Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты стратегического планирования в организации;
2. проанализировать производственную деятельность предприятия;
3. изучить стратегическое и тактическое планирование организации как инструмента развития;
4. разработать стратегию развития организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятия и основное назначение стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………….… 5
1.2 Задачи и этапы разработки стратегического плана на предприятии
8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОВЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Сургутнефтегаз» 18
2.1 Общая характеристика нефтегазовой промышленности России и мира 18
2.2 Характеристика специфики функционировая ОАО «Сургутнефтегаз» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Сургутнефтегаз» 29
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 29
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Сургутнефтегаз» 33
3.2.1 Анализ внешней микросреды предприятия……………………..35
3.3 Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5Выбор стратегических альтернатив………………………………… 43
3.6 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 45
3.7 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Сургутнефтегаз» стратегии развития 50
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………55
4.1Анализ существующей организационной структуры управления…..55
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию …………….…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Реализация долгосрочных целей осуществляется по средствам постепенного осуществления краткосрочных целей организации. Краткосрочные цели ОАО «Сургутнефтегаз» в 2013 году представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Краткосрочные цели ОАО «Сургутнефтегаз» в 2013г.
Области определения целей |
Цели |
Прибыльность |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации. |
Маркетинг |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации. |
Финансы |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации и управление стратегического развития. |
Производство |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки и сбыта. |
Организация |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию. |
Исследования и инновационные технологии |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому развитию. |
Социальная сфера |
Ответственность за выполнение данных целей несет и управление персоналом и организационному развитию. |
Экология и окружающая среда |
|
| |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды. | |
Работа с контрагентами |
Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке и сбыту. |
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.
Таблица 5.
Факторы внешнего окружения ОАО «Сургутнефтегаз»
Факторы |
Возможности |
Угрозы |
Политические (Р-факторы) |
|
|
Экономические (Е-факторы) |
|
|
Социально-культурные (S-факторы) |
|
|
Технологические (Т-факторы) |
|
|
Экологические (Е-факторы) |
|
|
Изучение
непосредственного окружения
Любое предприятие функционирует в среде. Внешняя среда организации оказывает существенное влияние на разработку целей бизнеса. Поэтому необходимо уделить внимание ее составляющим.
Среду прямого воздействия еще
В России имеется достаточно большое количество компаний, занимающихся добычей и переработкой нефти это как крупные компании с большой долей рынка, так и мелкие развивающиеся предприятия с незначительными объемами производства. Открытое акционерное общество “Сургутнефтегаз” – одна из крупнейших российских нефтяных компаний. Его отличает стабильная динамика роста, основанная на высоких темпах роста производства и постоянном наращивании сырьевого потенциала. Можно выделить основных конкурентов ОАО «Сургутнефтегаз» и дать их краткую характеристику:
В силу специфики геологических условий каждая из этих компаний имеет индивидуальную направленность геологоразведочных работ и сопутствующие технико-экономические проблемы.
Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2012 года торговые компании располагают 401 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива. Выгодное географическое положение сбытовых предприятий определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря пролегающим по территории деятельности междугородным и международным трассам с большими потоками автомобильного транспорта.
Под поставщиками
понимается целая группа различных
по своей природе организаций
и отдельных лиц, принимающих
участие в процессе материально-технического
обеспечения производственной и
научно-технической
3.3. Оценка потенциала ОАО «Сургутнефтегаз»
SNW – это аббревиатура трех английских слов (S - сильная позиция (сторона); N – нейтральная позиция; W – слабая позиция (сторона).
Методика SNW-анализа, в целом, схожа с методикой SWOT-анализа, но в нее добавлен аспект «нулевой», нейтральной, компоненты.
Как показала практика, при стратегическом
анализе внутренней среды предприятия
в качестве нейтральной позиции
лучшего всего фиксировать
Таким образом, при SNW-анализе четко
фиксируется ситуационное среднерыночное
состояние, то есть своеобразная нулевая
точка конкуренции. Поэтому для
победы в конкурентной борьбе может
оказаться достаточным
В таблице 6 представлен SNW-анализ для ОАО «Сургутнефтегаз»
Таблица 6
SNW-анализ ОАО «Сургутнефтегаз»
№ п/п |
Значимые параметры в |
S |
N |
W |
1. |
Обучение персонала |
Х |
||
2. |
Условия труда |
Х |
||
3. |
Мотивация и стимулирование персонала |
Х | ||
4. |
Текучесть кадров |
Х |
||
5. |
Квалификация персонала |
Х |
||
6. |
Оценка качества работы персонала |
Х |
||
7. |
Социальный пакет |
Х |
||
8. |
Организация планирования |
Х |
||
9. |
Уровень технической оснащенности |
Х |
||
10. |
Информационное обеспечение |
Х | ||
11. |
Качество выпускаемой продукции |
Х |
||
12. |
Организация маркетинга на предприятии |
Х | ||
13. |
Производственные площади |
Х |
||
14. |
Организационная структура предприятия |
Х |
||
15. |
Состояние охраны труда |
Х | ||
16. |
Дилерская сеть |
Х |
||
17. |
Объемы производства |
Х |
||
18. |
Ассортимент выпускаемой продукции |
Х |
||
19. |
Численность персонала |
Х | ||
20. |
Заработанная плата |
Х |
||
21. |
Имидж (деловая репутация) предприятия |
Х |
||
22. |
Психологический климат в коллективе |
Х |
||
23. |
Финансовая устойчивость предприятия |
Х |
||
24. |
Территориальное расположение |
Х |
||
25. |
Ценовая политика |
Х |
||
26. |
Объемы продаж |
Х |
||
27. |
Сроки выполнения заказов |
Х |
||
28. |
Зависимость от поставщиков |
Х |
||
29. |
Ориентация на потребителя |
Х |
||
30. |
Стратегия развития предприятия |
Х |
Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ОАО Сургутнефтегаз)