Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа
Концепция стратегического планирования (СП) построена на тезисе «Будущее начинается сегодня». СП в каждый данный момент времени фиксирует то, что организация должна сделать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни организации. П. Друкер утверждал : «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».
1.1. Характеристика 4
1.2. Составляющие стратегического управления 5
1.3.Методология исследования организации 6
1.4. Ключевые факторы успеха 8
1.5. Концепция стратегического менеджмента 9
1.6. Концепция диагностического анализа 11
2.1. Концепция стратегического планирования 13
2.2. Прогнозирование развития организации 16
Сущность прогнозирования 16
3.1. Классификация стратегий конкуренции 21
3.2. Общие стратегии конкуренции 24
4.1. Задачи, этапы и условия реализации стратегии 28
Рис. 3.3. Классификация общих стратегий конкуренции
1. Стратегии наступления свойственны лидерам национального или регионального рынков, а также молодым «агрессивным» организациям, пользующимся поддержкой государства и финансовых учреждений.
Стратегия постоянного наступления предполагает активную, агрессивную позицию организации на рынке и преследует цель завоевания и расширения рыночной доли. Такая стратегия выбирается крупнейшей организацией в регионе в случае, если: ее доля на рынке выше необходимого минимума для лидера с долей рынка не менее 40 % (не менее 40 % от объема товаров или услуг).
Стратегия лидерства по качеству - это обеспечение лидерства организации за счет достижения лучших результатов в регионе по качеству предоставляемых товаров и услуг: «У нас качество лучше, чем у них»; «Элитное качество товара». Имидж создается высокими показателями качества продукции (долговечностью, надежностью, работоспособностью) и приемлемой ценой для массового потребителя.
Стратегия «захвата незанятых пространств» связана с отказом организации от открытого вызова конкурентам в ценовой и рекламной борьбе, больших затрат на дифференциацию и т.д. Вместо этого организация проводит работу на новых географических территориях, осваивает новые технологии, усиливает свои главные достоинства.
Стратегия опережающего удара состоит в действиях по сохранению выгодной позиции на рынке, которые исключают возможность копирования стратегии организации конкурентами. Эти действия должны полностью блокировать любые попытки конкурентов оттеснить организацию на вторые роли. Такая стратегия свойственна инновационным организациям, разработавшим и запатентовавшим товары и услуги в рыночной нише «звезды».
Стратегия лидерства по издержкам - стратегия лидерства за счет экономии на издержках. В стратегическом управлении - это одна из общих стратегий, направленных на создание конкурентных преимуществ организации. Используя стратегию лидерства по издержкам, организация ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя затраты и предлагая низкие цены.
2. Стратегия фокусирования - одна из общих и наиболее распространенных стратегий, построенная на выборе рыночной ниши (сегмента) и характерная для организаций на третьих и четвертых ролях.
Стратегия концентрации на одном или нескольких видах товаров, определенном сегменте рынка (транспорте, торговле, связи, образовании) или конкурентной группе граждан (малообеспеченных, безработных, домохозяйках, военнослужащих) без стремления охватить весь рынок. Цель здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента более качественно, чем у конкурентов.
Стратегия специализации на сегменте - одна из общих стратегий, направленных на создание конкурентных преимуществ организации, заключается в стремлении организации к захвату определенного сегмента рынка. Стратегия уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным для определенной группы клиентов.
Стратегия сфокусированной дифференциации основывается на том, что организация в пределах выбранного сегмента усиливает дифференциацию товара или услуги по цене или качеству, пытаясь выделиться среди других организаций регионального рынка. Наиболее характерными видами стратегии являются: «высокое качество - высокая цена», «среднее качество - доступная цена», «низкое качество - низкая цена», «наш товар по цене ниже, чем у конкурентов» и др.
Стратегия укрепления предполагает способность организации удержать рыночные позиции, завоеванные в результате прежней деятельности, а также означает проведение организацией курса на сохранение имеющейся рыночной доли. Необходимость в этой стратегии возникает, если рыночная позиция организации удовлетворительная или у нее ощущается дефицит средств для проведения агрессивной политики.
