Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа
Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация должна сделать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».
1.1. Характеристика 4
1.2. Составляющие стратегического управления 5
1.3.Методология исследования организации 6
1.4. Ключевые факторы успеха 8
1.5. Концепция стратегического менеджмента 9
1.6. Концепция диагностического анализа 11
2.1. Концепция стратегического планирования 13
2.2. Прогнозирование развития организации 16
Сущность прогнозирования 16
3.1. Классификация стратегий конкуренции 21
3.2. Общие стратегии конкуренции 24
4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28
Московский Энергетический Институт
Институт безопасности бизнеса
Курсовая работа
по дисциплине Стратегический менеджмент
на тему «Стратегическое планирование и стратегический менеджмент»
Оглавление
1.1. Характеристика 4
1.2. Составляющие стратегического управления 5
1.3.Методология исследования организации 6
1.4. Ключевые факторы успеха 8
1.5. Концепция стратегического менеджмента 9
1.6. Концепция диагностического анализа 11
2.1. Концепция стратегического планирования 13
2.2. Прогнозирование развития организации 16
Сущность прогнозирования 16
3.1. Классификация стратегий конкуренции 21
3.2. Общие стратегии конкуренции 24
4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28
Введение
Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация должна сделать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».
Западная корпоративная
В условиях высокого динамизма внешней
среды современное предприятие
может стать эффективным
Каждая организация
Стратегическое управление, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды. Для российских предприятий жизненно необходимым становится использование стратегического планирования и стратегического менеджмента, которое позволит заглянуть в будущее, сформулировать стратегию, определить главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.
Глава 1. Основы стратегического менеджмента
Концепция стратегического планирования,
которая затем перешла в
Сравнение концепций СУ и ОУ, используемых руководством организации (табл. 1.1)
Критерии для сравнения |
Концепция ОУ |
Концепция СУ |
Миссия, предназначение организации |
Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации |
Выживание организации в долгосрочной
перспективе посредством |
Преимущественная концентрация внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов |
Взгляд из организации во вне, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении. |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную и долгосрочную перспективу |
Ориентация на долгосрочную перспективу |
Управление персоналом |
Взгляд на работников как на ресурс, как на исполнителей отдельных функций и работ |
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник благополучия |
Основные факторы построения системы управления |
Функция и организационные структуры, процедуры, техника и технология |
Персонал, системы информационного обеспечения, рынок |
Оценка эффективности |
Эффективность деятельности и управления определяется как категория, отражающая прибыльность и рациональность использования производственного потенциала организации |
Эффективность деятельности и управления организацией выражается в том, насколько своевременно и точно организация реагирует на новые запросы со стороны рынка и изменяется в зависимости от изменения окружающей среды |
Потребности организаций в стратегическом управлении обусловлены необходимостью базировать свою деятельность на четко определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к переменам во внешней среде, регулярном пересмотре объемов и номенклатуры товаров, работ и видом предоставляемых услуг, необходимостью прочно занимать сегменты рынка, а при возможности – расширять их в конкурентной борьбе с другими предприятиями и организациями. Основные элементы (категории) стратегического менеджмента показаны на рис. 1.2.
Стратегический менеджмент (управление)
предполагает наличие пяти элементов:
умение смоделировать ситуацию (выявить
проблемы); умения выявить необходимые
изменения (сформулировать цели); умения
разработать стратегию
Умение смоделировать ситуацию (выявить проблемы) позволяет предприятию и организации установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение организации занять определенные позиции на рынке товаров и услуг.
Умение
разработать стратегию
Умение использовать различные способы воздействия состоят в том, чтобы запустить стратегию и получить необходимые результаты в планируемое время. Чтобы правильно установить, что должно быть сделано для внедрения и умелой реализации стратегии, а также получения хороших результатов, требуется высокая квалификация. Внедрение стратегии – это в основном практическая административная задача.
Умение вносить коррективы в стратегию. Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса предприятия или организации. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может привести к изменениям вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.
Этапы стратегического управления
В классической теории стратегического
менеджмента выделяют четыре основных
этапа стратегического
Диагностический анализ показателей организации
«Стратегический план организации»
«Разработка стратегий конкуренции»
Управление реализацией
Рис. 1.3. Концепции разработки стратегии развития организации
Исследование – это вид
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих этапов являются следующие (рис. 1.4.).
Рисунок 1.4. Этапы процесса исследования
Современная наука накопила целый
комплекс методов исследования (методологию),
который может быть применен для
проведения исследования организации.
Классификация приведена в
Методы исследования | |
|
-логические - эмпирические -анализа - синтеза - индукции - дедукции - эксперимента - наблюдения - классификации - доказательства - полемики - гипотез -типологии - метрологические |
|
- абстрактное и конкретное - эмпирические - первичное и вторичное - статика и динамика - объект и субъект - причина и следствие - противоречие и тождество - отрицание и утверждение - простое и сложное - ощущение и восприятие - внутреннее и внешнее - живое и неживое - макро- и микро- |
|
- системный подход - моделирование - деловая игра - дерево целей - сценариев развития - решения ситуаций - фактологический анализ - источниковедческий анализ - документационный анализ - информационный анализ - конструирования |
|
- теория вероятностей - интегральные исчисления - экономический анализ - корреляционный анализ - ранговая корреляция - экспертные оценки - матричный метод - нелинейное программирование - динамическое программирование - распознание образов |
|
- анкетирование - опрос -тестирование - социологическое наблюдение - панельный метод - аттестация - консультирование |
Таблица 1.1. Классификация методов исследования
Особое внимание в конкурентном анализе уделяется ключевым факторам успеха – наиболее ценным стратегическим идеям, обеспечивающим конкурентные преимущества организации. Процесс формирования ключевых факторов успеха (КФУ) включает оценку факторов конкуренции на основе конкурентного, ценового анализов, анализа клиентов и спроса на отраслевом рынке.
Обычно КФУ состоят из четырех – пяти факторов финансового и конкурентного успеха в отрасли. Установление КФУ особенно важно, т.к. они служат основой, на которой строится вся стратегия. Перечислим виды возможных КФУ для производственной организации:
Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент