Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты стратегического планирования в организации;
2. проанализировать производственную деятельность предприятия;
3. изучить стратегическое и тактическое планирование организации как инструмента развития;
4. разработать стратегию развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятия и основное назначение стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………….… 5
1.2 Задачи и этапы разработки стратегического плана на предприятии
8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз» 18
2.1 Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира 18
2.2 Характеристика специфики функционировая ОАО «Сургутнефтегаз» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Сургутнефтегаз» 29
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 29
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Сургутнефтегаз» 33
3.2.1 Анализ внешней микросреды предприятия……………………..35
3.3 Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5Выбор стратегических альтернатив………………………………… 43
3.6 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 45
3.7 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Сургутнефтегаз» стратегии развития 50
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………55
4.1Анализ существующей организационной структуры управления…..55
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию …………….…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

Файлы: 1 файл

катюшина.docx

— 553.19 Кб (Скачать файл)

требованиям:

      1) выбор  эффективных направлений хозяйственной   деятельности,  которые необходимо развивать;

      2) размер  капитальных вложений и других  наличных ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;

      3) результаты  отдачи по выбранным направлениям  деятельности.

      Реализация  стратегии  осуществляется   в   процессе   стратегического

планирования осуществляется разработка набора стратегий, начиная  от  базовой стратегии предприятия и  кончая  функциональными  стратегиями  и  отдельными программами.

      В  процессе  стратегического  управления   осуществляется   реализация

определенной стратегии  во  времени  или  ее  изменение  в  результате  новых

условий или обстоятельств.

      Стратегическое  планирование является систематизированным  и  логическим процессом, основанным на эффективном  мышлении,  искусстве  прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив. Число  стратегий  зависит  от типа и размера предприятия. Например, при простой  организации  производства (массовое, серийное производство) можно иметь одну стратегию, а при сложной (единичный тип производства) - несколько стратегий на различных уровнях их реализации.

      При   составлении  стратегического   плана  необходимо  учитывать,   что

стратегии предприятия строятся  по  иерархическому  принципу,  хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При  этом  стратегии  и тактика предприятия взаимосвязаны [15, c. 67].

      Стратегический    план    предприятия     составляется     в     такой последовательности:

      1. Анализ  деловой окружающей внешней и  внутренней среды.

      2. Определение  хозяйственной политики предприятия.

      3. Формулировка  базовой стратегии и выбор  стратегической альтернативы.

      4.  Формулировка   функциональных   стратегий:   маркетинга,   научно-

исследовательских   и   опытно-    конструкторских    работ,    производства

организационных изменений, а также финансовая,  социальная  и  экологическая стратегия. Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:

      1. Цель и  задача предприятия.

      2. Текущие  и долгосрочные задачи.

      3. Базовая  стратегия и основные стратегические  альтернативы.

      4. Функциональные  стратегии.

      5. Описание  наиболее важных программ.

      6. Описание  внешних операций.

      7. Объем  капитальных вложений и распределение  ресурсов.

      8. Формулировка  резервных стратегий.

 

      При   составлении   стратегического   плана   используется   следующая

документация: объем годовых  продаж по группам  товаров;  годовая  прибыль  и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его  удельный вес  к  общему  объему  продаж;  доля  рынка;  объем  ежегодных  капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана.

      Стратегический  план предприятия разрабатывается   на  различный  период времени. Этот период зависит от времени  появления  идеи  до  ее  внедрения, продолжительности принимаемых  решений,  степени  предсказуемости  будущего, отраслевой  принадлежности  фирмы   и   уровня   технической   оснащенности. Например, британская  сталелитейная  корпорация  разрабатывает  долгосрочные планы на 10 лет, американские компании разрабатывают  долгосрочные  планы  в основном  на  5  лет.  При  этом  такой  концерн   как   "Дженерал   моторе" разрабатывает  такой  план  на  10  лет.  Во  Франции   долгосрочные   планы

составляются на 7 лет, в  Японии - на 3 года [6, c. 144].

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз»

    1. Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира

Сегодня доказанные мировые запасы нефти составляют 1258,0 млрд. баррелей. За последние 25 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись почти на 500 мрлд. баррелей. Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд. баррелей.

Абсолютным  лидером по доказанным запасам нефти  является Ближний Восток - на его  долю приходится около 61,5% от общего объема. При этом около 21% мировых запасов  приходится на Саудовскую Аравию. Евразия  обладает 12% мировых запасов, из которых 13% приходится на Россию.

С каждым годом в мире открывают все  меньше новых запасов легкодоступной нефти. Количество открытых месторождений  в мире возрастало в 60-70-е годы, затем  стало несколько снижаться, причем особенно заметным было уменьшение прироста крупных месторождений. И сегодня  более 80% объема мировой добычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года.

В последнее  время лидерами по добыче нефти являются Саудовская Аравия, на которую приходится около 13% от добываемого объема, и  Россия, чья доля в мировой добыче составляет более 12% в год [9, c. 39].

Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефти приходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота» являются два лидера по добыче - Саудовская Аравия (на экспорт нефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия.

С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большая часть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточным проектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российского экспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются страны с наиболее развитой промышленностью. Абсолютным лидером  по потреблению нефти является индустриальная экономика Соединенных Штатов. Это  говорит о высоком уровне развития промышленности и о  «нефтяной  зависимости» страны.  В США добывают лишь 8% от мирового объема добычи в год, а потребляют - более 24%. Этот дисбаланс в экономике сверхдержавы до сих пор приводит к потрясениям в мировом масштабе.

На втором месте по потреблению нефти находится  Китай (9%), на третьем - Япония (6%). Россия делит четвертое место с Германией  и Индией (более 3%).

