Стратегическое планирование: сущность, особенности и этапы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим стратегическое планирование на предприятии на примере УП «ФОТОИМИДЖ». Данное предприятие занимается производством и реализацией фотоизделий и фотоаксессуаров.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты стратегического менеджмента организации;
- охарактеризовать организационно-экономическое состояние организации;
- проанализировать состояние стратегического планирования в организации;
- рекомендовать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации…..5
1.1 Сущность стратегического планирования………………………………5
1.2 Содержание и структура стратегического планирования……………..8
1.3 Выбор стратегии организации…………………………………………..10
2. Анализ процесса стратегического планирования в организации УП"Фотоимидж"………………………………………………………………..14
2.1 Общая характеристика организации…………………………………...
2.2 Основные финансово-экономические показатели деятельности организации………………………………………………………………….16
2.3 Оценка состояния действующего процесса стратегического планирования в организации……………………………………………….18
3. Предложения по совершенствованию стратегического планирования в организации…………………………………………………………………….24
3.1 Основные направления совершенствования стратегического планирования………………………………………………………………...24
3.2 Совершенствование процесса выполнения стратегии как основы стратегического управления………………………………………………..28
3.3 Построение структуры управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем…………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование предприятия+++.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Предложения по стратегическому планированию заметно изменили структуру управления предприятием.

 

 

Список использованных источников

1. Аакер, Д.А. Стратегическое рыночное управление / Д.А. Аакер. - 6-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002.

2. Ажлуни, А.М. Организационные структуры предприятия в условиях переходной экономики/ А.М. Ажлуни. – Орел: Изд-во ОРАГС, 1998.

3. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителей: учеб. пособие для вузов /Б.А. Аникин. - 2-е изд. перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Питер, 2002.

6. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: учебник для вузов/ Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О.C. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.

9. Драккер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты/ П.Ф. Драккер. - М.: Политическая школа бизнеса, 1994.

10. Основы менеджмента /Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высш. школа, 2003.

11. Попов В.М. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях /Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд-е 2-е / Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. – М.: Издательский дом "Филинъ", 1998.

13. Уитмор Дж. Новый стиль менеджмента и управления персоналом: практическое пособие/ Дж. Уитмор. – М.: Финансы и статистика, 2000.

14. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова [ и др.];  под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича.— Мн.: Современная школа, 2005.— 476 с.

15. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие.—4-е изд., перераб. и доп.—М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.—400 с.

Приложение А

 

Таблица А.

Действующая организационная структура УП «ФОТОИМИДЖ»

 


 

Приложение Б

 

Таблица Б. Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг  с целью получения дохода от их реализации

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск  путей более эффективного использования  ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск  новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и  среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Люди, системы информационного  обеспечения, рынок

Подход к управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных  работ и функций

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия

Критерий эффективности управления

Прибыльность и рациональность использования производственного  потенциала

Своевременность и точность реакции  организации на новые запросы  рынка и изменения в зависимости от изменения окружения


 

 

Приложение В

 

Таблица В. Слабые и сильные стороны возможных стратегий развития предприятия

Цель стратегии

Слабые стороны

Сильные стороны

Стратегия концентрированного роста

Обеспечение роста производства и  реализации продукции за счет влияния  на сам продукт

1.Это в большей степени поступательная, чем революционная стратегия;

2.Существуют ограничения, в пределах  которых на одном рынке может  иметь место рост;

3.Подчиненность изменениям в  предпочтениях потребителей и  поворотам к спаду в экономике;

4.Накладывает ответственность за удержание уровня нововведений в области собственных продуктов

1. Базируется на известных способностях  и возможностях организации;

2. Может эффективно развивать  имеющиеся навыки для создания  конкурентных преимуществ;

высокая чувствительность к потребностям рынка и возможность завоевать репутацию в этой области;

3. Невысокий риск;

4.Легко управляемый постепенный  рост

Стратегия интегрированного роста

Обеспечение роста производства и  реализации продукции за счет расширения путем добавления новых структур

1.Возникают новые возможности  экономии, которые могут быть  реализованы (лучшая координация  и управление, снижение расходов  на погрузку-разгрузку и транспортировку,  лучшее использование площадей, мощностей, более легкий сбор  информации о рынке, сокращение переговоров с поставщиками, меньшие расходы на осуществление сделок и выгоды от стабильных связей).

