Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:33, курсовая работа
Значение стратегичного поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Введение………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией………………5
1.1. Сущность, функции и задачи стратегического управления………………...5
1.2.Классификация стратегий………………………………………………………..8
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации…….....11
2.1. Организационная характеристика предприятия (на примере ЗАО «Тандер»)……………………………………………………………………………..11
2.2. Управленческое обследование сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности…………………………………………………………..……………..14
2.3. Анализ опасностей и возможностей деятельности организации………….…17
Глава 3. Исследование возможностей разработки и реализации маркетинговой стратегии........................................................................................24
3.1. Создание системы стратегического управления………………………….…..24
3.2. Разработка и реализация маркетинговой стратегии……………..……………25
3.3. Оценка управленческих способностей и возможностей для реализации стратегии………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы………………………………………………31
Вторая сторона управленческого анализа связана с определением области свободы, которая, собственно, и обуславливает процесс стратегического выбора. При разработке стратегии полезно проанализировать историю развития фирмы и определить, за счет чего она достигала успеха или в чем кроются причины ее неудач. Хотя российские
предприятия имеют относительно небольшую историю деятельность в условиях рынка, тем не менее тщательный анализ этого периода является важной предпосылкой формирования успешной стратегии.
В результате проведения управленческого анализа и анализа деятельности конкурентов предприятия должно определить свои конкурентные преимущества.
Конкурентные
преимущества предприятия – это уникальные
осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми
владеет предприятие, а также стратегически
важные для данного предприятия сферы
бизнеса, которые позволяют побеждать
в конкурентной борьбе. Другими словами,
конкурентные преимущества можно как
высокую компетентность предприятия в
какой-либо области, которая дает наилучшие
возможности преодолевать силы конкуренции,
привлекать потребителей и сохранять
их приверженность товарам фирмы. В отличие
от сильных и слабых сторон предприятия
конкурентные преимущества обеспечивают
предоставление потребителям такого продукта,
который представляет для них известную
ценность и за который они готовы платить
деньги. Считается, что фундаментальной
причиной успеха одних предприятий и неудач
других является то, что процветающие
фирмы обладают конкурентными преимуществами,
а неудачники их не имеют.
2.3.
Анализ опасностей
и возможностей
деятельности организации
Предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Для того, чтобы эффективно осуществить деятельность по стратегическому планированию и стратегическому управлению необходимо получить достоверную и точную информацию и внешней и внутренней среде функционирования организации, ее сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах развития.
1) Первым этапом анализа будет анализ внешней среды.
Основное
назначение анализа внешней среды
– выявить и уяснить
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т.д.
Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии и соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования (приложение 2).
Для ЗАО «Тандер» составляется матрица SWOT, в которой представлен анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз развития.
Таблица 1. Матрица SWOT-анализа ЗАО «Тандер»
S (сильные стороны) | O (возможности) |
- широкий ассортимент
продукции;
- надежные поставщики; - высокое качество товаров; - сформировавшийся круг потребителей; - разумные цены на предлагаемый товар; - удобное месторасположение; - качественный
сервис и квалифицированное |
- расширение
рынка;
- освоение новых видов деятельности, сопутствующих услуг; - расширение ассортимента; - проведение рекламных акций - привлечение нового числа клиентов |
W (слабые стороны) | T (угрозы) |
-
недостаточное развитие систем
маркетинга;
- слабая рекламная деятельность; - недостаточная известность на рынке; - недоиспользование
всех возможностей развития |
- постоянно
меняющийся рынок;
- появление большого числа новых фирм-конкурентов; - низкие барьеры входа на рынок; -снижение покупательной способности населения; - преобладание ценовой конкуренции в отрасли; - наличие большого количества аналогичного товара на рынке. |
Вырабатывая
стратегии, следует помнить, что
возможности и угрозы могут переходить
в свою противоположность. Так, неиспользованная
возможность может стать
Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением внешней среды предприятия.
Факторы внешней среды. Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию.
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
• отдаленного воздействия, представляющих макросферу;
• влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы.
Совокупность факторов внешней среды предприятия представлена на рисунке 3 (приложение 3).
Как показано на рис.3 микросреда включает все группы, которые прямо влияют на основную деятельность предприятия или зависят от ее результатов. Это поставщики, конкуренты, потребители, и т.п.
Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Для ее изучения применяется СТЭП – анализ макросреды предприятия. СТЭП-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты деятельности предприятия. Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
Анализ отмеченных факторов получил название СТЭП-анализа.
С – социокультурные факторы, Т – технологические факторы, Э- экономические факторы, П- политические факторы.
Цель СТЭП-анализа – отслеживание изменений макросреды по четырем главным направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Таблица 2. Матрица СТЭП-анализа
Социальные факторы | С | Технологические факторы | Т |
1. Демографические
изменения
2. Изменение структуры доходов 3. Отношение к труду и отдыху 4. Социальная мобильность населения 5. Активность потребителей |
1.Государственная
техническая политика
2. Значимые тенденции в области НИОКР 3. Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий) 4. Новые патенты | ||
Экономические факторы | Э | Политические факторы | П |
1. Общая характеристика
экономической ситуации (подъем, стабилизация,
спад)
2. Курс национальной валюты и ставка рефинансирования 3. Уровень инфляции 4. Уровень безработицы 5. Цены
на ресурсы |
1. Правительственная
стабильность
2. Изменение законодательства 3. Государственное влияние на отрасли, включая долю госсобственности 4. Государственное регулирование конкуренции в отрасли 5. Налоговая политика |
Порядок проведения СТЭП – анализа. Выделяют следующие этапы:
3.
Дается оценка степени влияния
каждого фактора-события на
Таблица 3. Степень влияния внешних факторов на деятельность предприятия
|
В данном случае оценка 3,5 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка