Стратегическое планирование: сущность, особенности и этапы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим стратегическое планирование на предприятии на примере УП «ФОТОИМИДЖ». Данное предприятие занимается производством и реализацией фотоизделий и фотоаксессуаров.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты стратегического менеджмента организации;
- охарактеризовать организационно-экономическое состояние организации;
- проанализировать состояние стратегического планирования в организации;
- рекомендовать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации…..5
1.1 Сущность стратегического планирования………………………………5
1.2 Содержание и структура стратегического планирования……………..8
1.3 Выбор стратегии организации…………………………………………..10
2. Анализ процесса стратегического планирования в организации УП"Фотоимидж"………………………………………………………………..14
2.1 Общая характеристика организации…………………………………...
2.2 Основные финансово-экономические показатели деятельности организации………………………………………………………………….16
2.3 Оценка состояния действующего процесса стратегического планирования в организации……………………………………………….18
3. Предложения по совершенствованию стратегического планирования в организации…………………………………………………………………….24
3.1 Основные направления совершенствования стратегического планирования………………………………………………………………...24
3.2 Совершенствование процесса выполнения стратегии как основы стратегического управления………………………………………………..28
3.3 Построение структуры управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем…………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование предприятия+++.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

Международный гуманитарно-экономический  институт

Факультет заочного обучения

 Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

        по дисциплине «Планирование на предприятии»

на тему: «Стратегическое планирование: сущность, особенности и этапы разработки»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 5-го курса,

группа 2                                                                           

Руководитель:                                 

 

 

 

Минск

2012

Содержание

стратегическое  планирование управление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы  стратегического планирования в организации…..5

1.1 Сущность стратегического планирования………………………………5

1.2 Содержание и структура стратегического планирования……………..8

1.3 Выбор стратегии организации…………………………………………..10

2. Анализ процесса стратегического планирования в организации УП"Фотоимидж"………………………………………………………………..14

2.1 Общая характеристика организации…………………………………...

2.2 Основные  финансово-экономические показатели  деятельности организации………………………………………………………………….16

2.3 Оценка состояния действующего процесса стратегического планирования в организации……………………………………………….18

3. Предложения по совершенствованию  стратегического планирования в организации…………………………………………………………………….24

3.1 Основные направления совершенствования стратегического планирования………………………………………………………………...24

3.2 Совершенствование процесса выполнения стратегии как основы стратегического управления………………………………………………..28

3.3 Построение структуры управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем…………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованных источников…………………………………………35 
Введение

 

Менеджмент рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Одним из самых важных этих действий является планирование, а именно стратегическое планирование.

Процесс стратегического  планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.

Необходимость стратегического управления организациями обусловлена рядом внешних объективных причин, главными из которых выступают:

- развитие с помощью Интернета глобальной сети коммуникаций, что ведет к глобализации мировой экономики и вовлечению национальных экономик во все более тесные двусторонние и многосторонние деловые контакты;

- проникновение на национальные рынки ТНК (транснациональных корпораций), МНК (международных корпораций), ФПГ (финансово-промышленных групп), крупных концернов, что существенно влияет на деятельность субъектов хозяйствования.

Актуальность темы работы подчеркивается тем, что в результате усилившейся конкуренции белорусские предприятия все больше находят у себя конкурентные преимущества, используя процессы стратегического планирования. В условиях развития экономики Белоруссии стратегическое планирование становится все более актуальным для наших предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

В данной работе мы рассмотрим стратегическое планирование на предприятии на примере УП «ФОТОИМИДЖ». Данное предприятие занимается производством и реализацией фотоизделий и фотоаксессуаров.

Объект исследования - деятельность УП «ФОТОИМИДЖ».

Предмет исследования –  анализ среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, пути повышения эффективности деятельности посредством формулирования стратегических целей фирмы.

В соответствии с объектом и предметом исследования определена цель исследования: изучение процессов  стратегического планирования на предприятии.

Задачи работы:

- изучить теоретические  аспекты стратегического менеджмента организации;

- охарактеризовать организационно-экономическое  состояние организации;

- проанализировать состояние стратегического планирования в организации;

- рекомендовать предложения  по совершенствованию стратегического  планирования на предприятии.

Методы, использованные в данной работе: анализ элементов  внешней и внутренней среды фирмы, SWOT- анализ.

 

 

1. Теоретические основы стратегического планирования в организации

1.1 Сущность стратегического планирования

 

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Процесс стратегического планирования, является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение [5, с.39].

Распределение ресурсов. Этот процесс включает в себя распространение ограниченных организационных ресурсов: фонды, дефицитные управленческие таланты и управленческий опыт.

Адаптация к внешней  среде. Этот процесс охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с её окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним, как благоприятным возможностям, так и опасностям (при помощи анализа внешней среды организация создаёт перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается), выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. То есть, создание новых благоприятных условий посредством разборки более совершенных производственных систем, путём взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных  стратегий. Осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Учась на прошлом опыте стратегических решений, персонал фирмы повышает свой профессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своей организации. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а неконкретного индивида. Однако, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь, сочетать личные планы со стратегией организации.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениях».

По Хиггенсу, «стратегическое  планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [12, с. 134].

Для того чтобы дать развернутое определение стратегического управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией (Приложение Б).

Обобщая рассмотренные  особенности стратегического управления и приведенные определения, будем  понимать стратегическое управление следующим  образом.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [3, с.236].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Содержание и структура стратегического планирования

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1. [7, с.76]


Рис. 1. Структура  стратегического управления

Анализ среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для  выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей  любого управления является поддержание  баланса во взаимодействии организации  со средой. Каждая организация вовлечена  в три процесса:

• получение ресурсов из внешней среды (вход);

• превращение ресурсов в продукт (преобразование);

• передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

• макроокружения;

• непосредственного  окружения;

• внутренней среды организации.

Определение миссии и  целей.

Ранее было сказано, что одной из ключевых задач управления является поддержание баланса между входом и выходом организации. Другой не менее важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Информация о работе Стратегическое планирование: сущность, особенности и этапы разработки