Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа
Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация должна сделать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».
1.1. Характеристика 4
1.2. Составляющие стратегического управления 5
1.3.Методология исследования организации 6
1.4. Ключевые факторы успеха 8
1.5. Концепция стратегического менеджмента 9
1.6. Концепция диагностического анализа 11
2.1. Концепция стратегического планирования 13
2.2. Прогнозирование развития организации 16
Сущность прогнозирования 16
3.1. Классификация стратегий конкуренции 21
3.2. Общие стратегии конкуренции 24
4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28
Состав основных элементов прогнозирования и характеристика основных частей приведены ниже:
1. Информация о прошлом и будущем: историческая; технологическая; экономическая; статистическая; социальная.
2. Внешняя среда: социальная; технологическая; экономическая;
политическая.
3. Среда окружения: заказчики; НИИ и КБ; поставщики; субподрядчики; покупатели; органы госконтроля.
4. Внутренняя среда: система управления; техническое развитие;
производство; персонал; экономика и финансы;
маркетинг; логистика.
5. Интеллектуальные ресурсы прогнозирования: интуиция и предположения; тенденции и графические модели; ошибки и неопределенности; возможные риски и их оценка.
6. Математические модели, используемые
в прогнозе (у - функция;
t - аргумент; а,Ь,с,d - постоянные
члены; е - экспонента; <pt - первая
производная): линейная функция: у = а + bt; параболическая
функция:
у = а + bt +ct2; кубическая парабола:
у = а + bt +ct + dt ; степенная
функция: у == atb; экспоненциальная
функция: у = ае \ модифицированная экспоненциальная
функция: у = k - aebt; логистическая
S-образная
функция: у = k/(l +be"ct); гиперболическая
функция: у = а + b/(c + t);
комбинированная экспоненциальная
функция: у = eatt ; функция Гомпертца: у = kabt; квадратичная
логистическая функция: у = k2/(l+be"et)2;
колебательная функция: y = a +
bt + £Ci sin(*v + *>,)'
7. Этапы прогнозирования: сбор экономических,
социальных и
технических показателей; выбор периода
прогнозирования; первоначальный прогноз
(экспертный, качественный); выбор метода
прогнозирования; разработка количественного
прогноза с использованием
математических методов; оценка неопределенностей,
рисков и критических областей; выбор формы
представления результатов прогноза.
8. Результаты прогноза: отчет, реферат, резюме; графические модели; динамический ряд показателей; матрица стратегических решений; математическая зависимость: у = f (х); сценарии развития.
Таким образом,
прогнозирование является важной составной
частью стратегического планирования,
которое позволяет
Экспертные методы прогнозирования
Прогноз на основе сценариев развития. В изменяющемся мире есть целый ряд обстоятельств, которые невозможно спрогнозировать даже при использовании самой сложной методики.
Выбор объекта прогнозирования. Основой сценария является анализ взаимных воздействий. Каждый сценарий основывается на своем наборе предположений по взаимосвязанным аспектам. Таким образом, анализ взаимных воздействий позволяет делать наиболее вероятные предположения.
Выбор количества сценариев. Многие организации используют три сценария. Это реалистичный, называемый также «прогнозом без неожиданностей», и два по обеим сторонам от него: прогноз высокого роста (оптимистический) и прогноз низкого роста (пессимистический).
Разработка общего прогноза. После выбора сценария для оценки начинается самый затратный по времени этап исследования. Он заключается в подробном исследовании каждой из переменных, отличающихся от тех, чья ценность предполагается в исследовании. При любом прогнозировании будут иметь место этапы сбора данных и применения методологии прогнозирования.
Использование сценариев. Сценарии отображают возможную будущую обстановку и ее возможное воздействие на организацию. Сценарии не дают рекомендаций по действиям, это делает руководитель, принимающий решения, и плановик, оценишющий желательность и реальность того или иного действия. Существует три возможных варианта стратегических решений.
Форма представления прогноза. На этом этапе следует задуматься о конечном прогнозе. Руководителям не нравится неопределенность. В идеале им ближе однозначное определение того, что случится. Информация, на основе которой они будут принимать решения, может говорить о вероятности, однако, сами решения - не вероятны. Поэтому от составителя прогнозов часто требуют самого вероятного предложения, что, в свою очередь, требует от него отказаться от неопределенностей.
Оценка эффективности прогноза. Производится на основе методики расчета социальной и экономической эффективности в основном по тем стратегическим идеям развития (решениям), которые позволяют сделать количественную оценку эффективности. Фактически дается ответ на вопрос: «Какова цена стратегии?».
