обеспечения эффективности деятельности организации.
1.1 Сущность стратегического менеджмента
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента
Условия возникновения стратегического менеджмента:
- технологические прорывы,
требующие прогнозирования
- насыщение рынка товаров
и услуг, что привело к
- начавшийся процесс
Этапы становления стратегического менеджмента:
- Управление на основе контроля за исполнением. Условием для такого управления является представление о стабильной среде организации на изменение, проявляется после свершения событий (реактивная адаптация).
- Управление на основе
экстраполяции или
- Управление на основе
предвидения изменений или “
- Управление на основе
гибких решений или “
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
- Стратегические решения
связаны в основном с внешними,
а не внутренними проблемами
организации. В менеджменте
- Стратегическое управление
родилось эволюционно из
- Стратегический менеджмент
предполагает не только
- Стратегический менеджмент
требует предпринимательского
- Стратегический менеджмент
- объединение интуиции и
- Стратегический менеджмент - процесс, который уникален для каждой фирмы.
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:
- Стратегический менеджмент
обеспечивает общее понимание
того, для чего функционирует
организация и принимаются
- Стратегический менеджмент
призван обеспечить не текущий
успех организации, а ее
- Стратегический менеджмент
позволяет объединить решение
руководителей всех уровней
- Стратегический менеджмент
обеспечивает возможность
- Стратегический менеджмент
создает среду, которая
- В стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.
Недостатки стратегического менеджмента:
- Стратегический менеджмент
в силу своей сущности не
может дать точной и детальной
картины будущего, что затрудняет
разработку стратегических
- Стратегический менеджмент
не имеет описательной теории,
которая предписывает, что и как
делать при решении
- Требуются огромные усилия,
большие затраты времени и
ресурсов для того, чтобы в
организации начал
- В настоящее время
резко усиливаются негативные
последствия ошибок
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента
Этапы стратегического менеджмента:
- анализ среды;
- формирование стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка и контроль реализации стратегии.
Анализ среды - считается
исходным этапом процесса стратегического
управления, так как он обеспечивает
основу для определения миссии и
целей организации и выработки
стратегии. Внешнее окружение - набор
переменных, угроз и возможностей,
находящихся за пределами предприятия
и неподдающиеся краткосрочному
контролю со стороны руководства. Внутреннее
окружение - набор переменных (силы
и слабости), находящихся внутри
организации и поддающихся
Формирование стратегии - определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии - процесс определения миссии и целей организации, а также выбора стратегии достижения этих целей.
Реализация стратегии - процесс,
в котором стратегия
Оценка и контроль реализации
стратегии - обеспечивает устойчивую обратную
связь между реализацией
Требования к стратегическому менеджеру
В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;
- уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;