Стратегический подход к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Стратегический менеджмент – это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельностью, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий.
Главной задачей стратегического менеджмента является формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Стратегический менеджмент необходим для выживания организации её успешного балансирования в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3) (1).docx

— 113.65 Кб (Скачать файл)

1.Стратегический подход  к управлению.

1.1Сущность стратегического  менеджмента.

Стратегический менеджмент – это  управленческий процесс, при котором  руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельностью, разрабатывают стратегии  для достижения поставленных задач  в контексте всех существующих внутренних и внешних условий.

Главной задачей стратегического  менеджмента является формирование и развитие конкурентных преимуществ  организации в условиях постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Стратегический менеджмент необходим для выживания организации её успешного балансирования в условиях рынка.

Взаимосвязь компонентов стратегического менеджмента.

Цель стратегического менеджмента - достижение оптимального уровня эффективности  и конкурентоспособности товара (услуги) и организации в целом.

Задача стратегического менеджмента - направленное воздействие на среду, её изменения и создание условий  для реализации стратегических целей.

Структура системы  стратегического менеджмента.

1.1 стратегия повышения качества

1.2 стратегия ресурсосбережения

1.3стратегия расширения рынка  сбыта

1.4 стратегия развития производства

2.1 методическое обеспечение

2.2 ресурсное обеспечение

2.3информационное обеспечение

2.4 правовое обеспечение

3.1 стратегический маркетинг

3.2 стратегия фирмы

4.1 управление персоналом по  разработке и реализации стратегических  планов

4.2 разработка стратегических управленческих  решений.

Стратегическое управление возможно лишь на предприятие адаптированном и эффективно текущем функционирование.

 

 

В основе стратегического менеджмента  лежит стремление объяснить:

1) почему некоторые компании  достигают конкурентные преимущества  перед другими.

2) какая стратегия является наиболее  эффективной.

Стратегия - центральный элемент  стратегического управления.

Стратегия- это комплексный план осуществления миссии и достижений организации.

Стратегия предприятия состоит  из продуманных целенаправленных действий по достижению целей организации  и реакций на непредвиденные развития событий.

Стратегия определяет:

1)какой путь выбирает руководство  организации для достижения поставленной  цели.

2) какие ограничения вытекают  из особенностей организации и каковы границы стратегического выбора.

3) какой хотят видеть свою  организацию её собственники, менеджеры,  сотрудники, клиенты в длительной  перспективе. 

Стратегия является общей концепцией достижения целей организации.

Выделим элементы стратегии:

1) системе целей (миссия, общеорганизационные  и специфические цели).

2)политика организации (совокупность  конкретных правил организации).

3) осязаемые ресурсы (физические  и финансовые активы организации,  т. е. то что, определяет техническую   компетенцию организации).

4) неосязаемые ресурсы (торговая  марка, престиж, имидж, специальные  знания персонала).

Для реализации стратегии организации  необходимо:

1) создание организационных возможностей  для успешного выполнения стратегии.

2) управление бюджетом с целью  выгодного размещения средств.

3) определение политики фирмы  обеспечивающей реализацию стратегии.

4) мотивация служащих для более  эффективной работы и достижения  наилучших результатов по реализации  стратегии; создание благоприятной  атмосферы в нутрии организации.

5) обеспечение внутреннего руководства,  необходимого для продвижения  по пути реализации стратегии  и контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена.

6) проведение необходимых структурных  изменений в организации, которые  позволят ей адаптироваться к  внешней среде.

Стратегия организации - это указания о том, как перевести организацию  оттуда, где она находится сейчас, туда, где она желает быть. Стратегия  всегда ориентирована на действие, т. е. что делать, когда делать и  кто будет это делать. Стратегия  организации постоянно усовершенствуется  т. к. невозможно предугадать, что ждёт организацию в будущем.

1.2 Классификация стратегии.

