Стратегическое планирование и стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация должна сделать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».

Содержание работы

1.1. Характеристика 4
1.2. Составляющие стратегического управления 5
1.3.Методология исследования организации 6
1.4. Ключевые факторы успеха 8
1.5. Концепция стратегического менеджмента 9
1.6. Концепция диагностического анализа 11
2.1. Концепция стратегического планирования 13
2.2. Прогнозирование развития организации 16
Сущность прогнозирования 16
3.1. Классификация стратегий конкуренции 21
3.2. Общие стратегии конкуренции 24
4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28

Файлы: 1 файл

Курсач менеджмент 4 курс.docx

— 7.67 Мб (Скачать файл)

Московский  Энергетический  Институт

Институт  безопасности бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Стратегический менеджмент

на тему «Стратегическое планирование и  стратегический менеджмент»

 

 

                                                                                                                                                                                        Студентки 4 курса

                                                                                                                                                                  группы ИБ-03-08

                                                                                                                                                                  Леденковой  Дарьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.1. Характеристика 4

1.2. Составляющие стратегического управления 5

1.3.Методология исследования организации 6

1.4. Ключевые факторы успеха 8

1.5. Концепция стратегического менеджмента 9

1.6. Концепция диагностического анализа 11

2.1. Концепция стратегического планирования 13

2.2. Прогнозирование развития организации 16

Сущность прогнозирования 16

3.1. Классификация стратегий конкуренции 21

3.2. Общие стратегии конкуренции 24

4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28

 

 

Введение


Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация  должна сделать в настоящем, чтобы  достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое  планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».

Западная корпоративная стратегия  издавна стоится на предположении  о том, что планирование защищает фирму от ошибок и способствует принятию оптимальных управленческих решений. Существование же российских предприятий  до недавнего времени опиралось  на принцип возможного планирования завтрашнего дня на основе сегодняшнего опыта даже в условиях рыночной экономики. Практика современного стратегического  планирования руководствуется другим тезисом: «Завтрашний день всегда отличается от сегодняшнего». В целях эффективного управления российскими организациями  необходимо учитывать такие тенденции  в современной мировой экономике, как глобализация спроса и предложения, индивидуализация и динамизм поведения  потребителей, новые современные  технологии, усиление международной  конкуренции.

В условиях высокого динамизма внешней  среды современное предприятие  может стать эффективным благодаря  своей способности приспосабливаться  к переменам. Эффективность адаптации  предприятий к внешним условиям функционирования обусловлена прежде всего компетентностью и определенным отношениям персонала к изменениям, гибкостью организационных структур управления и их соответствием принятым стратегическим направлениям, так как  «структура следует за стратегией».

Каждая организация развивается  по определенной стратегии, или, по словам П. Друкера, «действует на основе своего теории бизнеса», т.е. осуществляет выбор, который в значительной мере и  определяет ее путь.

Стратегическое управление, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, помогает собрать воедино  весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и  удержания конкурентных преимуществ  на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды. Для  российских предприятий жизненно необходимым  становится использование стратегического  планирования и стратегического  менеджмента, которое позволит заглянуть  в будущее, сформулировать стратегию, определить главные достоинства  и конкурентные преимущества, ликвидировать  стратегические угрозы и опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы стратегического менеджмента


1.1. Характеристика

Концепция стратегического планирования, которая затем перешла в концепцию  стратегического управления (СУ), возникла в ответ на возрастание динамизма и неопределенности внешней среды бизнеса в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ века. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями из-за изменений во внешнем окружении, американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись в направлении отхода от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективностью использования всех видов ресурсов. Сравним основные ключевые характеристики управления организацией в соответствии с концепцией стратегического управления и практикой оперативного (текущего) управления (ОУ), до сих пор используемой многими отечественными руководителями (табл.1.1).

Сравнение концепций СУ и ОУ, используемых руководством организации (табл.  1.1)

Критерии для сравнения

Концепция ОУ

Концепция СУ

Миссия, предназначение организации

Организация существует для производства товаров и услуг с целью  получения дохода от их реализации

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса во взаимоотношениях с окружением

Преимущественная концентрация внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск  путей более эффективного использования  ресурсов

Взгляд из организации во вне, поиск  новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация  к изменениям в окружении.

