Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты стратегического планирования в организации;
2. проанализировать производственную деятельность предприятия;
3. изучить стратегическое и тактическое планирование организации как инструмента развития;
4. разработать стратегию развития организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятия и основное назначение стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………….… 5
1.2 Задачи и этапы разработки стратегического плана на предприятии
8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз» 18
2.1 Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира 18
2.2 Характеристика специфики функционировая ОАО «Сургутнефтегаз» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Сургутнефтегаз» 29
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 29
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Сургутнефтегаз» 33
3.2.1 Анализ внешней микросреды предприятия……………………..35
3.3 Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5Выбор стратегических альтернатив………………………………… 43
3.6 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 45
3.7 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Сургутнефтегаз» стратегии развития 50
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………55
4.1Анализ существующей организационной структуры управления…..55
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию …………….…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
[Введите текст]
Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
Стратегическое планирование в организации
(на примере ОАО Сургутнефтегаз)
Брянск 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятия и основное назначение стратегического
планирования на предприятии…………………………………………………
1.2 Задачи и этапы разработки стратегического плана на предприятии
8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз» 18
2.1 Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира 18
2.2 Характеристика специфики функционировая ОАО «Сургутнефтегаз» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Сургутнефтегаз» 29
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 29
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Сургутнефтегаз» 33
3.2.1 Анализ внешней микросреды предприятия……………………..35
3.3 Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5Выбор стратегических альтернатив………………………………… 43
3.6 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 45
3.7 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Сургутнефтегаз» стратегии развития 50
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
НА ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………
4.1Анализ существующей организационной структуры управления…..55
4.2 Разработка
рекомендаций по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ВВЕДЕНИЕ
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Более того в условиях динамичного развития внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования в организации позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы стратегического планирования заключается в том, что стратегическое планирование обеспечивает высшему руководству фирмы создание плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные задачи курсовой работы:
Объектом исследования является предприятие ОАО «Сургутнефтегаз». Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда рассматриваемой организации, её потенциал и перспективы развития.
В данной работе были использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, метод экспертного оценивания и оптимального выбора.
Информационную базу исследования составляют материалы ОАО «Сургутнефтегаз», статистические и аналитические данные по развитию нефтеперерабатывающих компаний РФ и зарубежных стран, экономические периодические издания.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы. Содержание курсовой работы изложено на 64 страницах машинописного текста, включает 13 таблиц и 3 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие
«стратегия» вошло в число
управленческих терминов в 50-е годы,
когда проблема реакции на неожиданные
изменения во внешней среде приобрела
большое значение. Вначале смысл
этого понятия был неясен. Словари
не помогали, так как, следуя военному
словоупотреблению, они все еще
определяли стратегию как «науку
и искусство развертывания
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме [5, c. 36].
По своему
существу стратегия есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
1. Правила,
используемые при оценке
2. Правила,
по которым складываются
3. Правила,
по которым устанавливаются
4. Правила,
по которым фирма ведет свою
повседневную деятельность, называемые
основными оперативными
Посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью которых руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60--70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [8, c87].
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации, и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те, или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Деятельность по разработке планов
охватывает все стороны жизни,
все этапы деятельности организации.
На этапе планирования определяются
все необходимые параметры
издержками при требуемом качестве [11, c.107].
Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов. Планирование представляет собой набор действий, предусматривающих
определение
цели организации, параметров
взаимодействия между задачами,
работами и членами организации,
распределение ресурсов и выбор
других организационно-
1.2 Задачи и этапы разработки
стратегического плана на
Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесная их увязка со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны. Стратегический план (концепция) позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики. В его основе лежит совокупная информация о возможных оптимальных вариантах развития науки и техники, экономики и культуры, затратах ресурсов, требуемых сроках окончания основных этапов работ и состав участников, разрабатывающих стратегический план. Все это сделать невозможно без концептуальной проработки будущего развития экономики, без широкого проведения предплановых исследований, направленных на получение
обоснованной информации об альтернативах развития народного хозяйства страны [14, c.57].
Планирование является эффективным, если решения по важным вопросам экономики принимаются с учетом стратегии ее развития на перспективу. В условиях рыночной экономики необходимо соблюдать принцип не прерывности. Он существенно влияет на функционирование хозяйственной системы на ближайшую и на более длительную перспективу, "Долгосрочное планирование - это не планирование возможных последствий решений, применяемых в настоящем".
Отсюда, принимаемые в экономической системе хозяйственные решения должны быть системно взаимосвязаны.
Основными
задачами стратегического
1) определение необходимых политических решений;
2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной
продукции;
3) оценка
необходимых производственных
4) предварительная
оценка размера возможных
Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные,
Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)