Корпоративная стратегия 

 

          Деловая стратегия

 

    

       Функциональная  стратегия

 

             Операционная стратегия





В организации стратегия планируется, осуществляется и усовершенствуется  на нескольких уровнях: корпоративном, уровне предприятия, функциональном, оперативном. Разработку стратегий можно представить  в виде пирамиды. Стратегии всех уровней должны быть взаимосвязаны. Процесс создания стратегии направляется сверху вниз от корпоративной к операционной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корпоративная стратегия.

Определяет организацию в целом  и является общим планом управления для диверсифицированной компании. Она состоит из действий, предпринимаемых  для утверждения своих позиций  в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании. Стратегические решения  этого уровня наиболее сложные т.к. касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается  продуктовая стратегия организации. Одна из целей корпоративной стратегии - выбор хозяйственных подразделений, в которые следует направлять инвестиции. На уровне корпоративной  стратегии распределяются ресурсы  между подразделениями на основе портфельного анализа. Решаются вопросы  о диверсификации производства с  целью снижения хозяйственного риска  и получения эффекта синергии.

Строится и изменяется структура  организации, решения о слиянии, вхождение в интегративные структуры. Решаются вопросы об отказе от убыточного или непривлекательного бизнеса.

Корпоративная стратегия создаётся  высшим руководством. Они несут ответственность  за анализ сообщений и рекомендации от руководства более низкого  уровня.

Деловая стратегия.

Направлена на установление и укрепление стратегических позиций организации на рынке в долгосрочном периоде.

Складывается из основных направлений:

1) реакция на изменения, происходящие  в данной отрасли, политике, экономике  и других значимых сферах.

2)разработка конкурентных мер  и действий, дающих прочное преимущество  перед конкурентами.

3) объединение стратегических инициатив  функциональных отделов.

4) решение конкретных стратегических  проблем, актуальных в данный  момент.

Эта стратегия часто воплощается  в бизнес- плане и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продавать свою продукцию, как будет её рекламировать. Деловую стратегию часто называют стратегией конкуренции. Для предприятия с одним видом деятельности деловая стратегия совпадает с корпоративной. Деловая стратегия одновременно является атакующей и оборонительной, т. е. некоторые действия могут быть наступлением на рыночные позиции конкурентов или действия  направленные нейтрализовать новые методы конкурентной борьбы. Деловая стратегия затрагивает также усовершенствование способов и методов работы позволяющие достичь конкурентного преимущества.

Успешная деловая стратегия  направлена на развитие профессионализма. Профессионализм в основной сфере  деятельности достигается через  научные разработки, усовершенствование производственного процесса,. Профессионализм невозможно приобрести за короткий период времени. Структурное единство и координация действия различных направлений делают деловую стратегию более сильной. Ответственность за деловую стратегию несут менеджеры, отвечающие за какое либо направление.

 Функциональная стратегия.

Разрабатывается функциональными  отделами и службами предприятия  на основе корпоративной и деловой. Цель функциональной стратегии: распределение  ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения  в рамках общей стратегии. Данная стратегия конкретизирует отдельные  детали в общем плане развития компании через определение подходов, необходимых действий по управлению отдельным подразделением.

Функциональная стратегия- это план производства. Ответственность за деловую стратегию несут руководители подразделения. Между стратегиями различных подразделений должна существовать тесная связь иначе возможны конфликтные стратегии. Успешная деловая стратегия возможнее лишь при скоординированных и взаимодополняемых стратегиях.

Операционная  стратегия.

Это решение каждодневных оперативных  задач, имеющих стратегическую важность. Она завершает общий план работы компании. Ответственность несут  руководители среднего звена. Операционная стратегия является начальным звеном корпоративной стратегии.

1.3.Прцесс стратегического  управления.

Значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выжить в  конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возрастает в  последнее время. Изменение позиций  потребителей на рынке и появление  у него новых требований, ускорение  изменений в окружающей среде, интернационализация  и глобализация, функционирование в  условиях ограниченных ресурсов, новые  открытия в науке и развитие информационных сетей, и многие другие причины обусловили резкое возрастание роли стратегического  управления.

