Стратегическое планирование и прогнозирование развития организации на примере ОАО «Уралмашзавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Цель написания дипломной работы – выбор наиболее подходящего направления стратегического развития для компании ОАО «Уралмашзавод» для более эффективного функционирования предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические подходы к понятию стратегии предприятия, определить ее задачи;
выявить особенности стратегического планирования: сущность, процесс и выработка стратегии предприятия
рассмотреть методы стратегического анализа предприятия;
дать характеристику ОАО «Уралмашзавод» и рассмотреть основные показатели его деятельности;

Содержание работы

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие стратегии предприятия и ее задачи 6
1.2 Особенности стратегического планирования: сущность, процесс
и выработка стратегии предприятия 17
1.3 Методы стратегического анализа предприятия 24

ГЛАВА 2. Анализ стратегии развития ОАО «УРАЛМАШЗАВОД» 34
2.1 Характеристика ОАО «Уралмашзавод» и основных показателей
его деятельности 34
2.2 Анализ кадрового потенциала и структура управления
ОАО «Уралмашзавод» 45
2.3 Стратегический анализ ОАО «Уралмашзавод» 55

Глава 3 Разработка плана стратегического развития ОАО «Уралмашзавод» 74
3.1 Составление плана стратегического развития предприятия 74
3.2 Организация работы по реализации плана стратегического
развития предприятия 82
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование и прогнозирование развития организации на примере ОАО Уралмашзавод™.docx

— 646.70 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Допустить к защите

 

Заведующий кафедрой

________

 

«___»_____________201__ г.

 

 

 

Специальность 080507.65 «Менеджмент  организации»

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

ТЕМА: Стратегическое планирование и прогнозирование развития организации на примере ОАО «Уралмашзавод»

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

группы № _____________

                                                                     _________ __________

 

Научный руководитель

_____________

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 
Содержание

 

Введение            3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1 Понятие стратегии предприятия  и ее задачи               6

1.2 Особенности стратегического  планирования: сущность, процесс 

и выработка стратегии  предприятия               17

1.3 Методы стратегического  анализа предприятия            24

 

ГЛАВА 2. Анализ стратегии развития ОАО «УРАЛМАШЗАВОД»  34

2.1 Характеристика ОАО  «Уралмашзавод» и основных показателей 

его деятельности                  34

2.2 Анализ кадрового потенциала  и структура управления 

ОАО «Уралмашзавод»                 45

2.3 Стратегический анализ  ОАО «Уралмашзавод»            55

 

Глава 3 Разработка плана стратегического развития ОАО «Уралмашзавод»                 74

3.1 Составление плана стратегического  развития предприятия          74

3.2 Организация работы  по реализации плана стратегического 

развития предприятия                 82

 

Заключение                   86

Список использованных источников и литературы            90

Приложения                   94

 

 

 

Введение

 

Значение стратегии, позволяющей  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко  возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для  бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных  технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели  к возрастанию значения выработки  стратегии развития организации. Именно с этим связана актуальность выбранной  темы.

 Слово «стратегия»  греческого происхождения и означает  «искусство развертывания войск  в бою» или «искусство генерала».  Этот военный термин широко  вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.  В менеджменте стратегия рассматривается  как долгосрочное качественно  определенное направление развития  организации, касающееся сферы,  средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри  организации, а также позиции  организации к окружающей среде,  приводящее организацию к ее  целям. Стратегия представляет  собой набор правил, которыми  руководствуется организация при  принятии управленческих решений,  чтобы обеспечить осуществление  миссии и достижение хозяйственных  целей организации. 

Стратегия – это детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления.

Единой стратегии для  всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой организации  свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

Объект дипломной работы - ОАО «Уралмашзавод».

Предмет исследования – процесс стратегического планирования и прогнозирования компании ОАО «Уралмашзавод».

Цель написания дипломной  работы – выбор наиболее подходящего  направления стратегического развития для компании ОАО «Уралмашзавод» для более эффективного функционирования предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие  задачи:

  1. рассмотреть теоретические подходы к понятию стратегии предприятия, определить ее задачи;
  2. выявить особенности  стратегического планирования: сущность, процесс и выработка стратегии предприятия
  3. рассмотреть методы стратегического анализа предприятия;
  4. дать характеристику ОАО «Уралмашзавод» и рассмотреть основные показатели его деятельности;
  5. провести анализ кадрового потенциала предприятия и структуру его управления;
  6. дать оценку стратегическому положению предприятия на рынке;
  7. составить план стратегического развития предприятия;
  8. рассмотреть организацию работы по реализации плана стратегического развития ОАО «Уралмашзавод».

Новизна исследования, проведенного в дипломной работе, заключается  в практическом значении совершенствования  системы стратегического управления на примере конкретного предприятия.

При написании дипломной  работы была использована широкая источниковая база определяющая основные принципы стратегического управление предприятия: нормативно-правовая литература, учебники, учебные пособия отечественных  авторов таких как Арутюнов В.В., Фатхутдинов Р.А., Хруцкий В.Е.., Савицкая Г.В., Шеремет А. Д. и др. Помимо этих источников использовались данные периодической печати, данные сайтов Интернет, а так же  бухгалтерская отчётность исследуемого предприятия, а именно бухгалтерский баланс (форма № 1), отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Уралмашзавод» за 2010-2012 гг.

Методологической основой  написания дипломной работы является вся совокупность приёмов и методов, с помощью которых исследуется  стратегическое положение предприятия.

Поставленная цель и задачи определили логику изложения и структуру  данной дипломной работы,  состоящую  из введения, трех глав и заключения. Дипломная работа изложена на 98 страницах машинописного текста, включает в себя 16 таблиц и 16 рисунков.

При написании дипломной  работы использовались следующие методики исследования: вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, статистические, графический  и другие методы.

При написании дипломной  работы были использованы следующие  методы исследования: анализ, классификация, описание и прогнозирование.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности  применения рекомендуемых мероприятий  для улучшения стратегии управления предприятия ОАО «Уралмашзавод».

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие стратегии предприятия ее задачи и виды

 

В настоящее время все  организации нуждаются в разработке и реализации стратегий. Данный термин происходит от греческого слова, которое  переводится как «искусство развертывания  войск в бою». Но в течение последних  десятилетий этот термин широко вошел  в обиход специалистов в области  управления, теорию и практику менеджмента  и стал общепризнанным понятием [8, с. 20].

Стратегия фирмы – это  общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных  целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью  глубокого анализа прошлых результатов  деятельности, внешней среды и  сложившихся отношений с конкурентами и поставщиками, а также на основе прогноза их изменения в будущем.

Вместе с тем стратегию  можно рассматривать и как  общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление  миссии и достижение ее стратегических целей. Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким  образом, чтобы организация приобрела  единое направление действий. Таким  образом, стратегия определяет границы  возможных действий организации  и принимаемых управленческих решений  в зависимости от конкретных условий  производственно-хозяйственной деятельности [17, с. 21].

А. Чандлер – один из основоположников стратегического менеджмента –  считает, что стратегия – это  определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Согласно А. Чандлеру понятие стратегии должно обязательно включать в себя три компонента:

  1. долгосрочные цели и задачи организации, т.е. определение того, куда организация желает следовать;
  2. курс действий, т.е. действия, направленные на достижение ранее поставленных целей;
  3. размещение ресурсов, которые подразделяются на: финансовые ресурсы (деньги, необходимые для вложения в капитальные и текущие активы), человеческие ресурсы (работники организации), материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, материальные запасы) и интеллектуальные ресурсы (базы данных, секретные материалы, ноу-хау, действующие патенты и лицензии, логотипы и т.д.).

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. В дальнейшем понятие  стратегии было дополнено и переработано рядом известных специалистов в  области стратегического менеджмента [8, с. 25].

Известный специалист в области  стратегического планирования и  управления И. Ансофф определяет стратегию  как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. И. Ансофф выделяет также несколько отличительных  особенностей стратегии:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии [2, с. 56-58].

Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных  специалистов в области стратегического  планирования и управления, носит  слишком общий характер. Более  того, из определения И. Ансоффа следует, что чаще всего стратегия не может  быть выражена явно. «Стратегии обычно стараются не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, либо как размытое представление  об общей цели фирмы, разделяемое  всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки».

Вместе с тем определение  стратегии как набора правил для  принятия решений позволяет прийти к очень важному и существенному  для процедуры стратегического  планирования и управления выводу –  стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а  также качественные изменения системы  ценностей высшего руководства  фирмы.

Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии предпринял Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию  как единство «5 P»: план (plan), образец, модель или шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy).

Согласно Г. Минцбергу, стратегия  как план есть некоторый набор  курсов действий, сформированных в  соответствии с ситуацией. Стратегия  как план приводит нас к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания – тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации и используют при принятии хозяйственных решений.

Таким образом, в стратегии  как плане формулируется мысленная  реализация заранее определенных намерений  высшего руководства. Стратегия  как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности  поведения высшего руководства  организации. Такое понимание стратегии  обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном  поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области  стратегического управления, должны быть преодолены в стратегическом плане  как условие его эффективности, воспринимаются Г. Минцбергом как условие  его реализуемости.

Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия, к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. Причем это соотнесение интересует предприятие не просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ  по отношению к другим фирмам-конкурентам  и нахождение компромиссных (эффективных  для всех сторон) решений для предприятий-партнеров. Как говорит Г. Минцберг, в данном случае предприятие подобно организму, который ищет свою экономическую  нишу, чтобы успешно бороться за выживание в мире враждебности и  нестабильности.

Информация о работе Стратегическое планирование и прогнозирование развития организации на примере ОАО «Уралмашзавод»