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и  долгосрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Управление персоналом

Взгляд на работников как на ресурс, как на исполнителей отдельных функций  и работ

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и  источник благополучия

Основные факторы построения системы  управления

Функция и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Персонал, системы информационного  обеспечения, рынок

Оценка эффективности деятельности и управления

Эффективность деятельности и управления определяется как категория, отражающая прибыльность и рациональность использования  производственного потенциала организации

Эффективность деятельности и управления организацией выражается в том, насколько  своевременно и точно организация  реагирует на новые запросы со стороны рынка и изменяется в  зависимости от изменения окружающей среды


 

Потребности организаций в стратегическом управлении обусловлены необходимостью базировать свою деятельность на четко  определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к переменам во внешней  среде, регулярном пересмотре объемов  и номенклатуры товаров, работ и  видом предоставляемых услуг, необходимостью прочно занимать сегменты рынка, а при  возможности – расширять их в  конкурентной борьбе с другими предприятиями  и организациями. Основные элементы (категории) стратегического менеджмента показаны на рис. 1.2.

 

 


1.2. Составляющие стратегического управления

Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умение смоделировать ситуацию (выявить  проблемы); умения выявить необходимые  изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение  и реализация стратегии); умения вносить  коррективы в стратегию (управление изменениями).

Умение  смоделировать ситуацию (выявить  проблемы) позволяет предприятию и организации установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение организации занять определенные позиции на рынке товаров и услуг.

Умение  разработать стратегию изменений (базовые стратегии) подразумевает решение главной управленческой проблемы: как достичь необходимых результатов с учетом положения организации и ее перспектив. Цели  - это «результаты», а стратегия – «средство» их достижения. Стратегия – это образ действий, которому должны следовать руководители для достижения стратегических и финансовых целей. Решение задачи разработки стратегии начинается с диагностического анализа организации. Только после того, как руководители получат анализ полной картины существования, она будут готовы к разработке обоснованной стратегии достижения финансовых и стратегических результатов. Неправильный диагноз или его отсутствие значительно повышают риск того, что будут предприняты непродуманные стратегические действия.

Умение  использовать различные способы  воздействия состоят в том,  чтобы запустить стратегию и получить необходимые результаты в планируемое время. Чтобы правильно установить, что должно быть сделано для внедрения и умелой реализации стратегии, а также получения хороших результатов, требуется высокая квалификация. Внедрение стратегии – это в основном практическая административная задача.

Умение  вносить коррективы в стратегию. Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса предприятия или организации. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может привести к изменениям вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

Этапы стратегического управления

В классической теории стратегического  менеджмента выделяют четыре основных этапа стратегического управления, которые вполне можно применить  к организации (рис. 1.3.).

Диагностический анализ показателей  организации


«Стратегический план организации»


«Разработка стратегий конкуренции»


Управление реализацией стратегии


Рис. 1.3. Концепции разработки стратегии  развития организации

1.3.Методология  исследования организации

Исследование – это вид деятельности человека, состоящий в распознавании  проблем и ситуаций; определении  их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей  поведения  и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые  необходимо учитывать при его  проведении и организации. Основными  из этих этапов являются следующие (рис. 1.4.).


 

Рисунок 1.4. Этапы процесса исследования

 

 

 

 

 

Современная наука накопила целый  комплекс методов исследования (методологию), который может быть применен для  проведения исследования организации. Классификация приведена в табл. 1.1.

Методы исследования

  1. Общенаучные методы

-логические                                       - эмпирические

-анализа                                             - синтеза

- индукции                                          - дедукции

- эксперимента                                 - наблюдения

- классификации                               - доказательства

- полемики                                         - гипотез

-типологии                                           - метрологические

  1. Диалектические методы

- абстрактное и конкретное           - эмпирические

- первичное и вторичное                 - статика и динамика

- объект и субъект                              -  количество и качество

- причина и следствие                       - необходимое и случайное

- противоречие и тождество           - отрицание и утверждение

- простое и сложное                         - главное и второстепенное

- ощущение и восприятие                - внутреннее и внешнее

- живое и неживое                            - определенное и неопределенное

- макро- и микро-                              -  прошлое и будущее

  1. Специальные методы

- системный подход                          - системный анализ

- моделирование                                - мозговой штурм

- деловая игра                                     - метод Дельфи

- дерево целей                                    - теория графов

- сценариев развития                        - прогнозирования

- решения ситуаций                            - синектики (соединения)

- фактологический анализ                 - источниковедческий анализ

- документационный анализ            - информационный анализ

- конструирования                               - диагностический анализ

  1. Экономико-математические методы

- теория вероятностей                        - математический анализ

- интегральные исчисления              - дифференциальные исчисления

- экономический анализ                    - дисперсионный анализ

- корреляционный анализ                 - регрессионный анализ

- ранговая корреляция                        - статистический анализ

- экспертные оценки                            - сетевое планирование

- матричный метод                               - линейное программирование

- нелинейное программирование    - динамическое программирование

- распознание образов                         - исследование операций

  1. Социологические методы

- анкетирование                                     - интервьюирование

- опрос                                                       - собеседование

-тестирование                                         - социометрические

- социологическое наблюдение        - социологический эксперимент

- панельный метод                                - презентация

- аттестация                                              - наставничество

- консультирование


Таблица 1.1. Классификация методов исследования

1.4. Ключевые факторы успеха

Особое внимание в конкурентном анализе уделяется ключевым факторам успеха – наиболее ценным стратегическим идеям, обеспечивающим конкурентные преимущества организации. Процесс формирования ключевых факторов успеха (КФУ) включает оценку факторов конкуренции на основе конкурентного, ценового анализов, анализа клиентов и спроса на отраслевом рынке.

Обычно КФУ состоят из четырех  – пяти факторов финансового и  конкурентного успеха в отрасли. Установление КФУ особенно важно, т.к. они служат основой, на которой строится вся стратегия. Перечислим виды возможных  КФУ для производственной организации:

  1. Факторы, связанные с технологией и новой техникой: опыт научных исследований и налаженные связи с НИИ и КБ; возможности нововведений в производственный процесс; возможности нововведений в продукцию; опыт в определенной технологии; быстрое внедрение новой техники; наличие «ноу-хау», защищенного патентом.
  2. Факторы, связанные с производством: эффективность производства; качество продукции (меньше дефектов, меньше ремонта); высокое использование основных средств; низкая себестоимость продукции за счет массового производства; доступ к достаточным запасам сырья и квалифицированной рабочей силе; высокая производительность труда; дизайн и инжиниринг продукции с низкой себестоимостью; гибкость производства, способность выполнять заказы покупателей.
  3. Факторы, связанные с логистикой: хорошо развитая сеть дистрибьюторов и дилеров; завоевание больших пространств на полках магазинов, супермаркетов; наличие собственных магазинов у организаций; низкая стоимость распределения и поставки товаров; быстрая доставка по заказу оптовых покупателей.
  4. Факторы, связанные с маркетингом: хорошо обученный и эффективно работающий персонал маркетинга; наличие надежной службы сервиса и технической помощи; безошибочное выполнение заказов покупателей; широкий ассортимент товаров и услуг; умение продавать товар клиентам; привлекательная упаковка и реклама продукта; гарантия на товар, торговые скидки и сервисное обслуживание.
  5. Факторы, связанные с персоналом: высокая квалификация менеджеров и специалистов; умение вести контроль качества; опыт в области дизайна (важен в отраслях легкой промышленности); опыт в определенной технологии; приятные, квалифицированные, вежливые сотрудники; способность быстро внедрять новые разработки в производство и на рынок.
  6. Факторы менеджмента: лучшие информационные системы; способность быстро реагировать на меняющиеся условия рынка; четко выделенные цели и критерии управления; гибкая система управления организацией; высокая корпоративная культура; наличие четких регламентов управления.
  7. Факторы экономике и финансов: высокий уровень экономического управления; наличие управленческого учета; автоматизация бухгалтерского учета (на базе 1C); развитый финансовый менеджмент; четкие отношения собственников; рациональные деление прибыли на развитие и потребление; низкая себестоимость производства; хозрасчетные взаимоотношения внутри организации.

Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент