Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Значение стратегичного поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией………………5
1.1. Сущность, функции и задачи стратегического управления………………...5
1.2.Классификация стратегий………………………………………………………..8
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации…….....11
2.1. Организационная характеристика предприятия (на примере ЗАО «Тандер»)……………………………………………………………………………..11
2.2. Управленческое обследование сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности…………………………………………………………..……………..14
2.3. Анализ опасностей и возможностей деятельности организации………….…17
Глава 3. Исследование возможностей разработки и реализации маркетинговой стратегии........................................................................................24
3.1. Создание системы стратегического управления………………………….…..24
3.2. Разработка и реализация маркетинговой стратегии……………..……………25
3.3. Оценка управленческих способностей и возможностей для реализации стратегии………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы………………………………………………31

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)
        ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

        гоу впо

        ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

        
 
 
 
 
        Курсовая  работа
        по  дисциплине «Стратегический  менеджмент»
         
         
        Тема: «Стратегическое  управление организацией в условиях рынка»
         
         
         
          Выполнила:             
          Специальность: Менеджмент  организации
          Курс: 4
          Форма обучения: заочная
          Зачетная книжка:  
          Проверил:  
                             
                             
 
 
 
 
        Волгоград 2011

 
 

        Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

Глава 1. Сущность стратегического управления организацией………………5

1.1. Сущность, функции и задачи стратегического  управления………………...5

1.2.Классификация стратегий………………………………………………………..8

Глава 2. Аналитическая  основа разработки стратегии  организации…….....11

2.1. Организационная  характеристика предприятия (на примере ЗАО «Тандер»)……………………………………………………………………………..11

2.2. Управленческое  обследование сильных и слабых  сторон хозяйственной деятельности…………………………………………………………..……………..14

2.3. Анализ  опасностей и возможностей деятельности  организации………….…17

Глава 3. Исследование возможностей разработки и реализации маркетинговой стратегии........................................................................................24

3.1. Создание  системы стратегического управления………………………….…..24

3.2. Разработка  и реализация маркетинговой стратегии……………..……………25

3.3. Оценка  управленческих способностей и  возможностей для реализации  стратегии………………………………………………………………………….......28

Заключение………………………………………………………………………...29

Список  используемой литературы………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 

        Значение стратегичного  поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние  десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

        Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы  победить в конкуренции по сравнению  с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд Других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

        Практика бизнеса  показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и  не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

        В данной работе будут рассмотрены  три исключительно важных вопроса:

        -  сущность стратегического управления  организацией;

        -  анализ сильных и слабых сторон  организации на примере ЗАО  «Тандер» (торговая сеть «Магнит»);

        - разработка и реализация стратегии  для данной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 1. Сущность стратегического  управления организацией 

        1.1. Сущность, функции  и задачи стратегического  управления 

        Термин «стратегическое  управление» был введен на стыке 1960-70-х годов для того, чтобы  внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления организацией в условиях постоянно изменяющейся среды. Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к не менее быстро меняющейся конъюнктуре рынка.

        Стратегическое управление (management) – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации и угрозами внешнего окружения.1

        Стержнем стратегического  управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.

        Стратегия – это  заранее спланированная реакция  организации на изменения внешней  среды, линия ее поведения, выбранная  для достижения желаемого результата. Ключевыми характеристиками стратегического аспекта управления организацией являются:

        - основное назначение организации – выживание в долгосрочной перспективе

        - способ достижения целей – поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к различного рода изменениям рыночной конъюнктуры

        - важность фактора времени – ориентация на долгосрочную перспективу

        - роль персонала: работник – основа организации, источник е благополучия

        - критерии эффективности – гибкость, готовность к изменениям

        С учетом отмеченных особенностей, стратегическое управление – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; осуществляет гибкое регулирование и своевременные структурные и производственные и финансовые изменения, адекватные воздействию окружающей среды, что позволяет организации добиваться значительных конкурентных преимуществ и оптимизации коммерческой деятельности, что в конечном итоге позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом поставленных менеджментом организации целей.

        Функции и модель стратегического управления:2

        В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:

        1.Подготовительный, служащий основой информационного обеспечения разработки стратегии;

        2. Основной этап - этап разработки стратегии;

        3. Заключительный этап - этап реализации стратегии, корректировки и обратной связи.

        На каждом этапе  реализуются определенные функции (Приложение 1):

        на первом этапе - это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;

        на втором этапе - стратегическое планирование;

        на третьем этапе   - стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

        Таким образом, основные функции выполняются в процессе определенных взаимосвязанных действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами стратегического управления являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.

        Сущность любой  экономической системы проявляется  в ее функциях. Особенностями стратегического  управления являются, во - первых, нацеленность на достижение результатов во внешней  среде, характеризующейся глобальной нестабильностью; во - вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в - третьих, итеративность и непрерывность процесса; в - четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:

        -в появлении дополнительных  результатов по сравнению с  предыдущими системами управления, таких как стратегия,  программа  и др.;

        -в альтернативности  стратегических решений и необходимости  выбора;

        -в появлении многоуровневых  иерархических решений (пространство или дерево целей, пространство стратегий и др.);

        -в появлении нескольких  результатов выполнения одной  функции, например, стратегическое  планирование может завершаться  стратегией, стратегическим планом, программой и другими результатами.

        В задачи стратегического  управления входят обеспечение целевой  направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление  новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации. 

        1.2.Классификация  стратегий 

        Деятельность современных организаций различается как сферами деятельности, так и целями, которых организация стремится достичь с располагаемыми ресурсами, используемыми технологиями, уровнем менеджмента.

         Поэтому классификационные  признаки, на основании которых  стратегии организаций могут быть разбиты на классы, также достаточно разнообразны.

         В практике  управления стратегии бывают  как определенными, четко сформулированными  руководством организации, так  и неопределенными, не существующими  в виде хорошо продуманных и принятых руководством организации формулировок

        В основании этой классификации лежит уровень проработанности и осознанности руководством стратегии организации.

Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка