Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена сущность и применение стратегического менеджмента, а также стратегии ОАО «Бублик». В первой теоретической части дана характеристика сущности стратегического менеджмента, определены её основные элементы, ключевые аспекты, концепции развития и предпосылки возникновения. Во второй теоретической части рассмотрены; - выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса (концентрации, интеграции, диверсификации, сокращения); - Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey, ADL.

Содержание работы

Содержание
Аннотация……..………………………………………………………………..3
Введение……….……………………………………………………………….4
1. Сущность, содержание и роль стратегического менеджмента
для обеспечения эффективности деятельности организации…………..4
1.1 Сущность стратегического менеджмента……………………..…..4
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента….……4
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента…….5
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента…….…6
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента………………………..7
1.2 Функции стратегического менеджмента…………………………..…….9
2. Выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса……..10
2.1 Сущность стратегии организации……………………………………10
2.2 Типы стратегий развития бизнеса……………………………………12
2.3 Определение стратегии фирмы………………………………………19
3. Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey,
ADL……………………………………………………………..…………27
3.1 Матрица «Рост — доля рынка» ( BCG)……………………..……….27
3.2 Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»
GE/Mc Kinsey…………………………………………………….…….30
3.3 Матрица АДЛ (ADL)…………………………………………………34
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………….………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 760.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Аннотация……..………………………………………………………………..3

Введение……….……………………………………………………………….4

  1. Сущность, содержание и роль стратегического менеджмента

 для обеспечения эффективности  деятельности организации…………..4

1.1 Сущность стратегического  менеджмента……………………..…..4

1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента….……4

1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента…….5

1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента…….…6

1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента………………………..7

1.2 Функции стратегического менеджмента…………………………..…….9

2. Выработка  стратегии фирмы, типы стратегий  развития бизнеса……..10

2.1 Сущность  стратегии организации……………………………………10

2.2 Типы стратегий  развития бизнеса……………………………………12

2.3 Определение  стратегии фирмы………………………………………19

    3. Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey,  

        ADL……………………………………………………………..…………27

       3.1 Матрица «Рост — доля рынка» ( BCG)……………………..……….27

       3.2 Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»         

            GE/Mc Kinsey…………………………………………………….…….30

       3.3  Матрица АДЛ (ADL)…………………………………………………34

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………….………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………..52

 

 

 

АННОТАЦИЯ  
 
В данной курсовой работе рассмотрена сущность и применение стратегического менеджмента, а также стратегии ОАО «Бублик».

В первой теоретической части  дана характеристика сущности стратегического  менеджмента, определены её основные элементы, ключевые аспекты, концепции развития и предпосылки возникновения.

Во второй теоретической  части рассмотрены

- выработка стратегии фирмы, типы стратегий развития бизнеса (концентрации, интеграции, диверсификации, сокращения);

- Анализ позиций в конкуренции с помощью матриц BCG, GE/Mc Kinsey, ADL.

Во третьей части, практической, произведен анализ внутренних и внешних факторов деятельности ОАО «Бублик», выявлены слабые и сильные стороны, дана характеристика данного объекта исследования, рассмотрены нынешние и будущие стратегические планы.

Объем данной курсовой работы составляет 52 листа. В том числе 13 таблиц и 7 рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться  после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году См.: Rumelt R.P. Strategy, Stracture, and Economic Performance, Cambridge, MA: Harvard University, 1974.. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году См.: Porter M. Competitive Strategy, New-York, Free Press, 1980.. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.

Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают  стратегии их достижения в свете  всех возможных внутренних и внешних  обстоятельств и принимают к  исполнению выбранный план действий См.: Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell..

Стратегический менеджмент - это процесс формирования целей  организации и управления для  их достижения См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988..

Стратегический менеджмент - это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей  в настоящей и будущей внешней  среде организации См.: Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy. Boston, houghton Miffin, 1988..

1. Сущность, содержание и роль стратегического менеджмента для обеспечения эффективности деятельности организации.

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента

Условия возникновения стратегического  менеджмента:

- технологические прорывы,  требующие прогнозирования новых  производственно-технологических возможностей;

- насыщение рынка товаров  и услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

- начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.

Этапы становления стратегического  менеджмента:

- Управление на основе  контроля за исполнением. Условием для такого управления является представление о стабильной среде организации на изменение, проявляется после свершения событий (реактивная адаптация).

- Управление на основе  экстраполяции или долгосрочное  планирование (1950-е г.г.). Основывается на выявлении текущих изменений, определенных показателей деятельности предприятия и экстраполяцией выявленных тенденций в будущее. Этот подход наиболее полезен для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста, так и запланированного сокращения производства.

