3.4.
Необходимые изменения в организационной
системе стратегического управления
МУЗ «Новоалтайская Городская больница».
Для стабильного
функционирования и успешного стратегического
управления Л.П.У. первоначально необходимо
усовершенствование нормативно- правового
регулирования экономических отношений.
Правовое регулирование экономических
аспектов деятельности должно основываться
не только на принципах права, соблюдения
интересов государства и защите прав граждан,
но и соответствовать экономическим законам,
способствовать эффективной хозяйственной
деятельности учреждения здравоохранения.
Для Л.П.У. существует жёсткая регламентация
предпринимательской деятельности, к
которой относятся платные медицинские
услуги населению. Расширив объём платных
медицинских услуг мы получим дополнительные
финансовые средства, а, следовательно,
и расширим возможности учреждения в дальнейшем
развитие. Но здесь возникают противоречия
с Бюджетным Кодексом и Гражданским Законодательством.
Идея расширить экономическую деятельность
вступает в конфликт с требованиями финансовой
дисциплины и подходами к целевому использованию
средств. В этом случае предлагаю два приемлемых
варианта, по моему мнению, решения противоречий
- Сформировать обособленное подразделение (предусмотрено в Гражданском и Налоговом Кодексе Р.Ф.), расположенное в не места расположения основной организации, создание новых рабочих мест, оформление юридического лица, ведение отдельного бух. баланса, входящего потом в общий баланс организации.
- Реорганизация в некоммерчискую организацию со статусом А.Н.О. (автономная некоммерческая организация). При этом права граждан на получение гарантированной бесплатной помощи будут соблюдены и появится возможность увеличения объёма оказания платных медицинских услуг, доходы от которые уже будут собственностью учреждения, т. е. получение экономической свободы. Рациональное соотношение между разными формами медицинского обслуживания доля платного обслуживания должна составлять 20%, бесплатного40%, страхового 40%.
Необходим переход
от управления ориентированного на выживание
к стратегическому управлению через
координальные изменения. Эти изменения
должны быть сделаны как руководством
и сотрудниками Л.П.У., так и администрацией
территории и органами управления на местах.
В этой связи
от руководства Л.П.У. требуется:
- определить цели и задачи учреждения в условиях рыночной экономики
- разработать план достижения целей стабилизирующих учреждение в современных условиях
- провести оценку кадрового потенциала учреждения с целью выявления перспективных работников
- корректировка организационной структуры, привлечение необходимых специалистов по управлению учреждением
- провести оценку материально- технической базы учреждения, с целью выявления имеющихся скрытых и нереализованных возможностей
- изучить мнение населения и медицинского персонала о качестве медицинского обслуживания в учреждение
- определить положение Л.П.У. на рынке медицинских услуг
- разработать систему мероприятий по стимулированию труда работников с учётом объёма и качества выполняемой работы
- определить план закупок необходимого оборудования (совместно с органами управления здравоохранения)
- провести перерасчёт медика - экономических стандартов
- провести перерасчёт имеющихся платных медицинских услуг исходя из их себестоимости, потребительской стоимости, востребованности населением, а также заинтересованности медицинского персонала в реализации их законным путём
- привлечение спонсоров для приобретения необходимого оборудования
- привлечение ведущих специалистов из других учреждений
- принимать участие в апробации новых лекарственных средств и методов лечения
- проводить медико-социальные и маркетинговые исследования.
В свою очередь,
органы управления здравоохранения, местные
администрации, фонд О.М.С. должны провести
работу по следующим направлениям:
- разработка и утверждение органами власти различных уровней распоряжений по стабилизации деятельности учреждений здравоохранения (минимизация налогов и сборов, социальная поддержка работников учреждения и др.)
- разработка целевых программ по приобретению мед. оборудования, повышения квалификации работников и др.
в процессе
перехода учреждения на новый уровень
функционирования важное место должно
отводится процессу изменения миссии
каждого сотрудника - от главного врача
до младшего персонала т. к. изменение
цели организации приведёт к изменению
образа жизни человека. Измениться должен
не только облик, но, что более важно, мысли
и действия по отношению к себе, коллективу,
пациентам и учреждению.
В структуру
управления МУЗ Новоалтайская Городская
больница необходимо добавить новое звено-
менеджера по управлению т. к. при отсутствие
нужного специалиста его функции и обязанности
переложены на руководителей разных уровней.
Появление грамотного специалиста поможет
чётче планировать дальнейшее развитие,
строить стратегические планы и решать
стратегические задачи.
В планах социально-
экономического развития города также
необходимы изменения отрасли здравоохранания.
Стратегческое управление должно быть
направлении не на мероприятия направленные
на лечение уже возникших заболеваний,
а на предупреждение, раннюю диагностику
и профилактику заболевания. Исходя из
вышесказанного приоритетными стратегическими
направлениями становятся:
- агитация здорового образа жизни
- профилактика детской заболеваемости
- разработка эффективных механизмов взаимодействия администрации города с руководителями предприятий по улучшению труда работников
- создание в городе единой системы здравоохранения
- развитие внебольничного сектора медицинской помощи
- расширение оказания медицинской помощи по принципу «врач общей практики»
- организация централизованной профилактики ( проф. осмотр, прививки, сан. контроль)
- развитие социальной системы защиты работников здравоохранения
- сотрудничество работников спортивных и образовательных учреждений со здравоохранительными организациями.
Заключение.
В современных
условиях фундаментом успешного
функционирования организации становится
её стратегическое управление.
Стратегический
менеджмент как концепция управления
организацией позволяет объяснить,
почему некоторые организации развиваются
и процветают, а иные терпят крах.
Именно стратегия является основным
условием устойчивого развития и
сохранения конкурентоспособности
фирмы в долгосрочной перспективе.