Однако не существует универсального стратегического управления т. к. нет  единой стратегии для всех организаций  и предприятий. Все предприятия  отличаются друг от друга, и процесс  выработки стратегии также будет  отличен. Выбор стратегии зависит  от позиции на рынке, динамике её развития, её потенциала, поведения конкурентов, от производимого товара и услуг, состояния экономики, культурной среды  и многих других факторов.

Однако существуют общие принципы выработки стратегии поведения  и осуществления стратегического  управления:

Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей.

Сущность выработки и реализация стратегии состоит в том, что  выбрать нужно направление развития из множества альтернатив и направить  производственно- хозяйственную деятельность организации по выбранному пути.

Стратегическое управление тесно  связано с постановкой целей  организации и с поддержанием определённых взаимоотношений с  окружающей средой.

Однако стратегическое управление не является универсальным т.к. наряду с преимуществами стратегического  управления существуют  недостатки и ограничения:1) стратегическое управление уже в силу своей сущности не может  дать точной картины будущего; 2) стратегическое управление не может быть сведено  к набору процедур и схем; 3) для  стратегического управления требуется  огромные усилия и большие затраты  времени и ресурсов; 4) резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического поведения; 5) при осуществление стратегического управления часто основной упор делается на стратегическое планирование, а не на реализацию стратегического плана.

Таким образом, стратегическое управление- это деятельность, направленная на обеспечение стратегических позиций, которые обеспечивают длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

Стратегическое управление можно  рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих процессов, логически  вытекающих один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, следовательно, существует влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема стратегического  управления.

 

 

 

 

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, т.к. он обеспечивает базу для определения миссии и цели организации, выработки стратегического поведения. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей: макроокружение, конкурентная среда, внутренняя среда.

Определение миссии и  цели состоит из трёх процессов, каждый из которых требует большой и ответственной работы. Первый подпроцесс- определение миссии, которая в концентрированной форме выражает смысл существования организации. Второй подпроцесс- определение долгосрочной цели. Третий подпроцесс- определение краткосрочной цели.

Чёткое определение миссии и  цели организации позволяет правильно  выбрать стратегию поведения.

Определение и выбор  стратегии. После определения миссии и цели организации наступает этап выбора стратегии или создание долгосрочного плана достижения конкретных долгосрочных целей. При определение стратегии в условиях рынка организация сталкивается с тремя основными вопросами: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти.

Выполнение стратегии можно отнести к критическому процессу т. к. его успешное осуществление ведёт организацию к поставленной цели. Здесь необходимо учитывать непредвиденные изменения внешней среды. Особое значение должно уделяется правильности использования потенциалов организации.

Правила успешной реализации стратегии:1) цели, стратегии и планы должны быть хорошо доведены до сотрудников;2) своевременно обеспечивать всеми необходимыми для реализации стратегии ресурсами.

В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определённые задачи и осуществляет закреплённые за ними функции.

Оценка выбранной  стратегии осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учёта при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности существования стратегии. Определяется, приведёт выбранная стратегия к достижению цели организации или нет. Обеспечивает остойчивую обратную связь между  процессами достижения цели и самой целью.

1.4. Организация деятельности  по разработке стратегии.

Важную роль в формирование стратегии  отводится высшему руководству  организации. Высшее руководство формулирует  общую стратегию, распределяет ответственность  между исполнителями, координирует мероприятия по реализации стратегии. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляется по разным направлениям: «снизу вверх» (децентрализованная форма), «сверху вниз» (централизованная форма), во взаимодействии двух вышеназванных направлений. Принятие стратегических решений методом «снизу вверх» означает, что информация накапливается в производственных отделах, которые определяют свои цели планы. В тоже время задачи каждого подразделения и общая стратегия организации, формируемые на высшем уровне управления, служат для подразделений руководящей линией, которые на этой основе разрабатываю  так называемые тактические планы.

Информация о работе Стратегический подход к управлению