Стратегический синергизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение эффекта синергии.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1) рассмотреть сущность закона синергии;
2) изучить варианты реализации синергетического закона;
3) рассмотреть стратегии синергизма.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.59 Кб (Скачать файл)

Введение

 

На состояние и эффективность  работы любой организации влияют множество внутренних и внешних  факторов. Совместное действие нескольких факторов почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов. Именно это отличие, которое обычно называют эффектом синергии или кооперативным эффектом, является количественным выражением синергии. Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.

Многие руководители не знают  законов организации и руководствуются  здравым смыслом, который часто  приводит их к правильным результатам. Однако этот путь требует больших временных, нервных и ресурсных затрат. Нужно ли самому изобретать то, что уже давно создано другими и приводит к хорошим результатам? Профессиональное использование законов организации ведёт к центростремительным движениям в деятельности компании в сторону устойчивости и процветания.

Руководителей компании конечно  в большей степени должен интересовать закон синергии, так как знание механизма его действия может  существенно им помочь.

Предметом исследования в  данной курсовой работе является стратегический синергизм.

Объектом исследования является  предприятие ООО «Стройинструмент».

Цель данной работы: изучение эффекта синергии.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих  задач:

1) рассмотреть сущность  закона синергии;

2) изучить варианты реализации  синергетического закона;

3) рассмотреть стратегии синергизма.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического менеджмента: Ансофф И., Арутюнова Д.В., Кемпбелл Э., Попов С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты понятия стратегического  синергизма

 

1.1 Понятие синергии

 

Термины «синергия» и «синергизм», которые являются синонимами, были введены в научно-практический оборот в конце 60-х классиком стратегического менеджмента Игорем Ансоффом.

Суть синергии — это эффект, который характеризуется  условной формулой: 2 + 2 = 5. Другими словами, синергия имеет место тогда, когда эффект совместных действий существенно больше, чем простая сумма эффектов индивидуальных усилий.

Возможно, что  между синергией и более известным (по крайней мере, россиянам) системным эффектом теоретически существует какая-то значимая разница, но на практике эти понятия тождественны.

Истоки общей  синергии организации — в эффективности  использования всех ее различных ресурсов, а особенность стратегической синергии — в эффекте от использования именно стратегического фактора.

Обычно выделяют следующие три базовые возможности  или источника достижения синергии (синергетического эффекта).

  1. Функциональная возможность — достижение эффекта за счет того, что многие функциональные службы организации используют ее особую профессиональную компетенцию как в тактике всех специализированных видов деятельности организации, так и по всем ее бизнесам.
  2. Собственно стратегическая возможность — достижение положительного эффекта за счет комплиментарности всех конкурентных стратегий организации на всех уровнях, т.е. начиная от БКС конкретного товара и заканчивая корпоративной стратегией в качестве системной стратегии системы бизнесов.
  3. Управленческая (менеджерская) возможность — достижение эффекта посредством особой системной компетенции менеджмента организации.

Таким образом, специфическая ключевая цель стратегического управления, которая стоит и перед всеми менеджерами, и перед всеми специалистами организации (а не только теми, кто непосредственно занят разработкой стратегий), — это достижение максимальной синергии по стратегическому фактору.

Закон синергии имеет большое  значение для оптимизации системы  организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда  и самим трудом становится высокоэффективным  фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что  действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта.

В любой организации возможен как прирост энергии, так и  снижение общего энергетического ресурса  по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.

По закону синергии сумма  свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих.

При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение  различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических  систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и  изменение во времени.

Получаемый при этом организационный  суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом.

Синергетический эффект будет  иметь место, если все элементы и  части предприятия ориентированы  на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к  достижению частных целей, не связанных  с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.

Закон синергии и в организациях и на предприятиях проявляется через  сотрудничество. Вот почему бригадная  форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная.

Однако следует иметь  в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой  организации существует такой набор  элементов (ресурсов), при котором  её потенциал всегда будет либо существенно  больше простой суммы потенциалов  входящих в неё элементов, либо существенно  меньше.

Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры  как объекта, так и субъекта организации  необходимо оценивать две его  составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную –  разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств.

Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального  или преступного подхода к  порученной деятельности.

Задача руководителя заключается  в том, чтобы найти такой набор  элементов и так соединить  их между собой, используя прогрессивные  формы организации, чтобы ресурсы  оптимально взаимодействовали бы между  собой, создавая эффект положительной  синергии.

Синергетический эффект может  быть получен за счёт:

  1. организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль);
  2. организации труда;
  3. организации производства;
  4. коллективного принятия решений;

5) организация оперативного производственного планирования и управления.

Знание закона синергии может  активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят  от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды  по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется  двумя значениями: знает закон  или не знает закон:

 Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии.

Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать  на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся  средств. Руководители компании будут  основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь  принимаемых специалистов, технические  характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может  не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.

 Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.

Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь  гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать  и правильно расставлять технологическое  оборудование и персонал, вводить  прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения.  Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.

 Третий вариант. Руководитель  и подчинённые знают о законе  синергии.

Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.

Достаточно трудно заранее  определить необходимые ресурсы  и условия их использования для  достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в  процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего  отслеживания экономического или социального  результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта  может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.

Приведём набор типовых  ситуаций, в какой-то мере характеризующих  приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:

– длительная и качественная работа оборудования без поломок;

– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся  в личном пользовании;

– хорошее настроение в  коллективе;

– снижение усталости работников;

– доверительные отношения  между сотрудниками;

– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

– сокращение технологического цикла;

– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;

– частичный отказ от услуг сторонних организаций;

– благотворительная деятельность;

– постоянный спрос на продукцию;

– активное приобретение работниками  акций своей компании;

– усиление лояльности к  своей организации и непосредственному  руководству;

– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;

– выработка и поддержка  традиций и ценностей организации;

– соотношение разработанных  и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;

– рост рационализаторских предложений по совершенствованию  производства и управления в организации;

– сокращение количества оперативных  совещаний и увеличение количества стратегических;

– устойчивость организации  к небольшим возмущающим воздействиям;

– усиление технологической  и организационной дисциплины и  т.п.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные  ситуации и формировать недостающие.

Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необходимо знать синергетические  характеристики фирмы и выстраивать  стратегию развития, используя синергетический  потенциал. Можно следующим образом  представить некоторые совместные синергетические эффекты.

Синергизм «масштаба». По мере усложнения организации роль кооперативности, синергии будет возрастать. Чем разнообразнее система, тем больше потенциал синергии. Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж. При одном и том же объеме инвестиций фирма, производящая весь набор товаров, может иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных конкурирующих компаний. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.

Информация о работе Стратегический синергизм