Теория стратегического управления
была разработана американскими
исследователями бизнеса и консультационными
фирмами, далее этот аппарат вошёл
в арсенал методов внутрифирменного
управления всех развитых стран. В хозяйственной
практике России механизм стратегического
управления находится в стадии становления.
Важной темой современной российской
экономики является разработка стратегий
выживания, особенно для государственных
предприятий. Стратегия выживания -
это способ сохранения и обеспечения
эффективной деятельности предприятия
в условиях перехода к рыночной экономики.
Основные
цели стратегического выживания:
- Приспособление (адаптация) к рынку
- Отказ от старых методов хозяйствования
- Обеспечение стабильной хозяйственной деятельности
- Сохранение ресурсного потенциала
Современная
стратегия носит комплексный
характер.
Основная
цель развития здравоохранения состоит
в обеспечении его дальнейшего развития
на основе повышения эффективности отросли,
что связано с реализацией следующих стратегий
в области управления:
- Разумным сочетанием централизации и децентрализации в управлении системой здравоохранения; повышения роли учреждения здравоохранения в качестве основополагающего элемента системы, обеспечивающего её функционирование и развитие; представление руководителю учреждения самостоятельности в управление ресурсами при одновременном повышении ответственности через изменения установленного правового и экономического статуса учреждения.
- Усилением интегративных процессов: формирование медицинских объединений, способствующих повышению эффективности использования ресурсов при улучшение качества медицинского обслуживания на принципах распределения видов и объёмов помощи; интеграции управленческих усилий органов государственной власти и системы социального страхования.
- Обеспечение дальнейшего функционирования и развития отраслевой инфраструктуры (обеспечивающих служб) на основе дальнейшего формирования и укрепления рыночных отношений, проведения маркетинговых исследований, совершенствования системы ценообразования
- Обеспечение государственных стратегических приоритетов в сохранении, укреплении и развитии национальной базы эффективных медицинских технологий, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке.
Реализация
намеченных стратегий позволит поднять
отрасль на новый уровень развития,
что потребует отказа от устаревших
форм медицинских организаций и
методов работы, пересмотра системы
управления здравоохранения на основе
применения современных принципов
и методов стратегического управления.
Работа на
медицинском рынке, в условиях конкуренции,
требует от руководителя Л.П.У. углубленных
знаний особенностей функционирования
рынка медицинских услуг и
применения методов стратегического
управления для дальнейшего успешного
функционирования Л.П.У.
Стратегическое
управление в здравоохранение- это
основа управления текущей деятельностью
в рамках достижения качественно определённых
перспективных целей с учётом перемен
во внешней среде.
В современных
условиях изменился подход к разработке
стратегии организации. Если раньше
считалось, что стратегия, дающая фирме
преимущество в конкурентной борьбе,
должна быть известна только узкому кругу
руководителей и не должна разглашаться,
то сейчас стратегия формируется
открыто.
Стратегия должна
быть не только делом руководителей,
но и делом её непосредственных исполнителей,
в особенности работников, занятых
в области НИОКР, производства и
сбыта.
Использованная
литература:
- Баринов В.А.,Харченко В.А.Стратегический менеджмннт.М.:ИНФРА-М,2005.-2120.
- Виханский О.С.,Наумов А.И.Менеджмент: Учебник-3е. изд.- М.:Гордарики,1999.-528с.
- Глумаков В.Н.,Максимцов М.М.,Малышев Н.И.Стратегический менеджмент.:Практикум.-М.:Вузовский учебник,2006.-187с.
- Кадыров Н.Ф.,Петриков И.П.Медико=экономические проблемы здравоохранения на современном этапе.С-Пб.,1995.-347с.
- Котлер Ф.Основы менеджмента.-М.:Прогресс 1990.-366с.
- Лыскин Е.А. и др. Контролинг как инструмент управления предприятием.-М.:Об-во»знание» 1999.-80с.
- Люкшинов А.Н.Стратегический менеджмент.:Учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000._375с.
- Марков В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент.Курс лекций.=М.:ИНФРА-М. Новосибтрск: Сибирское соглашение,2000.-288с.
- Линцберг Г.И. и др. Школа стратегий.С-Пб.:Питер,2001.-160с.
- Райсберг Б.А. Кузьмина Н.Б.,Шиленко Ю.В.Российское здравоохранение: вхождение в рынок. М.:-ИНФРА-М;2000.-310с.
- Столяров С.А.Применение маркетинговых коммуникаций в здравоохранение.Новокузнецк.2000.-184с.
- Столяров С.А. Рынок медицинских услуг:Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления.-Барнаул.,2002.-258с.
- Степанов М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США.-М.:Наука 1998.-210с.
- Томсон А.А.,Стрикленд А.Д. Стратегический менеджментИскусство разработки и реализации стратегии:Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой.- М: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.-576с.
- Томсон А.А.,Стрикленд. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Перевод с 9го англ. Изд.-М.:ИНФРА-М.2001.-412с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник-5е изд. Испр. и доп. М:Дело.2002.=448с.
- Яблокова С.А. Стратегический менеджмент. Конспект лекций.- М.:Приор-издат,2005.-80с.
- Всероссийский экономический журнал №6-2001.
- Всероссийский экономический журнал №10- 2001.
- Всероссийский экономический журнал №11-2001.
- Экономика здравоохранения. Ж. №7-2004.
- Экономика здравоохранения .Ж. №8-2005.
- Экономика здравоохранения . Ж.№6-2006.
- Экономика здравоохранения. Ж. №9-2006.
- Конспекты лекций по дисциплине «Менеджмент».
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент».
- Устав МУЗ «Новоалтайская Городская больница».
Структура
МУЗ НГБ.