2. Вертикальная интеграция должна  гарантировать организации поставки  в более жесткие сроки и,  наоборот, продажу ее продукции  в периоды низкого спроса.

1.В вертикальной интеграции заложена тенденция к росту пропорции постоянных затрат.

2.Вертикальная интеграция может  привести к меньшей гибкости  в принятии решений в связи  с изменениями внешней среды. 3. Существует необходимость поддерживать в равновесии начальные и конечные этапы основной деятельности компании.

4. Интеграция использует ресурсы  капитала. Они имеют альтернативную  цену в том случае, если третьи  стороны используют свои собственные  ресурсы. Это значит, что стратегия  интеграции должна принести отдачу, как минимум, равную альтернативной цене капитала. В противном случае вариант будет нежизнеспособным.

Стратегия диверсифицированного роста

Обеспечение роста производства и  реализации продукции за счет новых  продуктов и рынков

1.Для стратегического успеха диверсификация необходима больших масштабах;

2. Требует знаний и опыта,  чтобы хорошо управляться с  новыми продуктами или услугами;

3. Могут понадобиться значительные  инвестиции в новую технологию;

4. Это приростная стратегия — для получения прибылей необходимо время.

1.Может быть необходима для  того, чтобы фирма могла выжить  и течение продолжительного времени;

2. Вести к синергии;

3.Способствовать эффективному использованию избытка средств;

4. Предоставляет организации более  широкий набор продуктов или услуг.

Стратегия сокращения

Сокращение производства в целях  перегруппировки сил

Характеризуется снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением  персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей

Ее реализация носит характер временных  или краткосрочных мер


 

 

Приложение Г

 

Таблица Г. Сравнение характеристик организации

Характеристики организации

Приростное поведение

Предпринимательское поведение

Цели

Оптимизация прибыльности

Оптимизация потенциала прибыльности

Пути достижения целей

Экстраполяция прошлых подходов

Определяются взаимодействием  возможностей по лучения прибыли  и качеств управления

Ограничения

1. По окружающей среде Организации

1. Способность изменить окружающую среду организации

2. По внутренним возможностям

2. Способность создать требуемые  специальности

3. Способность воспринять различные  способы поведения

Система поощрений и взысканий

1. Поощрения за стабильность, эффективность

1. Поощрения за творчество, инициативу

2. Поощрения за прошлую деятельность

2. Взыскания за отсутствие инициативы

Информация

1, Внутренняя: деятельность

1. Внутренняя: возможности

2. Внешняя: долгосрочный объем  возможностей

2. Внешняя: глобальный объем  возможностей

Проблема

Повторяющаяся, знакомая

Неповторяющаяся, новая

Стиль руководства

1. Популярность

1. Допущение рискованных действий

2. Умение установить единство  подходов

2. Умение вдохновить людей на  восприятие изменений

Организационная структура

1. Стабильная или рас ширяющаяся

1. Гибкая, структурно меняющаяся

2. Деятельность организована в  соответствии с процессом переработки  ресурсов

2. Деятельность организована в  соответствии с проблемами

3. Стремление к экономии на  масштабах производства

3. Виды деятельности жестко увязаны

4. Виды деятельности увязаны  слабо

Решение управленческих проблем

а. Признание необходимости действий организации

I. Реакция в ответ на возникшую проблему

1. Активный поиск возможностей

2. С запаздыванием по отношению  к появлению проблем

2. Предвидение проблем

б. Поиск альтернатив

1. Ориентация на прошлый опыт

1, Творческий поиск

2. Незначительные отклонения от  статус-кво

2. Большие отклонения от статус-кво

3. Рассматривается единственная  альтернатива

3. Рассматриваются много численные альтернативы

в. Оценка альтернатив

Принимается первая удовлетворяющая  потребности

Выбирается лучшая из на бора альтернатив

г. Отношение к риску

1. Минимизация риска

1. Сознательный риск

2. Соответствие прошлому опыту

2. Балансировка совокупности рискованных вариантов



Информация о работе Стратегическое планирование: сущность, особенности и этапы разработки