Роль руководства организации. Составитель прогнозов должен иметь возможность сообщить информацию высшему руководству организации, представить свое обоснование. Особенно это относится к прогнозированию на уровне ниже высшего. На этом этапе полезно определить, в какой степени высшее руководство будет участвовать в процессе прогнозирования.
Блок-схема сценарного метода прогнозирования показана на рис .2.3.
Рис. 2.3. Блок-схема сценарного метода прогнозирования
Достоинством
сценарного метода является более широкое
использование исторического
Игровое моделирование стратегии
Игровое моделирование развития предприятия является эффективным методом проведения диагностического анализа для проработки стратегического плана организации. Этот метод обладает рядом достоинств:
Деловая игра «Стратегия
развития предприятия» имеет конкретные
цели, задачи, условия, этапы, используемые
ресурсы, а также предполагаемый
результат. Разработанная и
Совокупные результаты диагностического анализа и деловой игры представляют собой сформированные по сферам деятельности предприятия цели и критерии, факторы внутренней и внешней среды, ранжированные проблемы, конкурентные преимущества; являются исходными данными для разработки стратегического плана предприятия на среднесрочную перспективу 5-10 лет.
Методика прогнозирования и игрового моделирования была неоднократно проверена на примере различных предприятий. Так, в 2006 году был составлен прогноз развития ООО «Марийская фруктовая компания» на период с 2006 по 2010 год. Прогноз проводился методами фактологического анализа экспертных оценок, экстраполяции и ранговой корреляции. Результаты прогноза приведены в табл. 2.2.
Предложен оптимистический сценарий
развития, когда наблюдается значительное
улучшение социально-
Из таблицы 2.2 видно, что по оптимистичному сценарию развития организация находится в стадии экономического роста: прирост выручки - около 40 % в год; рост прибыли - примерно на 50 % в год; рост среднегодовой заработной платы - на 27 %, рост производительности труда - на 10 % в год. При выполнении данного прогноза ОАО «Марийская фруктовая компания» становится лидером городского рынка продуктов питания г. Йошкар-Олы, т.к. будет иметь 40 % от общего объема рынка.
Таблица 2.2. Прогноз социально-экономического развития торговой организации ООО"Марийская фруктовая компания" (в ценах 2005 года с учетом инфляции)
Глава 3. Разработка стратегий конкуренции организации
Анализ научных подходов
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.
Стратегия конкуренции - это конкретная модель реализации конкурентных преимуществ на основе анализа риска и выбора стратегических приоритетов, а также рационального использования ресурсов.
Анализ
научных подходов к разработке стратегий
показал их значительное разнообразие,
а иногда - и противоречивость. Теория
классификации позволяет
Рис. 3.1. Классификация стратегий конкуренции
10. Стратегия в зависимости от масштаба
организации по сути своей также является
комбинированной и предусматривает сочетание
типовых стратегий для разных типов организаций:
малое предприятие с
численностью до 100 сотрудников; средняя
организация с численностью от 100 до 500;
крупная организация с численностью от
500 до
5000; очень крупная организация - транснациональная
компания с
численностью персонала более 5000 человек.
Предложенная схема
классификации стратегий
Пирамида стратегий
Целесообразно начать изучение этого
сложного материала с анализа
«стратегической пирамиды», разработанной
А.А. Томпсоном и А.Дж. Стриклендом
(рис. 3.2).
Стратегические приоритеты «пирамиды стратегий», ее предназначение и лица, ответственные за реализацию отдельных пунктов, показаны в табл. 3.1. Из данных таблицы четко видны уровни стратегий, их предназначение, лица, ответственные за разработку и стратегические приоритеты действий.
Характеристика общих стратегий
Общие стратегии существуют уже несколько тысячелетий и, предположительно, сформировались в военных стратегиях китайского полководца Сунь Цзы, полководца Александра Македонского, римского императора Гая Юлия Цезаря и персидского царя Дария. Они предусматривают тотальное или фланговое наступление войск на противника с целью одержания быстрой победы; стратегические маневры с применением быстрого наступления и обороны с отступлением; тотальной по всему фронту или локальной обороны с целью сдержания наступления противника (Смоленское сражение против французов в 1812 г.); медленного или быстрого отступления от превосходящего по силам врага с целью сохранения боеспособности войск (отход русских войск под руководством М.И. Кутузова после Бородинского сражения и оставление Москвы французам). Эти военные стратегии вполне применимы для стратегического планирования, а разновидности общих стратегий конкуренции рассмотрим ниже.
Существует
20 типовых стратегий и
Это наиболее свойственно российским
организациям, которые не работают
на транснациональных рынках и не
являются лидерами национального или
регионального рынков, где необходимо
иметь 40% объема продаж услуг. Схема
классификации типовых
Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент