Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, дипломная работа
Цель написания дипломной работы – выбор наиболее подходящего направления стратегического развития для компании ОАО «Уралмашзавод» для более эффективного функционирования предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические подходы к понятию стратегии предприятия, определить ее задачи;
выявить особенности стратегического планирования: сущность, процесс и выработка стратегии предприятия
рассмотреть методы стратегического анализа предприятия;
дать характеристику ОАО «Уралмашзавод» и рассмотреть основные показатели его деятельности;
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие стратегии предприятия и ее задачи 6
1.2 Особенности стратегического планирования: сущность, процесс
и выработка стратегии предприятия 17
1.3 Методы стратегического анализа предприятия 24
ГЛАВА 2. Анализ стратегии развития ОАО «УРАЛМАШЗАВОД» 34
2.1 Характеристика ОАО «Уралмашзавод» и основных показателей
его деятельности 34
2.2 Анализ кадрового потенциала и структура управления
ОАО «Уралмашзавод» 45
2.3 Стратегический анализ ОАО «Уралмашзавод» 55
Глава 3 Разработка плана стратегического развития ОАО «Уралмашзавод» 74
3.1 Составление плана стратегического развития предприятия 74
3.2 Организация работы по реализации плана стратегического
развития предприятия 82
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра «Менеджмент»
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
________
«___»_____________201__ г.
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: Стратегическое планирование и прогнозирование развития организации на примере ОАО «Уралмашзавод»
Выполнил (а) студент (ка)
группы № _____________
Научный руководитель
_____________
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие стратегии предприятия и ее задачи 6
1.2 Особенности стратегического планирования: сущность, процесс
и выработка стратегии предприятия 17
1.3 Методы стратегического анализа предприятия 24
ГЛАВА 2. Анализ стратегии развития ОАО «УРАЛМАШЗАВОД» 34
2.1 Характеристика ОАО
«Уралмашзавод» и основных
его деятельности 34
2.2 Анализ кадрового потенциала и структура управления
ОАО «Уралмашзавод» 45
2.3 Стратегический анализ ОАО «Уралмашзавод» 55
Глава 3 Разработка
плана стратегического развития
ОАО «Уралмашзавод»
3.1 Составление плана
3.2 Организация работы
по реализации плана
развития предприятия
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90
Приложения 94
Введение
Значение стратегии, позволяющей
фирме выживать в конкурентной борьбе
в долгосрочной перспективе, резко
возросло в последние десятилетия.
Ускорение изменений в
Слово «стратегия»
греческого происхождения и
Стратегия – это детальный
всесторонний комплексный план, предназначенный
для того, чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и достижение
ее целей. Прежде всего, стратегия большей
частью формулируется и
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Объект дипломной работы - ОАО «Уралмашзавод».
Предмет исследования – процесс стратегического планирования и прогнозирования компании ОАО «Уралмашзавод».
Цель написания дипломной
работы – выбор наиболее подходящего
направления стратегического
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Новизна исследования, проведенного
в дипломной работе, заключается
в практическом значении совершенствования
системы стратегического
При написании дипломной работы была использована широкая источниковая база определяющая основные принципы стратегического управление предприятия: нормативно-правовая литература, учебники, учебные пособия отечественных авторов таких как Арутюнов В.В., Фатхутдинов Р.А., Хруцкий В.Е.., Савицкая Г.В., Шеремет А. Д. и др. Помимо этих источников использовались данные периодической печати, данные сайтов Интернет, а так же бухгалтерская отчётность исследуемого предприятия, а именно бухгалтерский баланс (форма № 1), отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Уралмашзавод» за 2010-2012 гг.
Методологической основой написания дипломной работы является вся совокупность приёмов и методов, с помощью которых исследуется стратегическое положение предприятия.
Поставленная цель и задачи определили логику изложения и структуру данной дипломной работы, состоящую из введения, трех глав и заключения. Дипломная работа изложена на 98 страницах машинописного текста, включает в себя 16 таблиц и 16 рисунков.
При написании дипломной работы использовались следующие методики исследования: вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, статистические, графический и другие методы.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, классификация, описание и прогнозирование.
Практическая ценность данной
работы заключается в возможности
применения рекомендуемых мероприятий
для улучшения стратегии
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии предприятия ее задачи и виды
В настоящее время все
организации нуждаются в
Стратегия фирмы – это
общее направление, способ управления,
набор правил и принципов, руководствуясь
которыми обеспечивают достижение устойчивых
конкурентных позиций и других главных
целей фирмы, исходя из ее реальных
возможностей, определяемых с помощью
глубокого анализа прошлых
Вместе с тем стратегию
можно рассматривать и как
общий комплексный план развития
организации, обеспечивающий осуществление
миссии и достижение ее стратегических
целей. Стратегия формируется исходя
из стратегических целей, она предлагает
основные методы их достижения таким
образом, чтобы организация приобрела
единое направление действий. Таким
образом, стратегия определяет границы
возможных действий организации
и принимаемых управленческих решений
в зависимости от конкретных условий
производственно-хозяйственной
А. Чандлер – один из основоположников стратегического менеджмента – считает, что стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Согласно А. Чандлеру понятие стратегии должно обязательно включать в себя три компонента:
Данное определение
Известный специалист в области стратегического планирования и управления И. Ансофф определяет стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф выделяет также несколько отличительных особенностей стратегии:
Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов в области стратегического планирования и управления, носит слишком общий характер. Более того, из определения И. Ансоффа следует, что чаще всего стратегия не может быть выражена явно. «Стратегии обычно стараются не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, либо как размытое представление об общей цели фирмы, разделяемое всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки».
Вместе с тем определение
стратегии как набора правил для
принятия решений позволяет прийти
к очень важному и
Попытку дать наиболее обобщенное
определение стратегии
Согласно Г. Минцбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания – тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации и используют при принятии хозяйственных решений.
Таким образом, в стратегии
как плане формулируется
Стратегия как позиционирование
есть соотнесение организации, предприятия,
к тому, что в теории управления
принято называть внешней средой.
Причем это соотнесение интересует
предприятие не просто в «чисто теоретическом»
аспекте, а как достижение предприятием
неких конкурентных преимуществ
по отношению к другим фирмам-конкурентам
и нахождение компромиссных (эффективных
для всех сторон) решений для предприятий-