За последние 20 лет вырос уровень потребления  нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В сравнении, страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся мощными экспортерами нефти, занимают среди потребителей довольно скромное место.

Будучи  крупнейшим импортером нефти, США являются лидером в области потребления. На втором месте - мощная экономика небогатой нефтью Японии, на третьем – развивающийся стремительными темпами Китай. Помимо них список крупнейших покупателей нефти входят страны Западной Европы - Германия, Франция, Италия и Испания, а также Южная Корея, Индия и Тайвань [2, c. 64].

Хотя  нефть в мире покупают более 100 государств, крупными импортерами можно назвать  не более 30 стран. Однако картину спроса на нефть фактически определяют первые девять стран, приобретающих более 500 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов в год.

Россия - крупнейший мировой  экспортер нефти за пределами  стран ОПЕК. Россия обладает одним  из самых больших в мире запасов  топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где  проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.

Ежегодное производство первичных  энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс является одним из важнейших, устойчиво  работающих производственных комплексов российской экономики.

Ведущими представителями  нефтегазового сектора являются такие компании, как Лукойл, ТНК-BP, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром.

Топливно-энергетический комплекс, в частности нефтяная промышленность, является одним из важнейших производственных комплексов российской экономики. На долю нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленности приходится около четверти валового внутреннего продукта, трети  объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

В настоящее время нефтедобыча  в России продолжает расти. В 2008 году объем добычи нефти составил 488,1 мил. тонн, в 2009 – 494,2 мил. тонн. В 2010, превысил ранее прогнозируемый (500 млн. тонн) и составил - 505.193 (на 2,4%) млн. тонн. Так же, объем нефтепереработки в 2010 году вырос на 5,7%. В 2011 году Министерство Экономики ожидает снижение добычи до 504 млн. тонн (10.122 млн. бар/д) [19].

 

2.2 Характеристика деятельности предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»

Открытое акционерное  общество «Сургутнефтегаз» является одной из ведущих нефтяных компании России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компании мира по объемам добычи углеводородного сырья.

ОАО «Сургутнефтегаз» (далее –  Компания) была создана в процессе реорганизации нефтяной отрасли  и присутствует на рынке в качестве вертикально интегрированной структуры  с 1993 года [18].

В составе Компании функционируют:

- одно из крупнейших в России  нефтегазодобывающих предприятий,  в структуре которого 7 нефтегазодобывающих  управлении, работающих в Западной  и Восточной Сибири;

- нефтеперерабатывающий завод  ООО «КИНЕФ», занимающий первое  место в отрасли по объемам  переработки нефтяного сырья;

- 5 сбытовых предприятий в Северо-Западном  и Центральном регионах России - ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Новгороднефтепродукт», ООО «КИРИШИАВТОСЕРВИС», ООО «СО «Тверьнефтепродукт», ООО «Псковнефтепродукт»;

- 2 крупных научно-исследовательских  центра - «СургутНИПИнефть» с отделением в г.Тюмень и «Ленгипронефтехим» (г. Санкт-Петербург) [20].

Компания организована в форме открытого акционерного общества, является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на её самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ей акционерами в счет оплаты взносов в уставном капитале.

«Сургутнефтегаз»  является одной из самых закрытых компаний в нефтяной отрасли: до сих  пор точно не объявлен прямой расклад  долей акционеров. Уставный капитал Компании составляет 43 млрд. 427 млн. 992 тыс. 940 руб. и разделен на 35 млрд. 725 млн. 994 тыс. 705 обыкновенных и 7 млрд. 701 млн. 998 тыс. 235 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 руб. 91,9% акций компании значится в графе «прочие акционеры», а 8,1% - принадлежат негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз» [20].

Компания стремится следовать  передовой практике корпоративного управления под которым понимает совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль между акционерами, Советом директоров и исполнительными органами ОАО «Сургутнефтегаз». Компания рассматривает корпоративное управление как  укрепление репутации, защиту прав и соблюдения интересов акционеров и придерживается следующих основных принципов: равное и справедливое отношение к акционерам: подотчетность; прозрачность;  социальная ответственность.

В соответствии с уставом Компании органами её управления являются:

- Общее собрание  акционеров – высший орган  управления; принимает решения по наиболее значимым вопросам деятельности;

- Совет директоров  – коллегиальный орган управления; определяет стратегию развития и осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа;

- Генеральный  директор – единоличный исполнительный  орган [20].

При Совете директоров созданы два комитета, возглавляемые  независимыми директорами – Комитет  по аудиту и Комитет по стратегии, которые предварительно рассматривают и готовят рекомендации по вопросам компетенции Совета директоров, первый – в части взаимодействия с внешним аудитором, второй – в части разработки стратегии Компании.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании, а Внешний аудитор осуществляет её проверку. В целях осуществления внутреннего контроля, обеспечения органов управления достоверной и полной информацией о деятельности Компании и повышения эффективности управления рисками в ОАО «Сургутнефтегаз» функционирует служба Внутреннего аудита. Корпоративный секретарь обеспечивает соблюдение органами и должностными лицами процедурных требований, гарантирующих реализацию интересов и прав акционеров.

Основные направления  бизнеса Компании:

- разведка и добыча углеводородов:  поиск, разведка, эксплуатация месторождений  нефти и газа;

- производство и маркетинг нефтепродуктов: переработка сырой нефти, оптовая  и розничная продажа нефтепродуктов  и связанных с ней услуг;

- выработка продуктов нефтехимии: переработка углеводородного сырья  в материалы для различного  вида химических продуктов;

- переработка газа: переработка  попутного нефтяного газа, продажа  товарного газа и жидких углеводородов;

- производство электроэнергии: строительство  и эксплуатация электростанций, работающих на попутном газе [20].

Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)