- Управление на основе  предвидения изменений или “стратегическое  планирование”. Стратегическое  планирование позволяет вовремя  предусмотреть будущие тенденции  и определить реакцию на них  путем выработки соответствующей  стратегии. Этот подход основывается  на выявлении тенденций не  только экономического развития  корпораций, но и внешней среды.  Стратегическое планирование опирается  на выявленные сильные и слабые  стороны организации, а также  возможности и угрозы во внешней  среде с учетом тенденций на  их изменения.

- Управление на основе  гибких решений или “стратегический  менеджмент”. Помимо прогнозирования  изменений во внешней среде  “стратегический менеджмент” предусматривает  управление стратегическими возможностями  и созданием конкурентных преимуществ,  необходимых для успеха фирмы  в будущем.

1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

- Стратегические решения  связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами  организации. В менеджменте сам  термин “стратегический” означает - “влияющий на отношения между  фирмами и окружающей средой”.

- Стратегическое управление  родилось эволюционно из стратегического  планирования, которое составляет  его сущностную основу. В отличие  от долгосрочного планирования  при стратегическом планировании  и управлении определяется, что  организация должна делать в  настоящее время, чтобы достичь  желаемых целей в будущем, а  также вырабатывается способность  реагировать на изменения в  окружении, позволяющие достичь  этих целей.

- Стратегический менеджмент  предполагает не только адаптацию  предприятия к внешней среде,  но и направленное воздействие  на среду, ее изменение и  создание условий для реализации  стратегии и достижения целей.  Внешняя среда - область стратегических  изменений, которые осуществляются  в процессе реализации стратегии.

- Стратегический менеджмент  требует предпринимательского стиля  поведения TOP-менеджеров, который  характеризуется стремлением к  изменениям, предвидением будущих  опасностей, поиском новых возможностей  и новых управленческих решений  и т.д.

- Стратегический менеджмент - объединение интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию  к стратегическим целям, высокий  профессионализм и творчество  служащих, обеспечивающих связь  организации со средой, а также  активное включение всех работников  в реализацию задач организации,  направленную на достижение цели.

- Стратегический менеджмент - процесс, который уникален для  каждой фирмы.

1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента

Преимущества стратегического  подхода к управлению организацией:

- Стратегический менеджмент  обеспечивает общее понимание  того, для чего функционирует  организация и принимаются определенные  управленческие решения (это позволяет  предать единую направленность  деятельности всех подразделений  и персонала организации для  достижения ее стратегических  целей);

- Стратегический менеджмент  призван обеспечить не текущий  успех организации, а ее постоянное  развитие в условиях не стабильности  внешней среды и жесткой конкуренции;

- Стратегический менеджмент  позволяет объединить решение  руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

- Стратегический менеджмент  обеспечивает возможность оценивать  альтернативные варианты использования  ресурсов, то есть разумно переносить  ресурсы в стратегически обоснованные  и эффективные проекты;

- Стратегический менеджмент  создает среду, которая поощряет  активное руководство организации,  а не пассивное реагирование  на изменение ситуации;

- В стратегическом менеджменте  используются самые новые и  прогрессивные разработки.

Недостатки стратегического  менеджмента:

- Стратегический менеджмент  в силу своей сущности не  может дать точной и детальной  картины будущего, что затрудняет  разработку стратегических планов  и их реализацию;

- Стратегический менеджмент  не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных  задач и в конкретных ситуациях.  Каждым менеджером стратегический  менеджмент понимается и реализуется  по-своему, но не каждый обладает  стратегическим предвидением;

- Требуются огромные усилия, большие затраты времени и  ресурсов для того, чтобы в  организации начал осуществляется  процесс стратегического управления;

- В настоящее время  резко усиливаются негативные  последствия ошибок стратегического  предвидения.

1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента

Этапы стратегического менеджмента:

- анализ среды;

- формирование стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль  реализации стратегии.

Анализ среды - считается  исходным этапом процесса стратегического  управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и  целей организации и выработки  стратегии. Внешнее окружение - набор  переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия  и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение - набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Формирование стратегии - определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии - процесс определения миссии и  целей организации, а также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии - процесс, в котором стратегия преобразуется  в действия на основе разработанных  программ, бюджетов и процедур, а  также это - процесс проведения стратегических изменений в организации, переводящих  ее в такое состояние, в котором  организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии - обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии  и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение  того, в какой мере реализация стратегии  приводит к достижению целей фирмы.

Требования  к стратегическому менеджеру

В условиях современной сложной  и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет  разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

- быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

- уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;

Информация о работе Стратегический менеджмент