Стратегия ответного удара состоит в информировании конкурентов о том, что их действия не останутся без ответа, т.к. организация готова защищать свое конкурентное преимущество. Готовность отразить нападение и доведение до конкурентов данных о возможности принятия контрмер может несколько охладить пыл нападающих, поскольку результат от наступательных действий может оказаться нулевым или отрицательным.
Стратегия «тушения пожара» характерна для организаций, находящихся в сложном, постепенно ухудшающемся финансовом положении. В такой ситуации организация может кардинально изменить свою стратегию, сократить номенклатуру товаров, уменьшить долю на рынке товаров-«собак» и «вопросительных знаков» с целью восстановления утраченных позиций и укрепления своего положения на рынке.
Стратегия партизанской войны предполагает осуществление организацией «вылазок» и спланированных акций против конкурентов на их собственных рынках. Тем самым организация как бы делает своим соперникам своеобразное предупреждение о своей экономической силе, чтобы у последних не возникало желания атаковать его позиции.
Стратегия восстановления или разворота характерна для организаций, находящихся в сложном, постепенно ухудшающемся положении в частности, связанных с недачей вывода на рынок инновационного продукта, который привел к убыткам.
"Стратегия полной ликвидации - предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. Здесь организация в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные функциональные и производственные подразделения, так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых направлений своей деятельности.
Стратегия свертывания (сокращения) предполагает сокращение или реструктуризацию самостоятельных структурных единиц (филиалов и отделений), от которых головная организация либо отказывается во обще, либо сохраняет частичный контроль. Очевидно, это будет наиболее характерной стратегией для многочисленных филиалов региональной торговой организации, образованной по принципу «МММ» без долгосрочного бизнес-плана. Стратегия отступления обычно связана с сокращением рыночной доли в короткий срок в целях увеличения прибыли. Организация может оказаться в ситуации, когда ей срочно необходимы денежные средства, и она идет на то, чтобы «продать» часть своей рыночной доли конкурентам.
Стратегия «сбора урожая» - отказ от долгосрочного взгляда на производство инновационных продуктов («звезд») в пользу максимизации доходов в краткосрочной перспективе от «дойных коров». Данная стратегия предполагает получение максимально возможного дохода от сокращения конкретного вида деятельности до минимального уровня.
На выбор
конкретной стратегии из перечисленного
набора оказывают влияние разнообразны
Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.
Глава 4. Управление реализацией стратегии
Задачи по реализации стратегии
Важнейшим условием эффективности
стратегического плана
Они выделяют следующие задачи и условия реализации стратегии:
Реализация стратегического плана может быть представлена в виде этапов и результатов (табл. 4.1).
Таблица. 4.1. Этапы реализации и результаты стратегии организации
Управление
изменениями в организации
Коренная реорганизация. Необходимость в таких глубоких изменениях возникает, когда организация значительно изменяет номенклатуру продукции и услуг, выводимых на отраслевой рынок. Соответствующие изменения происходят в технологии и организации производства, производственных ресурсов, материально-технической базе, квалификации персонала и др. При коренной реорганизации у руководства возникают наибольшие трудности с реализацией стратегии.
Радикальные изменения. Эти изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, увязанными с разделением или слиянием с другой организацией. Объединение разных коллективов, появление новых структурных подразделений вызывают необходимость проведения изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры.
Умеренные изменения. Это наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них возникает всякий раз, когда организация выводит новые товары или услугу на освоенный или новый рынок. Изменения, как правило, связаны с маркетингом и организацией продаж. Основные усилия руководство в этот период направляет на привлечение внимания населения к новой услуге, ведется активный поиск новых каналов сбыта и разъяснительная реклама.
Стратегические изменения затра
Этапы реализации стратегии
Можно выделить три этапа преобразования,
связанные с созданием
1. Мобилизация: период времени, направленный на побуждение сотрудников к действию путем объяснения необходимости преобразований, создание команды вокруг лидера, разъяснение стратегии (3-6 мес).
Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент