Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты стратегического планирования в организации;
2. проанализировать производственную деятельность предприятия;
3. изучить стратегическое и тактическое планирование организации как инструмента развития;
4. разработать стратегию развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятия и основное назначение стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………….… 5
1.2 Задачи и этапы разработки стратегического плана на предприятии
8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз» 18
2.1 Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира 18
2.2 Характеристика специфики функционировая ОАО «Сургутнефтегаз» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Сургутнефтегаз» 29
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 29
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Сургутнефтегаз» 33
3.2.1 Анализ внешней микросреды предприятия……………………..35
3.3 Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5Выбор стратегических альтернатив………………………………… 43
3.6 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 45
3.7 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Сургутнефтегаз» стратегии развития 50
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………55
4.1Анализ существующей организационной структуры управления…..55
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию …………….…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

Файлы: 1 файл

катюшина.docx

— 553.19 Кб (Скачать файл)

 

Реализация долгосрочных целей осуществляется по средствам  постепенного осуществления краткосрочных  целей организации. Краткосрочные цели ОАО «Сургутнефтегаз» в 2013 году представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Краткосрочные цели ОАО «Сургутнефтегаз» в 2013г.

Области определения  целей

Цели

Прибыльность 

  1. Увеличить объема чистой прибыли в 2013 году на 2% по сравнению с объемами 2012 года и дальнейшее наращивание ее объема в 2013 на 3,5%.
  2. Увеличить коэффициент чистой прибыли (рентабельность продаж) на 14% в течение 2013 года.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики  и финансов организации.

Маркетинг

  1. Увеличить долю рынка к декабрю 2013 года на 11%.
  2. Увеличить объем сбыта сырой нефти на 8% к 01.10.2013 года.
  3. Увеличить объемов сбыта природного газа к 01.01.2013 года на 3,8%.
  4. Провести обширную рекламную компанию в странах ближнего зарубежья, направленную на привлечение новых потребителей бензинов и масел 01.09.2013 года.
  5. Открыть новые заправочные станции в Белоруссии, Украине к 01.06.2013 года.
  6. Инвестировать денежные средства для реализации программы по повышению уровня жизни сотрудников в размере 50 млн. руб. к 01.01.2013 года.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации.

Финансы

  1. Увеличить рентабельность собственного капитала на 4,5% к декабрю 2013 года.
  2. Инвестировать в разработку нефте- и газоместорождений средства в размере 0,8 млрд. долл. к 15.08. 2013 года.
  3. Инвестировать в разработку и освоение месторождений Ненецкого автономного округа 4,1 млрд. долл. к 25.05.2013.
  4. Инвестировать в переработку сырой нефти 2.5 млрд. долл. к 01.09.2013.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики  и финансов организации и управление стратегического развития.

 

Производство 

  1. Увеличить нефтедобычу до 630 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 0,5%  по сравнению с объемами 2012 года) к 31.12.2012 года.
  2. Увеличить газодобычу до 138 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 9,5%  по сравнению с объемами 2011 года) к 31.12.2012 года.
  3. Сократить себестоимость бензинов и авиационных масел, производимых в результате вторичной переработки на 2,3% относительно уровня 2011 года к 01.11.2012.
  4. Снизить корпоративные расходы на 0,7% к 15.08.2012 года.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки  и сбыта.

Организация

  1. Усовершенствовать систему поощрения и вознаграждения сотрудников к 01.08.2013 года.
  2. Усовершенствовать программу, направленную на повышение квалификации персонала к 01.01.2013 года.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию.

Исследования и инновационные  технологии

  1. К 31.12.2013  года достигнуть уровень утилизации попутного нефтяного газа в 93%.
  2. Приобрести 2 новых мобильных бурильных установки для нефтяных скважин стоимостью 27 млн. руб. каждая к 15.09.2013.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому  развитию.

Социальная сфера

  1. Разработать новую программу, направленную на привлечение и обучение молодых специалистов к 01.06.2013.
  2. Финансировать НИОКР в размере 40 млн. руб. к 01.08.2013.

Ответственность за выполнение данных целей несет и управление персоналом и организационному развитию.

Экология и окружающая среда

  1. Инвестировать в очистку территорий, прилегающих к местам добычи нефти и газа средства в размере 7 млн. долл. к 01.09.2013 года.
  2. Инвестировать обезвреживание отходов производства, предупреждение и ликвидацию аварий к 2016 году

 

Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды.

Работа с контрагентами

  1. Усовершенствовать систему скидок и бонусов для постоянных покупателей нефтепродуктов и сырой нефти к 15.07.2013.

Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке  и сбыту.


 

 

    1. Анализ внешней среды компании

 

    Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

Таблица 5.

Факторы внешнего окружения ОАО «Сургутнефтегаз»

Факторы

Возможности

Угрозы

Политические 

(Р-факторы)

  1. Стабильная политическая ситуация в стране.
  2. Проведение государственной политики направленной на поддержание и поощрение технологически-совершенных производств.
  1. Несовершенство государственной политики в области инвестирования.
  2. Недостаточное внимание при реализации долгосрочных целей предприятий со стороны государства.
  3. Высокие таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты.
  4. Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.
  5. Дифференциации рентных платежей со стороны государства

Экономические (Е-факторы)

  1. Рост цен на нефть и нефтепродукты
  2. Рост покупательной способности рубля.
  3. Благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура.
  4. Рост экспорта в страны ближнего зарубежья.
  5. Налоговые льготы на светлые нефтепродукты, удовлетворяющие стандартам Евро-4 и Евро-5.
  1. Низкие мировые цены на товары экспорта российской нефтепереработки.
  2. Повышение цен на энергоносители.
  3. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность.
  4. Уменьшение объемов прибыли организации.
  5. Снижение рентабельности производства вследствие снижения прибыли.
  6. Рост инфляции

Социально-культурные (S-факторы)

  1. Увеличение числа высококвалифицированных работников.
  2. Приток молодых специалистов.
  1. Низкий уровень жизни населения
  2. Большая текучесть кадров

Технологические (Т-факторы)

  1. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.
  2. Инвестирование  в усовершествование технологического процесса и модернизацию оборудования.
  3. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.
  1. Отсталость существующего производства.
  2. Перегрузка производственных мощностей.
  3. «Утечка мозгов», как следствие снижение образования и  низкая инновационная активность.

Экологические

(Е-факторы)

  1. Сокращение объемов вредных выбросов в атмосферу.
  2. Внедрение экологически безопасных производств.  
  1. Переход к стандартам Евро-5 в 2014 году.
  2. Низкая экологичность нефте- и газодобывающих производств.
  3. Большой объем выбросов отходов нефтепереработки в атмосферу и воду.  

 

 

 

 

 

 

      1. Анализ внешней микросреды

 

Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

Любое предприятие  функционирует в среде. Внешняя  среда организации оказывает  существенное влияние на разработку целей бизнеса. Поэтому необходимо уделить внимание ее составляющим.     

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач,  к ней относятся:

  • поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
  • потребители (частные лица и компании, государственные органы;)
  • конкуренты

В России имеется достаточно большое количество компаний, занимающихся добычей и  переработкой нефти это как крупные  компании с большой долей рынка, так и мелкие развивающиеся предприятия  с незначительными объемами производства. Открытое акционерное общество “Сургутнефтегаз” – одна из крупнейших российских нефтяных компаний. Его отличает стабильная динамика роста, основанная на высоких темпах роста производства и постоянном наращивании сырьевого потенциала. Можно выделить основных конкурентов ОАО «Сургутнефтегаз» и дать их краткую характеристику:

  1. Роснефть — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. 
    Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. 
    Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит чуть более 75% ее акций. В свободном обращении находится около 15% акций Компании. В марте 2013г. В конце октября 2012 года «Роснефть» анонсировала сделку по приобретению своего конкурента — российской нефтяной компании «ТНК-BP», — которая, в случае завершения, предположительно выведет «Роснефть» на первое место среди публичных нефтяных компаний мира по запасам и по добыче. Сделка завершилась 21 марта 2013 года.
  2. ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. 
    Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. 
    Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. 
    ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке.
  3. ТНК-ВР является одной из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Компания была образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов компании ВР в России и нефтегазовых активов консорциума Альфа, Аксесс/Ренова (ААР). ВР и ААР владеют компанией ТНК-ВР на паритетной основе. Акционерам ТНК-ВР также принадлежит около 50% акций компании «Славнефть».

В силу специфики  геологических условий каждая из этих компаний имеет индивидуальную направленность геологоразведочных работ и сопутствующие технико-экономические проблемы.

Основные  рынки сбыта компании - регионы  Северо-Запада России. В настоящее  время розничная сеть Сургутнефтегаза  представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2012 года торговые компании располагают 401 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива. Выгодное географическое положение сбытовых предприятий определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря пролегающим по территории деятельности междугородным и международным трассам с большими потоками автомобильного транспорта.

Под поставщиками понимается целая группа различных  по своей природе организаций  и отдельных лиц, принимающих  участие в процессе материально-технического обеспечения производственной и  научно-технической деятельности предприятия. Поскольку предприятие само занимается добычей нефти и ее дальнейшим производством, необходимо только специальное оборудование для осуществления этих процессов, с поставщиками оборудования заключены договора и налажена схема покупки и обслуживания оборудования.

 

 

 

 

3.3. Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз»

 

SNW – это аббревиатура трех  английских слов (S - сильная позиция  (сторона); N – нейтральная позиция; W – слабая позиция (сторона).

Методика SNW-анализа, в целом, схожа  с методикой SWOT-анализа, но в нее  добавлен аспект «нулевой», нейтральной, компоненты.

Как показала практика, при стратегическом анализе внутренней среды предприятия  в качестве нейтральной позиции  лучшего всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Таким образом, при SNW-анализе четко  фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, то есть своеобразная нулевая  точка конкуренции. Поэтому для  победы в конкурентной борьбе может  оказаться достаточным состояние, когда данное конкретное предприятие  относительно всех своих конкурентов  по всем – кроме одной – ключевым позициям или факторам находится  в состоянии N (нейтральная) и только по одному фактору – в состоянии S – (сильная).

В таблице 6 представлен SNW-анализ для ОАО «Сургутнефтегаз»

Таблица 6

SNW-анализ  ОАО «Сургутнефтегаз»

п/п

Значимые параметры в деятельности предприятия

S

N

W

1.

Обучение персонала

Х

   

2.

Условия труда

 

Х

 

3.

Мотивация и стимулирование персонала

   

Х

4.

Текучесть кадров

Х

   

5.

Квалификация персонала

Х

   

6.

Оценка качества работы персонала

 

Х

 

7.

Социальный пакет

Х

   

8.

Организация планирования

Х

   

9.

Уровень технической оснащенности

 

Х

 

10.

Информационное обеспечение

   

Х

11.

Качество выпускаемой продукции

Х

   

12.

Организация маркетинга на предприятии

   

Х

13.

Производственные площади

 

Х

 

14.

Организационная структура предприятия

 

Х

 

15.

Состояние охраны труда

   

Х

16.

Дилерская сеть

 

Х

 

17.

Объемы производства

Х

   

18.

Ассортимент выпускаемой продукции

 

Х

 

19.

Численность персонала

   

Х

20.

Заработанная плата

 

Х

 

21.

Имидж (деловая репутация) предприятия

Х

   

22.

Психологический климат в коллективе

 

Х

 

23.

Финансовая устойчивость предприятия

 

Х

 

24.

Территориальное расположение

Х

   

25.

Ценовая политика

 

Х

 

26.

Объемы продаж

 

Х

 

27.

Сроки выполнения заказов

Х

   

28.

Зависимость от поставщиков

 

Х

 

29.

Ориентация на потребителя

Х

   

30.

Стратегия развития предприятия

   

Х

Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)